Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу

Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу
Люди

Материал подготовлен Химкинским ИА>>

Химкинский ветеран Арнольд Кульшан провел в кабине истребителя в общей сложности около 25 лет, освоил 11 типов и модификаций самолетов, совершил 129 парашютных прыжков и три катапультирования, в том числе в стратосфере. В преддверии Дня защитника Отечества корреспондент Химкинского информагентства узнал, как ему довелось общаться с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным, и как летчик выходил из смертельно опасных ситуаций.

Читайте рассказ Екатерины Катуковой о муже-герое, танках и битве за Москву>>

Как выбрал морскую авиацию

Будущий летчик родился в Донбассе в 1933 году. Как и многие его сверстники, мечтал после школы пойти учиться на сталевара - тогда это было очень престижно. Но случай изменил планы. На призывной комиссии в военкомате внимание юноши привлек офицер в красивой морской форме. Он увлеченно рассказывал о Морском авиационном училище имени Сталина в Ейске, о подготовке морских летчиков, романтике их службы. Так юноша стал курсантом военного училища.

Начало службы Арнольда пришлось на непростое время. Только закончилась Великая Отечественная - началась «холодная война». Поэтому молодому летчику приходилось работать в условиях, приближенных к боевым.

Наиболее эффективным видом оружия противовоздушной обороны в то время была авиация. В этих условиях необходимо было срочно создавать новую боевую технику. Неудивительно, что самолеты зачастую прямо с завода поступали «на обкатку» в часть, стоявшую на боевом дежурстве.

Говорят, пилот, как и минер, ошибается только один раз. В этом Арнольд убедился на последнем курсе учебы. В ходе тренировочного полета на самолете МиГ-15 он попал в перевернутый штопор. Несмотря на грамотные действия пилота, машина никак не хотела выходить из опасного положения. Приборы показывали – до земли всего 600 метров! Надо было катапультироваться.

«Если не «отпилотирую» программу - как посмотрю в глаза товарищам? Погибнет самолет, появится чувство страха…», – мелькнула мысль. Курсант взял себя в руки и медленно потянул ручку управления. Машина послушалась и буквально над землей стала выходить из штопора.

А через неделю еще один курсант во время полета вошел в неуправляемый штопор и вынужден был катапультироваться. Как потом установила комиссия, в самолете была нарушена центровка. Дело в том, что на его вооружении стояли три пушки. Чтобы исключить случайный выстрел во время учебных полетов, ящики со снарядами оставляли на земле. Это и повлияло на устойчивость машины в полете. Впоследствии для центровки машины стали загружать ее балластом.

Офицер-афганец из Пущина: о службе в горячих точках и боевом братстве>>

О дружбе с космонавтами

После летного училища выпускников направили служить на Кольский полуостров в истребительный авиаполк Северного флота. Здесь пилоты осваивали новые машины, а также несли боевое дежурство. Аэродром находился вблизи норвежской границы, поэтому часто приходилось подниматься в небо по боевой тревоге.

В конце 50-х в Заполярье прибыли «кузнечики» – так морские летчики в шутку называли пилотов ВВС и ПВО, по зеленому цвету их обмундирования. Среди них был и выпускник 1-го Чкаловского военно-авиационного училища летчиков имени К. Е. Ворошилова, будущий космонавт Юрий Гагарин.

«Мы с Юрием Алексеевичем жили по соседству, играли в хоккей с мячом. Я был вратарем, он – нападающим», – вспоминает Арнольд Александрович.

Гагарин отличался прямотой, честностью и всегда сохранял спокойствие. Были случаи, когда к нему обращались за советом, как поступить в той или иной ситуации. «А как учили», – обычно отвечал он с улыбкой, рассказывает Кульшан.

Узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники, Гагарин в числе первых написал рапорт о зачислении в такую группу. На вопрос, о какой технике идет речь, Гагарин уклончиво ответил: «Да, говорят, будем на ракетах летать. Без крыльев, благодаря мощной энергии двигателя».

