Рагозин: уровень безработицы в Подмосковье за два года снизился вдвое

Рагозин: уровень безработицы в Подмосковье за два года снизился вдвое
Люди

Уровень безработицы снизился в Подмосковье за последние два года более чем в два раза, а минимальная зарплата в 2012 году впервые после кризиса превысила прожиточный минимум. О том, как удалось достичь таких результатов, а также о персональном подходе к каждому безработному, решении проблемы трудоустройства молодежи и привлечении в регион рабочей силы из-за границы рассказал в интервью РИА Новости председатель Комитета по труду и занятости населения Московской области Юрий Рагозин.

- Юрий Игоревич, каков прогноз по уровню безработицы на 2012 год в Московской области?

- Сегодня уровень регистрируемой безработицы в Московской области составляет 0,7%, это один из самых низких показателей в Российской Федерации. Пик роста безработицы мы прошли в 2010 году, на 1 января 2010 года численность безработных составляла 59,5 тысячи человек. Сегодня это 27 тысяч человек, то есть уровень регистрируемой безработицы снизился более чем в два раза.

Естественно, все наши программные мероприятия направлены на то, чтобы сохранить до конца года тенденцию снижения уровня безработицы. Планируем, при благоприятном исходе, его уменьшение до 0,6%.

- За счет чего в Подмосковье удалось добиться таких показателей?

- Прежде всего, за счет послекризисного развития экономики и гораздо большего, чем во многих других регионах, количества привлекательных рабочих мест. В банке вакансий областной службы занятости на данный момент имеется порядка 40 тысяч вакансий, на которые, казалось бы, можно трудоустроить те 27 тысяч безработных, которые стоят на учете.

Но не всегда спрос и предложение на рынке труда совпадают. Около 75% вакансий - с заработной платой ниже 20 тысяч рублей, что недостаточно привлекательно для жителей Московской области и затрудняет трудоустройство. Но привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест с достойной заработной платой и благоприятными условиями труда, думаю, дадут определенные результаты.

Работать с людьми, выполнять их запросы на поиск подходящего рабочего места возможно при двух, на мой взгляд, составляющих. Во-первых, это - персонифицированная работа центров занятости населения с конкретными людьми, изучение их возможностей и пожеланий. Во-вторых, важна и экономическая составляющая: не будет рабочих мест - будет сложно людей трудоустраивать.

В доказательство своих слов могу сказать, что у нас, несмотря на такой низкий средний уровень безработицы, существует достаточно приличный разброс среди муниципальных образований по уровню безработицы - от 0,1% до 6%. Уровень безработицы в 6% довольно высокий, когда практически нет рабочих мест. И такие депрессивные районы требуют обратить на себя особое внимание.

- В чем заключается суть персонифицированной работы при трудоустройстве граждан?

- На учете стоят 27 тысяч безработных, и это не очень большое количество, поэтому есть возможность знать потребности каждого, точечно работать с каждым человеком, знать, что именно ему необходимо. Гражданин может пройти курсы профориентации, чтобы понять, в каком направлении ему действовать. Также он может изучить потребности рынка труда, понять, по какой профессии обучаться, какую специальность получить, чтобы иметь гарантию трудоустройства и дальнейшей успешной работы.

Есть категории людей, которые длительно не могут найти работу, поэтому у нас существуют программы, связанные с социальной адаптацией этих людей. Ведь длительная безработица - это психологический фактор, действующий на человека. Есть программы, которые позволяют помочь соискателю подготовить свое резюме, помочь ему выбрать правильную линию поведения на собеседовании с работодателем при найме на работу.

Такой персонифицированный подход позволяют создать определенный трамплин для дальнейших действий человека на рынке труда. Это касается как длительно неработающих граждан, так и молодых людей, которые впервые ищут работу.

- Какие еще меры принимаются для трудоустройства выпускников вузов без опыта работы?

- Главная мера (и она не совсем связана с нашей деятельностью) - увязать рынок образовательных услуг с потребностями рынка труда. Нужно заранее готовить таких специалистов, которые были бы востребованы через 4-5 лет. Наверно, это главный подход, который надо решить на уровне государства.

Кроме того, молодому человеку самому нужно подумать, что будет с обществом и экономикой к тому времени, когда он закончит выбранное учебное заведение, насколько востребована будет его специальность. Юристы, менеджеры, экономисты, финансисты - мы таких специалистов в последнее время подготовили достаточно много, и проблемы с трудоустройством у этих выпускников имеются.

