Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах

Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах
Люди

В последние четыре года театр имени М. Н. Ермоловой не перестает удивлять московскую публику оригинальными постановками и интересными решениями. Кардинальные изменения в репертуаре произошли с приходом нового художественного руководителя – Олега Меньшикова. Очередным шагом к зрителю станут гастроли театра Ермоловой в подмосковном Серпухове, которые пройдут в рамках проекта «Подмосковная афиша». О своих творческих целях и отношении к современному кино, о том, почему согласился сниматься в новом фильме Бондарчука, и зачем человеку мечтать, Меньшиков рассказал в интервью РИАМО.

Стас Пьеха: про наркоцентр, адреналин и Ди Каприо>>

Фото: РИАМО, Николай Корешков

– Олег Евгеньевич, почему Вы решили участвовать в проекте «Подмосковная афиша»? Это поиск нового зрителя, впечатлений?

– Поиск, как вы выразились, «нового» зрителя тут совсем ни при чем, ведь, по сути, зритель в Москве ничем не отличается от зрителя в том же Серпухове. Мы все устроены одинаково, сердце бьется у всех. А театр стучится не в голову, а именно в сердце. Тут уже не играет роли, сколько книжек ты прочитал, и какой у тебя уровень развития – важно, как ты чувствуешь. Здесь нет разницы между столичной или региональной публикой.

Гастроли, прежде всего, нужны самому театру. Для труппы это очень ценно, это командная история. Она заряжает, объединяет, дает импульс для новых идей. Мне было очень жаль, что гастроли как явление начали исчезать из жизни театра. Раньше это была традиция, без которой театральное существование было немыслимым. В современной действительности оказалось, что вполне можно обойтись без нее, но стоит ли? Театр, он ведь начинался с колес, в движении была его суть, и замечательно, что мы к этому возвращаемся. Серпухов – это начало, дальше нашу труппу ждут гастроли в другие российские города.

Хотя для зрителя эта история тоже важна. Сегодня театр – одна из немногих возможностей приобщиться к искусству в его высоком понимании. Кино в этом плане уступает позиции, оно уже не существует в этом смысле.

– Почему Вы так считаете? Киноиндустрия уже не та, или снимать разучились?

– Нет, у меня к кино никаких претензий нет, но это стало просто хорошим времяпрепровождением. Дело в том, что оно пришло в дом, за ним не нужно куда-то идти, искать, ловить каждое слово и кадр. Кино можно нажать на паузу, досмотреть завтра, можно перемотать назад. Театр же не позволяет к себе такого отношения, здесь такие штучки не проходят. Ты или приходишь, или нет. А если человек все-таки пришел в театр, то главная цель спектакля – достучатся до него «здесь и сейчас», и это требует серьезных усилий.

В киноиндустрии все большую роль играют технологии. Современное кино не может существовать без них. А театр может – и существует именно за счет того, что несет людям искусство в его истинном понимании.

Александр Демидов: про «День выборов-2», шутки «Квартета И» и творческий кризис>>

Фото: РИАМО, Николай Корешков

– Однако Вы участвуете в съемках сразу двух фильмов: фантастической мелодрамы Федора Бондарчука «Притяжение» и восьмисерийном мистическом детективе «Гоголь», запущенном продюсерским центром Александра Цекало. Чем привлекли Вас эти проекты?

– Во-первых, я стал легче относиться к выбору. Я перестал воспринимать кино как искусство в том, высоком смысле. Это уже не те ощущения, как, к примеру, когда я увидел фильм «Охотник на оленя» с Робертом Де Ниро или познакомился с творчеством Федерико Феллини. Однако это вовсе не значит, что я буду сниматься в дерьме, это однозначно. Прежде всего, мне должно быть интересно.

Проект Бондарчука меня привлек тем, что он современен, у Федора Сергеевича снимается сплошная молодежь. Одно это для меня большое подспорье. Меня заинтриговало: как это у них сейчас все происходит. Хотя открытий я для себя не сделал, ничего нового они мне показать не смогли (смеется), но, безусловно, это большой драйв – работать с новым поколением.

Что касается «Гоголя», там хорошая история в плане драматургии. Я не знаю, что из этого в итоге выйдет, сейчас сняли только «пилот», первую серию, но задумка, безусловно, интересная. Это не биографический фильм о жизни Николая Васильевича, скорее, размышления на тему. Такая навороченная история, с приведениями, с летающими трупами, всадниками. Меня привлек сюжет, и я согласился.

Диана Арбенина: про новый альбом, Башмета и место вдохновения в Подмосковье>>

– Олег Евгеньевич, и все же, широко известен тот факт, что Вы очень разборчивы в выборе ролей и довольно часто отказывались от предложений даже самых именитых режиссеров. К примеру, первоначально подтвердив свое участие в фильме Никиты Михалкова «12», незадолго до съемок вы ушли из проекта. Трудно ли Вам говорить «нет», особенно если отказ может обидеть и даже поссорить Вас с человеком?

– Говорить «нет» – это честнее. Я знаю, что если бы тогда пошел сниматься к Михалкову, то все равно удовольствия мне бы это не доставило. Мне сразу не понравилась эта история, мне не понравилась фабула, политическая подоплека. Но это все-таки был Михалков, я столько с ним проработал. Поэтому сразу сказать «нет» я не смог. Однако, чем больше я думал, тем больше я понимал, что это не мое. Я бы отказался в середине фильма, и тогда был бы настоящий скандал. Итак, конечно, получилось не очень хорошо, я это понимаю. Но считаю свое решение правильным.

Сказать «нет» проще, чем копить в себе. Честность избавляет от многих проблем, в том числе внутренних. Знаете, есть такая восточная мудрость. Примерно она звучит так: «если есть одно чувство, которое должно двигать человеком, то это сострадание, если есть действие, которому ты должен следовать – это прямота». Сострадание и честность. По-моему, потрясающее высказывание, я подписываюсь.

Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>

Фото: РИАМО, Николай Корешков

– Говорить правду и выбирать – определенная степень свободы. Однажды в интервью Вы сказали, что одна из составляющих свободы – умение мечтать. При этом, по Вашим же словам, мечта должна быть несбыточной. Почему так, как же тогда к ней идти?

– Дело в том, что мечта, которую можно осуществить, превращается в цель. Цель достигнута, и ты ищешь новую. Мечта же – это некий маячок. Она должна быть где-то там, очень далеко, и до нее нужно все время идти, всю жизнь. Это знаете как? Вот Калигула – может быть, не совсем удачный пример, потому что он плохо кончил (смеется), – но он мечтал достать луну. Понимаете, у него была такая мечта. Невыполнимая. И когда она есть, то все, что ты делаешь, становится кирпичиком в дороге к этой недосягаемой цели. Это необходимо для того, чтобы всегда хотелось идти вперед.

– А если о достижимом, какие ближайшие цели вы для себя ставите?

– В творческом плане основная цель у меня одна. Как художественный руководитель, я хочу вывести театр Ермоловой на ключевые позиции в театральной жизни Москвы и, соответственно, страны. Я занимаю эту должность всего 4 года, это небольшой срок. Я беру еще 3-4 года. Если все пойдет по тому интуитивному плану, который сидит у меня в голове, то думаю, этой цели я достигну. Уже сегодня, с учетом всех ошибок и огрехов, которые мы совершили на нашем четырехлетнем пути, нам есть чем гордиться. Театр не может жить без неудач. Но нужно спокойно относиться к поражениям, спокойно и усердно работать, чтобы прийти к взлетам. Я думаю, у нас получится, театр развивается в правильном направлении.

Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»>>

Анна Семенова