Пилот аэростата Диана Насонова: воздухоплавание — это образ жизни

Пилот аэростата Диана Насонова: воздухоплавание — это образ жизни
Люди

Диана Насонова - пилот воздушного шара и чемпионка России по воздухоплаванию среди женщин. Девушка влюбилась в небо 10 лет назад, когда по наводке друзей стала спортивным наблюдателем, и там же, в небе, встретила свою любовь. Сейчас она не представляет своей жизни без воздухоплавания. Впереди у нее - первый женский Чемпионат мира по воздухоплаванию-2014.

Как судьба свела ее с воздушными шарами, какую роль они сыграли в ее жизни, и как выучиться на пилота, Диана рассказала в интервью порталу «В Подмосковье» во время фестиваля воздухоплавания «Московское небо».

Влюбилась в небо

«В воздухоплавание я пришла 10 лет назад как судья. Меня позвали друзья, рассказали, как это здорово, что проходят соревнования на воздушных шарах, и можно в них поучаствовать в качестве судьи. Для этого нужно было пройти специальные курсы спортивных наблюдателей. Я их прошла и поехала на свои первые соревнования - за первым опытом», - вспоминает Диана Насонова.

Это был 2004 год. Соревнования проходили в Великих Луках (Псковская область). Этот город - столица российского воздухоплавания с начала 90-х годов, там собирается много опытных пилотов, работают школы воздухоплавания. И этот город, как и само воздухоплавание, стал судьбоносным для девушки.

«До этого я никогда не летала на шаре и вообще в глаза его не видела. В Великих Луках я первый раз поднялась на шаре - и влюбилась в небо», - признается Диана.

Спортивный наблюдатель должен уметь читать карты, ориентироваться на местности, понимать задания, которые дают пилотам, четко знать правила полетов и следить за их исполнением, а также искать маркеры и измерять результаты пилотов, объясняет Диана.

«После этого я стала очень много ездить по соревнованиям как спортивный наблюдатель. Сначала по России, потом съездила за рубеж - я увидела мир благодаря воздухоплаванию. Я полюбила воздухоплавание, и мне захотелось дальше и больше», - делится девушка-пилот.

Узнайте, как подготовиться к полету на воздушном шаре>>

В семье - два шара и два пилота

«Воздухоплавание стало моей судьбой - потому что именно благодаря этому я встретила своего будущего мужа (Дмитрий Кузьминых - пилот аэростата «Аэролама»)», - рассказывает Диана.

Правда, тогда он еще не был пилотом. Они познакомились во время соревнований, где Дмитрий был членом одной из команд, штурманом, а Диана - спортивным наблюдателем в этой команде. Это произошло тоже в Великих Луках - судьбоносном городе.

После свадьбы Диана и Дмитрий вместе учились на пилотов в Великих Луках. Сейчас они вместе участвуют в соревнованиях и фестивалях, а также организовали в Истринском районе Подмосковья клуб полетов на воздушном шаре «Аэролама».

«Так что у нас в семье два шара и два пилота!», - улыбается Диана Насонова.

Их маленький сын Даниил (3,5 года) уже сам пилотировал воздушный шар.

Сама Диана в качестве пилота летает пятый год. Свой собственный аэростат «Борей» она купила в 2010 году.

Кстати, шар российского производства стоит около 1 миллиона рублей - это корзина, горелка, газовые баллоны и оболочка, а также вентилятор.

Смотрите видеорепортаж о том, как в Подмосковье «лечат» страх высоты прыжками в пропасть>>

Воздухоплавание - это образ жизни

По словам Дианы, воздушный шар - это не только хобби, это образ жизни.
«Мы живем в этом. Летом - сезон. Начиная с мая, мы практически не переставая, переезжаем с одного мероприятия на другое - соревнования, фестивали, полеты, фиесты», - рассказывает Диана.

В первый же год, как начала летать, она поехала на один из российских чемпионатов (Открытый Кубок Пермского края по воздухоплаванию) и выиграла его, в тот же год стала чемпионкой России среди женщин. Потом участвовала во многих региональных и международных соревнованиях в России, где попадала в пятерку и десятку лидеров.

В 2014 году Диана отмечает 10-летие своей «воздухоплавательной» карьеры. Символично, что в этом же году она будет защищать честь России на первом Чемпионате мира по воздухоплаванию среди женщин, который состоится в Польше в начале сентября.

«Будем защищать честь России - для этого прикупили российский флаг! Пятьдесят сильнейших пилотесс - только женские экипажи! Я рада, что мне выпала честь представлять Россию на таком высоком уровне», - говорит Диана.

В этом году они с Дмитрием уже ездили в Польшу тренироваться. «Через две недели будем выдвигаться - шар повезем в прицепе», - рассказывает девушка-пилот.

Транспортируют шар на автомобиле - это удобно, особенно на близкие расстояния, да и на дальние тоже, особенно по Европе.

Как суперкары соревновались с самолетами на шоу «Форсаж» - смотрите фотоленту>>

Воздух - это серьезно

В соревнованиях может быть около 20 спортивных упражнений - в основном на точность, рассказывает пилот. Шар должен подлететь к заданной точке - цели. Это может быть перекресток дорог или координаты на поле, где размещают крест из ткани. Экипажи аэростатов сбрасывают на землю маркеры - ленточки с грузом (мешочки с песком). Место приземления маркера - это и есть результат пилота. Кто ближе всего к центру - тот победитель, объясняет Диана.

В течение полета может быть несколько (от трех до пяти) заданий разного уровня сложности. Например, бывает погоня за аэростатом - это называется «заяц и собаки», когда взлетает сначала один шар, а остальные должны следовать за ним прилететь туда, куда он приземлится.

Пилотируют шар за счет управления горелкой и парашютным клапаном на оболочке. Подогреваешь воздух внутри оболочки - шар поднимается, выпускаешь через клапан теплый воздух - опускается, объясняет Диана. Шар летит по ветру и управляется только вверх-вниз. А за счет того, что ветер с высотой меняет направление, можно менять курс полета и выполнять задания.

Очень большую роль в воздухоплавании играет метеообеспечение. Чтобы прилететь в заданную точку, нужно знать, откуда дует ветер.

«Мы измеряем фактический ветер, смотрим прогноз и сопоставляем эту информацию. Летают на тепловом аэростате при ветре до 7 метров в секунду - при сильном ветре полеты на шаре запрещены», - уточняет Диана.

На пилота аэростата учатся в специальных школах, в России несколько таких школ, есть школы за рубежом. По итогам выдают лицензию пилота. Сначала сдаются школьные экзамены, потом - государственные, обязательная медкомиссия. Раз в два года нужно проходить переаттестацию, рассказывает Диана.

«Это же воздух, авиация - здесь все серьезно, здесь не бывает шуток», - подчеркивает пилот.

Смотрите фоторепортаж с чемпионата по воздухоплавательному спорту в Подмосковье>>

Татьяна Кежаева