По словам Арнольда Александровича, желающих освоить «новую технику» было много. Но в качестве кандидатов специальная комиссия из Москвы отобрала только шесть пилотов, и лишь двое из них в итоге прошли все испытания и были зачислены в отряд космонавтов. Это Юрий Гагарин и Георгий Шонин.

«Георгий Степанович – будущий космонавт № 17 (командир корабля «Союз-6») – окончил со мною одно училище. Мы были друзьями, вместе проводили досуг, занимались спортом, выпускали стенгазету. Дружба не прерывалась и тогда, когда он стал космонавтом», – вспоминает ветеран.

Поисковик из Протвина: мы вернули на родину останки защитника Москвы>>

Прыжок в стратосферу

В начале 1960 года в вооруженных силах СССР прошло сокращение личного состава. Наиболее перспективные пилоты, в том числе и Арнольд Кульшан, были переведены в 4-ю отдельную Уральскую армию ПВО.

На аэродроме Большое Савино в Перми он осваивал сверхзвуковой истребитель МиГ-19п. Эта машина имела серьезные конструкторские недоработки и часто терпела аварии. Так погиб опытный пилот Федор Колганов: загорелся двигатель, а когда летчик заметил пламя – было уже поздно катапультироваться - прогремел взрыв.

Однажды в ходе учебного боя Арнольд Кульшан тоже почувствовал в кабине самолета запах гари. На большой высоте солнце слепило, и определить что-либо по приборам было невозможно. Он оглянулся и увидел за собой коричневый шлейф дыма.

Следовало немедленно катапультироваться, но на сверхзвуковой скорости сделать это было невозможно: человека от перегрузки могло разорвать в клочья. Чтобы погасить скорость, пилот стал набирать высоту. Как на грех, заклинило и шторки кабины. Неимоверным усилием летчику удалось их сдвинуть и «выстрелиться». Температура за бортом – минус 60 градусов. Лицо прикрывает только кислородная маска. По словам Арнольда Александровича, болтало в свободном падении в стратосфере так, что того и гляди оторвутся ноги. Но приземлиться удалось в целом благополучно. С обморожением и серьезным повреждением позвоночника пилот был доставлен в госпиталь.

После лечения его снова потянуло в небо. На учениях «Север» летный состав полка, в котором служил Кульшан, впервые выполнил перехваты «противника» над Северным Ледовитым океаном с использованием самолетов в качестве ретрансляторов команд наведения. Все воздушные «бои» были выполнены в сложной метеообстановке с отличными результатами. Как отметило командование, капитан Арнольд Кульшан продемонстрировал высокое пилотажное мастерство и мужество.

Блокадный дневник Вали Мироновой: как считали картошку и мечтали выжить>>

Первый испытатель МиГ-25

В 1988 году полк, в котором служил пилот, был переброшен в район Новой Земли. Здесь он нес дежурство по перехвату бомбардировщиков США, которые нередко нарушали советское воздушное пространство.

Однажды, возвращаясь с задания, Кульшан попал, казалось бы, в безвыходную ситуацию. Аэродром накрыло плотными слоями низких облаков. Пилот решил посадить машину по приборам. Скорость – 400 километров в час, а до земли всего-то около 60 метров, горючее на исходе. Значит, посадить самолет вряд ли получится. Тогда он стал набирать высоту, чтобы катапультироваться, но девятитонный МиГ-19 вдруг «просел» и завалился под облака. И тут, буквально над землей, летчик заметил аэродромные бочки из-под горючего. Они и стали тем ориентиром, по которому пилот посадил истребитель.

На аэродроме тревогой следили за опасными маневрами товарища. И когда он благополучно приземлился, стали качать его на руках и поздравлять. «Я тебе, дорогой, не давал и пяти процентов на то, что выживешь! Это был тот случай, когда летчики бьются», – признался командир эскадрильи.

За мужество в полете командование наградило Арнольда Кульшана именными часами, а его портрет был помещен на Доску почета Дома офицеров.

Майор Арнольд Кульшан был в числе первых, кто испытывал новейший авиационный комплекс – МиГ-25, а затем на нем заступил на боевое дежурство.

Как освобождали Волоколамск: воспоминания танкиста и партизана>>

Владимир Соколов