«Программа импортозамещения у нас провалилась» — эксперты про эмбарго

«Программа импортозамещения у нас провалилась» — эксперты про эмбарго
Люди

Россияне уже два года живут в условиях продуктового эмбарго: 6 августа 2014 года Россия ввела контрсанкции на ряд импортных продуктов. Тем временем в России устраивают первый фестиваль отечественного сыра и переправляют испанский хамон через Белоруссию. Корреспондент РИАМО расспросил экспертов о том, в чем они видят плюсы и минусы санкций, можно ли «заместить» популярные импортные бренды, и чего ждать российским покупателям.

Молочный фальсификат: что выльется из импортозамещения >>

Татьяна Исаченко, профессор, доцент кафедры Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО:

Про «черный рынок» и рост цен

«В ситуации с санкциями я вижу больше минусов, чем плюсов для России. Если подводить итоги последних двух лет, то главное – это рост цен. К нему, в том числе, привело сокращение ассортимента товаров на прилавках магазинов. Некоторые товары просто исчезли, а те производители, чей товар остался, фактически стали монополистами. Конечно, больше всего почувствовали сокращение ассортимента жители крупных городов – в небольших населенных пунктах это заметно меньше, но рост цен там ощущается также, как и везде. Когда ряд продуктов получили санкционный статус и их ввоз в страну был запрещен, сразу же активизировались спекулянты.

Возникло подобие «черного рынка» и всевозможные магазины санкционных продуктов.

Плюсы, конечно, тоже очень хочется найти. Приходит в голову импортозамещение и отечественный производитель... Но тут есть несколько «но». Во-первых, два года – это слишком маленький срок, чтобы организовать полноценное импортозамещение. Во-вторых, некоторые продукты, к примеру, устрицы или креветки заместить отечественными аналогами практически невозможно. К тому же, наши производители довольно инертны.

Казалось бы, некоторые продукты ушли с рынка – есть шанс занять это место. Но никто с этим почему-то не спешит».

Медведев назвал отрасли, где импортозамещение идет наиболее активно >>

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:

О провале импортозамещения

«По официальным данным, продуктовая инфляция за минувшие два года составила 31%. Когда контрсанкции вводились, у них были две цели: первая – политическая, дать ответ на санкции в отношении нашей страны. Вторая – экономическая: стимулировать отечественного производителя на производство товаров, способных заменить зарубежные аналоги (программа импортозамещения). Сейчас уже очевидно, что она провалилась. Рост в 3%, который в 2015 году демонстрировало отечественное сельское хозяйство, дали крупные производители, имеющие серьезную господдержку. К сожалению, средних и мелких игроков рынка она никак не коснулась. При этом у населения снижаются доходы, падает покупательная способность.

Люди вынуждены переходить на более дешевые и низкокачественные продукты питания.

Это объясняется тем, что из-за контрсанкций некоторые зарубежные товары просто исчезли в России, а заменить их нечем. При этом имеются факты реэкспорта через Белоруссию санкционных продуктов, например, хамона, пармезана и мидий, что, в свою очередь, снижает эффективность контрсанкций. И без поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства ситуация в России в условиях санкций будет только ухудшаться».

Более 50% продуктового ассортимента магазинов Подмосковья производится в регионе >>

Дмитрий Галаганов, член правления Руспродсоюза:

Про замещение брендов

«Видим ли мы спустя два года эффект от санкций? И да, и нет. Производители сырьевой продукции, к примеру, мяса, сразу оказались в выигрышном положении. Это простой продукт, не требующий брендирования – его легко продвигать. Но взять конфеты марки «Ферреро»: они и раньше были недешевы, а теперь стоят еще дороже, но люди их все равно покупают в этой непростой экономической ситуации – а все потому, что это сложный, брендовый продукт. Возможно ли его заместить отечественной продукцией? Возможно. Но это требует времени.

Дело в том, что создание нового бренда и выведение его на рынок – это длительный процесс: где-то 2 года для простых товаров и 3 – для сложных.

Эффект, который мы сейчас видим, нельзя считать окончательным. Как мне кажется, он зависит больше не от санкций, а от валютной конъюнктуры. И если она сохранится – мы увидим не только то, как работает внутреннее импортозамещение, но и как развивается экспорт отечественных товаров, к примеру, в Китай, где их сейчас очень ждут. Думаю, произойдет это через 1,5-2 года».

Всероссийский сырный фестиваль «2 года санкциям» пройдет в Истринском районе 6 августа >>

Сергей Королев, президент Национального союза производителей овощей:

«В целом эффект от санкций мы оцениваем, как положительный. За последние два года мы снизили импорт иностранной продукции на 35-40%, при этом нарастили собственное производство по некоторым категориям на 60% и более. Для нас это реальный прорыв. Его удалось добиться, прежде всего, благодаря господдержке и грамотному распределению инвестиций.

Единственная проблема на данный момент заключается в том, что нам для производства порой приходится покупать иностранное оборудование, которое просто не имеет российских аналогов и из-за валютной ситуации подорожало. Однако если нынешняя поддержка со стороны государства сохранится, мы минимизируем эти издержки.

Вообще, чем дольше сохранятся санкции, тем лучше разовьется отечественное производство.

Результатом этого будет возможность для российского потребителя покупать качественные товары, произведенные в нашей стране, а не импортную продукцию».

Путин продлил продуктовое эмбарго в отношении стран Запада до конца 2017 г >>

Алексей Стейнерт

Как вам материал?