Писатель Игорь Ходаковский: о премии «Золотое перо Руси 2018» и хайпе в литературе

Писатель Игорь Ходаковский: о премии «Золотое перо Руси 2018» и хайпе в литературе
Люди

Игорь Ходаковский из подмосковного Наро-Фоминска стал обладателем премии «Золотое перо Руси 2018» за повесть «Паша Колокольчиков». В интервью обозревателю РИАМО писатель рассказал о том, как найти своего читателя, когда всем правит хайп.

- Как вы пришли в литературу?

- Я окончил Ленинградский институт культуры им. Н.К. Крупской. Работал на Калининградской студии телевидения режиссером молодежных программ, директором по концертной деятельности в областной филармонии, но в перестройку ушел в бизнес, так и не оставив идею заниматься творчеством.

Я писал киносценарии – они ждут своего часа, но полноты в этом не находил, так как киносценарии – это незаконченный продукт, он требует экранного воплощения, в отличие от литературы, которая в любом жанре является законченным продуктом.

Полноценно заниматься литературой я стал в 2007 году. У меня есть романы, повести, рассказы, пробую заниматься театральной драматургией.

Мне нравится, что у литературы есть практическое действие – человек окрыляется прочитанным и многое сохраняет в сердце. Он понимает, что, с одной стороны, создан для счастья, но достигается оно путем многих жизненных перипетий и испытаний. Как говорил Лев Толстой, счастья нет – есть только его зарницы, живите ими и наслаждайтесь. Думаю, литература помогает людям жить.

- Сегодня быть напечатанным стало проще, чем в советское время?

- Конечно, сегодня любой может опубликоваться на многочисленных электронных ресурсах, но эффективно ли это для того, чтобы стать узнаваемым писателем? У меня есть страничка на одном из них, кто-то меня называет мастером, кто-то критикует.

Я состою в Московском союзе писателей и зашел в литературу через журналы. Конечно, в советское время эта организация имела ни с чем несравнимую силу, ее поддерживал сам Сталин. Сейчас в этой организации много энтузиастов, которым стоит больших усилий издавать журнал «Московский вестник».

Кроме того, я печатаюсь в журнале «Воин России», у которого самый большой тираж из литературных изданий – 11,5 тысяч экземпляров. Три года назад я пришел к ним с улицы с рассказом «Вишнеха», и они его напечатали. В 2015 году был удостоен особым вниманием редакции журнала в № 11, это был юбилейный выпуск, посвященный столетию со дня рождения Константина Симонова, в нем, наряду с работами известного писателя, была опубликована моя повесть - киносценарий «Ромашка – Солнечный цветок». В данный момент являюсь постоянным автором журнала.

Для производства кино требуются сотни миллионов рублей, а для того, чтобы издать книгу тиражом от 3000 до 5000 экземпляров – около 500 тысяч рублей, но, если к этому добавить электронные версии, аудиокниги и элементарное продвижение продукта, потребуется больше денег.

С издательствами работать сложно, так как по большей части это коммерция, поэтому нужны поддержка и большие вложения или громкие имена, которые все знают, и отчасти их можно понять.

Писатель Леонид Фомин: «Мои книги – это фильмы, которые я снимаю в одиночку» >>

- То есть в литературе тоже важен хайп?

- Сейчас выходят такие книги, которые вызывают у людей недоумение. Все связано с деньгами. Книги человека, которого уже знают, будут покупать. И издательства это понимают. К тебе будет другое внимание, другое отношение и, самое главное, – тебя прочитают. Если ты никому не известен, то в издательстве тебе скажут, приходи через год. И, может быть, тебя прочитают редакторы.

Но, к счастью, у нас в стране много людей, которые любят искусство и могут помочь найти выход.

«Я работаю для тех, кто выстраивается в очереди в мороз на Серова и Айвазовского».

Это люди, которые стоят в очереди за искусством, чтобы получить душевную и, возможно, духовную пищу.

- Какие ваши главные достижения в литературе?

- Роман «Ангелина», я хочу этот роман напечатать. Он необычный. С одной стороны, действие разворачиваются в реальности, с другой, это, как сегодня называют, жанр «фэнтези», но у меня невидимое – это реальность. В своих произведениях я использую реализм и фэнтези и считаю, что все это и есть полнота мира.

Среди моих литературных наград – премия за лучшую прозу за рассказ «Адольф Иванович», премия «Литературный Олимп» от организации евразийских писателей и «Золотое перо Руси 2018» за повесть «Паша Колокольчиков», вручение которой пройдет 26 октября в Центральном доме литераторов.

- Ваш главный герой Паша Колокольчиков напоминает альтруиста Пашу Колокольцева из рассказа Шукшина «Живет такой парень». Расскажите про эту отсылку.

- Я нашел определенную форму для себя, которая помогает выразить рождение чувства у читателя в предложенной истории. На самом деле, с Шукшиным это никак не связано. Я знаю про этого героя, но у меня совсем не похожий сюжет. Жизнь моего Паши, как колокольчик, звенела до последнего вздоха, как чистый ручей, поэтому я не мог отказаться от этой ассоциации. Мой Паша – простой человек, страшно обделенный жизнью.

Писатель Януш Вишневский: «О женщинах я знаю не больше, чем другие мужчины»>>

- Участие в конкурсе «Золотое перо Руси 2018» помогает автору стать популярным?

- Сложно предугадать, чем на самом деле обернется победа в этом конкурсе. Этот конкурс международный, в нем принимают участие авторы из Германии, Венгрии, США, Израиля, Украины, Болгарии и других стран. Организаторы занимаются популяризацией русского языка. В отличие от многих конкурсов, где просят предоставить книгу, публикацию в журналах, здесь принимают и неопубликованные работы.

Я отправил свою повесть «Паша Колокольчиков» в номинацию «Военно-патриотическая», так как у меня было несколько законченных работ в этом жанре. Я не видел войны, но мои бабушки и дедушки знали о ней и рассказывали мне. И то впечатление, которое они произвели на меня, настолько сильное, что эта тема волнует меня и сегодня. Сейчас закончена работа «Валя» о блокадном Ленинграде, которую я бы хотел выпустить не в сборнике, а отдельным изданием.

Писатель Елена Михалкова: «Самое интересное в детективе — человек»>>