Сегодня работодатель в первую очередь требует опыт работы (а он так просто не приходит), значит, надо реально оценить свои возможности. Не требовать, что "вот я закончил, дайте мне", а оценить свои возможности с точки зрения оплаты труда, не завышать свою "зарплатную" планку. А дальше уже, набираясь опыта, постепенно повышать собственный статус.

Хочу напомнить, что в 2009-2011 годах в рамках программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, у нас в Московской области реализовывалось мероприятие по стажировке молодых специалистов. Это было федеральным начинанием, и деньги направлялись из федерального бюджета в каждый субъект РФ. Но, к сожалению, не каждый молодой специалист идет на такую стажировку, и не каждый работодатель, даже несмотря на какие-то стимулирующие меры, готов взять на стажировку молодого специалиста.

- А в этом году планируются такие стажировки?

- Нет, в этом году программы стажировок не будет, поскольку она была направлена на преодоление именно кризисных трудностей. Однако сегодня в каждом областном учебном заведении существуют центры по трудоустройству выпускников.

Хочу отметить, что сегодня проблемы по трудоустройству выпускников подмосковных учебных заведений нет. Большие проблемы у нас возникают с выпускниками, которые учатся в московских учебных заведениях, их учет достаточно сложный. Ведь у нас большое количество учебных заведений, и надо какую-то ревизию, мониторинг провести, чтобы учить людей тем специальностям, которые будут востребованы.

Кстати, есть бюджетная и коммерческая формы обучения. Например, если молодой человек поступил на бюджетное обучение за счет средств государства, то для него должно быть в большей степени гарантировано и трудоустройство. Во-первых, исходя из способностей этого человека, во-вторых, исходя из тех государственных средств, которые в него вложены. Ведь на бюджетное обучение поступают, в основном, талантливые, способные люди, от которых, если они потом идут работать по специальности, и хорошая отдача должна быть государству.

Можно было бы распространить на бюджетников форму гарантированного трудоустройства. Конечно, это чем-то похоже на целевой прием, но я имею в виду бюджетные места в учебных заведениях.

Также стоит отметить, что в значительной степени сейчас востребованы рабочие профессии. Причем не те, что были 20-30 лет назад. Сейчас это другой уровень, требующий уже и другого образования. Здесь, конечно, непочатый край работы, начиная со школы. Потому нет смысла плодить "специалистов" с высшим образованием, которые потом оказываются не у дел. Необходимо привить молодежи престиж рабочей профессии.

- Что касается рабочих профессий, то больше всего они востребованы у трудовых мигрантов. Сколько их приедет в Подмосковье в 2012 году?

- Квота на иностранную рабочую силу в этом году в Подмосковье составляет 149,2 тысячи человек. В 2011 году мы начинали с 85 тысяч человек, в итоге получилось 120 тысяч, но это были кризисные годы. Сегодня же возросло количество вакансий, снизилась напряженность на рынке труда. Поэтому предложение по квоте поддержала межведомственная комиссия, в которую входят представители всех министерств и ведомств, работодателей и профсоюзов. В 2008 году квота составляла 148 тысяч человек, то есть можно сказать, что мы вышли на докризисный уровень.

Причем из 149,2 тысячи иностранных граждан 50,3% имеют квалифицированные рабочие профессии. В первую очередь, это станочники, которые требуются для предприятий Московской области, остальные 49,7% - низкоквалифицированный персонал. То есть половина приезжих - это востребованные сегодня на рынке труда специалисты рабочих профессий. И такие показатели также о многом говорят.

Если мы думаем о необходимости дальнейшего замещения привлекаемой иностранной рабочей силы гражданами России, то, естественно, нужно создавать соответствующие условия на производстве, чтобы эти рабочие места были привлекательными для наших соотечественников, также необходимо обучать молодежь рабочим специальностям.

- Как контролируются условия жизни и труда мигрантов?

- Есть контролирующие органы, которые проверяют эти условия. При рассмотрении заявок работодателей (на этот год их было около 500 тысяч) один из главных критериев их удовлетворения - условия проживания мигрантов. Это может быть общежитие при организации или аренда работодателем каких-то мест в пансионатах. Именно на это при рассмотрении заявки обращается внимание в первую очередь, и до того, как заявка принимается, проверяются условия проживания.

