Никас Сафронов: про Софи Лорен, Павленского и современную женщину

Никас Сафронов: про Софи Лорен, Павленского и современную женщину
Люди

Заслуженный художник России Никас Сафронов — один из самых известных современных живописцев. Его работы — в государственных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Картины Никаса Сафронова вызывают истинный восторг у любителей и знатоков живописи, но порой становятся и темами для скандалов и сложных дискуссий. Сафронов — Почетный гражданин Ульяновска, награжден Орденом РПЦ и многими другими наградами. В чем предназначение художника, об отношении к Москве и Родине и о том, что он сделает, если начнется война, о встрече с его музой — Софи Лорен и о современных женщинах, а также скандальном художнике Павленским Никас Сафронов рассказал в интервью РИАМО.

Участник «Голоса»: про кастинг, работу с Бастой и встречу с Градским>>

Про модных художников

— Художник — это творец, созидатель, человек, который мыслит по-другому, «пишет» культуру. Как только у большой группы людей появляется культура, они получают право называться цивилизованным государством, ведь именно культура — это законы, правила, прогресс, будущее.

Модный — это всего лишь слово. Оно относится ко всем состоявшимся в истории живописи художникам. Леонардо, Микеланджело, Рембрандт, Веласкес, Брейгель — их могли любить или не любить, но они еще при жизни были востребованы, успешны, их картины приобретали люди. Какая-то группа людей, тех же художников, их не принимала.

На самом деле, искусство дает возможность менять стереотипы, дает новый взгляд на одни и те же предметы. Художник показывает свой ракурс восприятия мира, и совсем необязательно, что он будет схож с традиционными представлениями. Искусство создает движение души, ее амплитуды, оправдывает человеческие слабости. Художник двигает прогресс не только в своей фантазийной области, но зачастую меняет общепринятые законы.

Про вдохновение

— Я сажусь, как ремесленник, но всегда заканчиваю, как художник. Работаю под музыку Вивальди, Моцарта. Вдохновение приходит в процессе работы. Я подмечаю какие-то детали, дополняю цвета. Меня, как Менделеева, озаряет какое-нибудь открытие, увиденное во сне. Конечно, после написания картины я, как и любой профессионал, всегда недоволен своей работой. Кажется, что можно было сделать еще лучше. Даже, если зритель принимает произведение восторженно,то художник все равно, как правило, остается критичным к самому себе.

Диана Арбенина: про новый альбом, Башмета и место вдохновения в Подмосковье>>

Про «встречу» с да Винчи

По-настоящему я почувствовал себя художником, учась на четвертом курсе художественного института, когда во сне увидел, как хожу по некой галерее, в которой висят мои картины, которые я еще не написал. Со мной ходил какой-то дед, который все время делал поправки к ним. В чем-то я был с ним согласен, с чем-то нет и в какой-то момент я обернулся, а деда нет, поднимаю голову вверх и вижу, что дед улетает. Он молча бросает мне шар, я его ловлю. Это был Леонардо да Винчи. С этого момента я понял, что я художник, хотя позже и видел себя кем угодно от шахтера до летчика. Говорят же, что человек хорошо знает язык, если во сне может на нем разговаривать. Приблизительно то же самое произошло со мной.

Мне приятно, что картины покупают достойные люди. И даже если они не симпатичны мне, я оправдываю для себя это тем, что человек таким образом тянется к искусству. Вообще, это риторический вопрос в большей степени. Конечно, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Лучше выставляться в Лувре, чем в маленьком провинциальном клубе. Я хочу, чтобы мои картины, как дети, находились в лучших домах, в лучших музеях — это приятно для меня, для страны. Если бы я продавался на мировых аукционах за сотни миллионов, наверное, отношение ко мне было бы иным. Так и будет. Я надеюсь, это произойдет при жизни.

Про патриотизм и карикатуру на Обаму

— Можно, скажем, нарисовать карикатуру на Обаму или Путина, но есть метафорный подход. Когда после 11 сентября американская галерея попросила меня написать картину на тему этой ужасающей трагедии, я не стал изображать реальный сюжет со всеми его деталями. Я просто изобразил плачущего ангела на развалинах. И это происшествие, возможно, гораздо более искренне обозначено таким образом, нежели я изобразил бы разорванные животы и кричащих людей. Я считаю, можно обыграть ту или иную ситуацию творчески.

Я могу сказать, что если будет, не приведи Господь, война, я вместе со всем народом возьму автомат и пойду защищать свою Родину. Но, вот, Чарли Чаплина упрекали за то, что он не пошел воевать. Его отстранили от армии, аргументируя это тем, что фильмы, которые он снимает, принесут стране и народу гораздо больше пользы. Я, конечно, рад, что честно отслужил в армии, ведь любой гражданин должен отдавать долги своему Отечеству.

