Неганов: тарифные решения являются самым лучшим фактором энергосбережения в регионе

Неганов: тарифные решения являются самым лучшим фактором энергосбережения в регионе
Люди

Сложная экономическая обстановка и сокращения доходов приводят к тому, что люди все чаще задумываются о минимизации трат и начинают бережливее относиться к ресурсам, в том числе экономить воду, электричество. Энергосбережение, которое ранее было уделом отдельных энтузиастов, находит отклик все у большего числа людей. О том, как жителей Московской области информируют о способах энергосбережения, какие в регионе есть энергосберегающие проекты, а также о том, как освещены дороги в регионе и как планируется подсвечивать населенные пункты, рассказал в интервью РИАМО министр энергетики Подмосковья Леонид Неганов.

Около 18 тыс энергосберегающих светильников установили в регионе в 2015 г>>

— Леонид Валерьевич, некоторое время назад в РИАМО был презентован фильм о переработке отходов, снятый по заказу министерства экологии. Не планируется ли создание буклетов, фильмов или социальной рекламы, которые разъяснят жителям Подмосковья как можно сберегать электроэнергию?

— В том году у нас был подготовлен презентационный материал — буклет по энергосбережению, имел определенный успех. В нем были описаны наиболее доступные и применимые в быту технологии по энергосбережению. В этом году в плане также стоят работы по созданию информационных носителей, однако самый лучший фактор энергосбережения — это тарифные решения. Ведь чем выше стоимость ресурса, тем больше стимулов для людей задуматься об энергосбережении. Мы можем сколько угодно информировать население об энергосбережении, но это заработает только тогда, когда у конечного потребителя будет интерес и стимул сократить свои расходы на оплату электроэнергии, а это возможно либо при уменьшении доходов населения, либо при возрастании стоимости энергоресурсов. До этого темпы развития энергосберегающих технологий будут больше связаны с энтузиазмом отдельных людей.

— В конце 2014 года прозвучала тема о создании котельных на биотопливе в Подмосковье. Как развивается этот вопрос сегодня и в каких районах региона можно ожидать появления таких объектов?

— Данные работы проводятся совместно с комитетом лесного хозяйства Подмосковья. Они определили объемы санитарных вырубок сухостоя. Представители министерства ездили и знакомились с технологиями на тех объектах, которые реализовались в других регионах. К районам, где можно реализовать котельные на биотопливе, относятся восточные территории, где есть лесные и торфяные источники, например, Шатура. Также определены несколько площадок по северу области. Мы сейчас с коллегами прорабатываем этот вопрос и подбираем наиболее подходящие объекты.

— А что вообще представляет из себя биотопливо помимо очевидных дров?

— Что касается биотоплива, к нему также относится биогаз на свалках, пилеты, которые требуют промышленного изготовления, щепа и дрова. Есть технологии, которые позволяют сжигать не пилеты, которые хороши для бытового котла, а использовать щепу, так как на ее приготовление не требуется денег, а калорийность примерно такая же, как и у пилетов.

Подмосковью нужно стремиться к тому, чтобы все дома были энергосберегающими>>

— А развивается ли идея с созданием сети электрозаправок в Подмосковье?

— По электрозаправкам есть некоторые сложности. К примеру, модель поведения потребителя электрозаправок до конца не устоялась. Достаточно дорогостоящая машина типа Tesla не требует заправки на дороге — запас работы аккумулятора существенно больше, чем суточный пробег данного автомобиля. Она в состоянии выехать из гаража и вернуться в него вечером, а ночью встать на зарядку.

— То есть пока в Подмосковье не так много электромобилей, чтобы делать электрозаправки?

— Потребность в заправках возникает, когда у вас есть маленькие городские автомобили с маленьким запасом пробега. У нас на сегодняшний день нет (таких автомобилей — ред.), и на ближайшее время я не вижу возможность создания существенного парка малых электромобилей типа Mitsubishi i-MiEV либо Smart, которые будут ездить из области в Москву. Заправки для электромобилей нужны, например, в Москве, где москвич едет с периферии города в центр на работу, заправляет в течение дня аккумулятор и едет обратно, но из области он навряд ли поедет.