Есть утвержденный правительством Московской области план мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда на предприятиях. Эта работа всегда целенаправленно велась. Конечно, не все так, как хотелось бы, но Подмосковье по уровню производственного травматизма - один из наиболее благополучных субъектов Российской Федерации. И это несмотря на то, что у нас развитые экономика и производственные структуры, где трудится много работников. На мой взгляд, эти вопросы сегодня решаются, хотя, естественно, совершенства достичь сложно, и в этом направлении работы мы не должны останавливаться.

Если говорить о том, в каких сферах существуют проблемы травматизма, то тут можно назвать строительную отрасль. Есть также вредные производства, которые существуют на обрабатывающих предприятиях. Здесь необходимо работать в плане улучшения условий труда. В первую очередь, работодатель обязан проводить экспертизу условий труда, аттестовывать свои рабочие места. Координация работы здесь, конечно, за Мособлтрудом. Эта работа была, есть и будет, и она проводится на территории Московской области постоянно.

Естественно, в любом хорошем деле есть недобросовестные, недостаточно законопослушные люди, которые нарушают установленный порядок, но мы рассматриваем деятельность муниципальных образований и их глав по созданию благоприятных условий для проживания иностранных граждан, проверяем, как работают органы внутренних дел, миграционная служба.

Также при рассмотрении заявок учитывается уровень заработной платы, предлагаемой иностранным работникам, востребованность конкретной специальности на рынке труда региона. Мы проверяем, подавал ли ранее работодатель информацию о вакансиях, на которые хочет привлечь иностранную рабочую силу, чтобы центр занятости мог предложить эти рабочие места жителям Московской области.

Поэтому, на мой взгляд, 149,2 тысячи - это именно та объективная квота, которая необходима сегодня экономике Подмосковья.

Помимо условий труда и проживания, есть вопросы социальной адаптации трудовых мигрантов. Премьер РФ Владимир Путин об этом недавно говорил. Все мигранты, прежде чем работать на той или иной территории, должны изучить язык этой страны. У нас это, в принципе, не сложно сделать, поскольку большинство иностранных рабочих - выходцы из бывших советских республик, и для них русский язык достаточно близок.

Иностранный работник должен знать язык, должен знать традиции, законодательство того государства, в которое он приехал. И такие требования к мигрантам в определенной степени обезопасят нас от возможных межэтнических конфликтов. Я считаю, что работа по созданию условий социальной адаптации мигрантов должна лечь на плечи того работодателя, который приглашает их, он должен создавать для них условия проживания и изучения языка. Только такое отношение приведет к нормальной адаптации иностранных работников в регионе.

- На территории Подмосковья проживает немало инвалидов, какие меры принимаются по их трудоустройству?

- Существует закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, который действует в Подмосковье. В рамках этого закона предприятия заявляют о тех вакансиях, которые у них для инвалидов предусмотрены. Эти рабочие места предлагаются для трудоустройства. Закон о квотировании распространяется на предприятия с численностью персонала свыше 100 человек.

Кроме того, недавно на заседании правительства Московской области была утверждена программа дополнительных мероприятий по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Этой программой предусмотрено в течение 2012 года трудоустроить свыше 400 инвалидов и более 200 человек, которые воспитывают детей-инвалидов или являются многодетными родителями.

Причем, потраченные работодателем средства на оборудование рабочего места для инвалида при создании на нем каких-то специальных условий или устройств, чтобы человек мог на этом месте работать, возмещаются в размере 50 тысяч рублей на каждое рабочее место. Мы уже приступили к реализации этой программы.

- Какая в Московской области минимальная заработная плата, как соотносятся ее рост и уровень инфляции?

- С 1 января 2012 года минимальная заработная плата по Подмосковью составляет 9 тысяч рублей, это почти в два раза выше, чем по России, где она составляет 4,611 тысячи рублей. При этом прожиточный минимум в Московской области - 8,73 тысячи рублей. Впервые после кризиса в регионе минимальная заработная плата выше прожиточного минимума. И это нормальная ситуация, которая обеспечивает определенные социальные гарантии жителям региона.

Также с 1 января этого года мы проиндексировали на 10% заработную плату бюджетникам и планируем с 1 сентября проиндексировать ее еще на 6%. Причем в Российской Федерации индексация предусматривается на 6% только с 1 октября 2012 года. Стоит отметить, что Московская область - один из немногих субъектов РФ, где устанавливается свой минимум заработный платы.

Эти цифры говорят о достаточно серьезной социальной составляющей в деятельности правительства региона и губернатора в первую очередь. И все то, о чем мы с Вами говорили, невозможно достигнуть без экономической составляющей. Это цифры, которые подкреплены развитием экономики Московской области.