Режиссер Юрий Быков: про «дураков», фильм об Украине и работу с Хабенским>>

Про Москву и Собянина

— Любой большой город можно назвать страной в стане. Там проживает огромное количество разных людей: Москва всегда была многонациональным городом. Если раньше люди приезжали в гости, то сейчас они стремятся в Москву в поисках лучшей жизни. Тут можно как преступнику скрыться, так и профессионалу найти себя. Однажды мой друг сказал мне: «Никас, если ты хочешь реализоваться как художник, езжай в Москву». Я послушал его.

Москва — живой город, в котором все время что-то меняется. В Москве всегда происходят какие-то изменения. Они могут быть необдуманными, но происходят и позитивные изменения. С приходом Собянина их стало больше. То, что происходит сегодня в Москве, мне нравится. (Сафронов — главный художник журнала «Москва и москвичи» — ред.).

Домик в деревне — это замечательно, но совсем неприемлемо для меня, потому как я живу в другом ритме, нахожусь в постоянном движении. К счастью, иногда я могу себе позволить закрыться в одной из множества комнат и отключить все телефоны. А вообще, мне нравятся небольшие города — такие как Тверь, Тула, в них размеренная жизнь, и меня это умиляет, напоминая о моем детстве.

Про современную женщину

— Все зависит от того, к чему женщина стремится. Одна может пойти в библиотеку, а другая — на дискотеку, одна хочет выйти замуж и воспитывать детей, другая — построить карьеру.. Иногда столичная девушка может быть менее искушенной, чем провинциальная. Я воспринимаю женщину как необыкновенное, Богом созданное чудо природы, которое вдохновляет, помогает творить. Присутствие женщины для меня очень важно. Я отношусь к ним с восхищением, с литературным восторгом. Приятно знать, что женщины сегодня добиваются больших результатов в политике, в бизнесе, в творческих профессиях. Они не должны уже часами стоять у плиты и готовить, хотя, многие женщины делают это с удовольствием.

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>

Про голодных художников и Софи Лорен

— Я бы посоветовал есть меньше, чтобы быть всегда в творческом тонусе. Софи Лорен, когда была маленькая, ложилась раньше спать и старалась позже встать, чтобы не думать о еде, — у нее в прямом смысле этого слова было голодное детство. Когда она стала великой актрисой, продолжала соблюдать этот режим, поэтому по сей день остается стройной и привлекательной. Она приезжала ко мне в гости на день рождения. В свои 81 она по-прежнему эффектная и сексуальная.

Голодный художник думает о куске хлеба, а, наличие денег дает возможность отказаться от малоинтересного заказа. В голоде есть какая-то ущемленность. Самодостаточность дает свободу, а свобода дает возможность творить.

Про критиков

— «Для мудреца каждый встречный — учитель», как гласит мудрость. Есть зависть, ложь, наговоры. Я слишком долго создавал свое имя, чтобы вести себя непорядочно по отношению к кому-то. Слава Богу, нормальные журналисты пользуются проверенными источниками.. Зачем же лжесвидетельствовать?

Раз я состоялся не сегодня, вхожу в десятку художников мира, я имею право получить вопрос и на него тут же ответить. Какая-то тетка заявляет, будто я ее изнасиловал, а через три года после суда она извиняется и говорит, что придумала все, пытаясь изменить свою жизнь, а циничное телевидение снимает это. И мало кому уже интересно, что она извиняется, все хотят в подробностях узнать, как Никас ее насиловал. Чем ты известнее, тем сильнее тебя глушат. Это,увы, отражается на моем здоровье.

Создатель слогана «Не тормозни – сникерсни»: про «котят» и «перец» в рекламе>>

Про Павленского

— Это все от лукавого. Если ты художник, то должен производить впечатление своим искусством, техникой, мастерством.

Искусство должно быть избранным, элитарным, постоянно находиться в поиске. У человека, глядя на объект искусства, должна создаваться зрительная вибрация, восхищение, восторг. Искусство далеко не каждому дается. А когда кто-то прибивает свои гениталии к брусчатке, он в этом не уникален, так может сделать любой. Один галерейщик организовал выставку, а священник подошел и плюнул ему в лицо, аргументируя свой поступок тем, что проявил таким образом творческий процесс — плевок в вечность. Это бред сивой кобылы! Искусству учатся подобно тому, как осваивают науку.

Пожелания читателям в 2016 году

— Терпения, объективности, понимания. Надо милосерднее относиться к соседям, друзьям, научиться прощать. Россия выходила из всех бед победоносно и достойно. Надо не сидеть и ругать страну, а вместе что-то делать во благо. Желаю идти по жизни с верой в Бога. Возьмемся за руки, друзья, и тогда у нас все будет замечательно!

Участник шоу «Танцуй!»: об отношениях с партнершами и любви к танго>>

Маша Март