— А вы бы не хотели приобрести электромобиль?

— Электромобиль в ближайшее время не будет окупаться, это будет больше техническим гламуром. Я сам с большим энтузиазмом отношусь к этому делу, и если мне в какой-то момент позволят доходы, то я бы купил электромобиль с удовольствием, но я понимаю, что в нынешних реалиях он не окупится.

Более 70 программ по энергосбережению действуют в муниципалитетах области>>

— Но все же какая-то работа ведется в этом направлении?

— Мы с коллегами из топливно-заправочных компаний обсуждали возможность создания электрозаправок, и в этом году мы совместно с «Лукойлом» три-четыре такие заправки поставим. Пока что не могу точно сказать, где они будут, но мы обсудили, что на некоторых вылетных магистралях в качестве эксперимента поставим электрозаправки. Думаю, что в 2015-2016 годах они появятся. Но у нас уже есть электрозаправки на территории области, и их опыт показывает, что за несколько лет там заправились один раз. Просто некому заправляться, ведь модель поведения пользователя электромобиля отлична от других автовладельцев.

— Возможно, когда бензин существенно подорожает, люди задумаются о переходе на электромобили...

— Сейчас ситуация с топливом достаточно стабильная, существенного изменения цен не происходит. Есть несколько факторов, которые влияют на изменение цен — внедрение стандартов, то есть переход на «Евро-5», а значит, модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Не берусь судить, насколько это повлияет на цену, но влияние возможно. Если мы не рассматриваем форс-мажор, то с точки зрения валютного рынка я не ожидаю существенных изменений цен на бензин. Бензина хватит.

— С бензином понятно. А как обстоят дела в Подмосковье с архитектурной подсветкой городов?

— По архитектурной подсветке в городах Подмосковья нашими коллегами из Главархитектуры в 2014 году были разработаны рекомендации по разработке концепций в муниципальных образованиях. Надо сказать, что данная работа ими ведется, некоторое количество качественных концепций было разработано, есть отдельные позитивные примеры, когда эта подсветка была реализована в муниципалитетах Московской области. Кстати, в том году проводился конкурс на лучший архитектурный облик, где также была и номинация по лучшей архитектурной подсветке. Было несколько интересных работ — Краснознаменск, Одинцово, Химки. Сейчас задача — несколько оживить эту деятельность, будем стараться помогать возобновить эту работу.

Задолженность в Подмосковье за энергоресурсы могут сократить на 40% к зиме>>

— А по срокам уже понятно, когда стоит ждать появления архитектурной подсветки в муниципалитетах?

— В течение этого года нужно эту работу поставить на рельсы, организовать, чтобы к концу года эти проекты появились, и было что показывать на новогодние празднества. Комплексная архитектурная подсветка — это задача на много лет, и стоит она много денег. Но к Новому году в каждом муниципальном образовании какие-то элементы архитектурной подсветки будут.

— Так какие же главные задачи стоят перед министерством энергетики по данному вопросу в настоящее время?

— Облик городов складывается из подсветки отдельных зданий. Нынешняя задача — это поиск основных зданий, которые должны быть подсвечены, определение единого стиля муниципалитета и реализация концепции. Мы базируемся в этом на тех рекомендациях, которые подготовила Главархитектура, но наша задача — это сопровождение с точки зрения применяемых световых технологий, которые должны быть современными и эффективными.

— А что касается простого освещения на дорогах. Жители часто жалуются на плохое освещение на региональных магистралях. Что предпринимается в этом направлении?

— В том году нами проводились замеры освещенности дорожной сети. Я удивился, что во многих местах Московской области освещение выше нормативного. То есть проблема не в недоосвещенности, а в переосвещенности. Есть, конечно, места, где освещение отсутствует вообще, то есть на бумаге есть, а на деле нет, есть места, где оно ниже нормативного, но существенная доля дорог обладает освещенностью выше нормативной. Это приводит не к повышению безопасности, а к перерасходу электроэнергии, поэтому задача — не увеличить мощность светильников, а привести состояние системы освещения в соответствие с нормативами.

Количество технарушений в энергосистеме Подмосковья зимой снизилось на 26%>>

— То есть, по-вашему, яркое освещение помеха для водителей?

— При смене интенсивности освещенности участков дороги возникает ощущение зебры, это сказывается на безопасности. Получается, что если человек будет стоять в зоне низкой освещенности, то вы, выезжая из участка, где ярко и светло, можете его не увидеть. Важно делать освещенность равномерной и достаточной. Проекты модернизации дорожного освещения должны выполняться не просто в рамках замены «светильник на светильник», но необходимо провести выравнивание освещенности, чтобы это повышало безопасность, снижало траты на расходы электроэнергии.

— А чем плохи старые светильники, и на что их планируется заменить?

— У нас значительная часть светильников уличного освещения на территории Московской области ртутные, они отличаются повышенным расходом электроэнергии. Замена их на современные светильники — светодиодные, натриевые, индукционные — позволяет существенно снизить уровень энергопотребления при том же количестве света. Кроме того, есть технологии управления лампами — это так называемое диммирование, когда поток автомобилей на дороге падает ниже предельного, и можно снижать освещенность без ущерба безопасности.

— А какие конкретные требования существуют при замене светильников в регионе?

— Комплекс требований при модернизации уличного освещения включает в себя требования к светильникам, опорам, кронштейнам, кабелям, автоматическим системам управления, системам учета потребляемой энергии, энергоэффективности. Они должны быть заранее сформулированы заказчиком и предъявлены на конкурсе.

Энергетики усиливают контроль над снабжением школ Подмосковья перед ЕГЭ>>

— А есть ли некий ТОП районов по самой хорошей и плохой освещенности на дорогах в Подмосковье?

— За прошедший год у нас есть ряд муниципальных образований, которые имеют неплохой задел с точки зрения модернизации систем уличного освещения. Я считаю, что позитивный пример, когда в рамках реализации программы по энергоэффективности часть муниципалитетов реализовала проекты по модернизации систем уличного освещения. В этот список попал Сергиев Посад — он сделал неплохую работу, по Подольску реализована достаточно масштабная программа, в целом в программе поучаствовало восемь районов. Кроме этих районов есть ряд муниципальных образований, которые сами вели эту работу. Например, Реутов полностью избавился от ртутных ламп в уличном освещении, теперь у них натриевые и светодиодные светильники. Проекты проходили по отдельным населенным пунктам Орехово-Зуевского района. Фактически в этом году мы должны на 20% увеличить количество освещенных региональных дорог.

— Какие дороги наиболее приоритетны с точки зрения замены освещения в Московской области?

— Это участки с наибольшей аварийностью. У нас 64 участка аварийных дорог, которые находятся в приоритете. Значительная доля из них — на Пятницком шоссе в Солнечногорском районе. Сейчас будем предпринимать с нашими коллегами из дорожного блока усилия, чтобы ликвидировать очаги аварийности.

— Это ведь очень масштабная работа. Много ли денег будет выделено под это дело? Насколько сильно это ударит по бюджету области?

— Мы постараемся это делать внебюджетно, по механизму государственно-частного партнерства. Сейчас ждем изменений в федеральное законодательство, которое позволит заключать контракты жизненного цикла на такой вид работ как придорожная инфраструктура. Мы ждем этих изменений в течении II квартала. У нас уже все готово — и техническое задание, и конкурсная документация.

Подмосковье не допустило прироста задолженности за энергоресурсы за год>>

— Давайте поговорим про пиковые периоды энергопотребления. Недавно прошли праздники, как справилась энергосистема региона с нагрузкой, не будет ли отключений?

— Вы удивитесь, но потребление электроэнергии в праздники существенно ниже, чем в будни. К примеру, в зимний период пиковый момент в этом году был в районе 20 декабря. В новогодние праздники потребление снижается с 18 гигаватт (ГВт) до 13-14 гигаватт (ГВт). Доля промышленности в потреблении электричества у нас существенная, в период выходных потребление существенно снижается.

— Прибегали ли к экстренным мерам этой зимой?

— Когда мы готовимся к осенне-зимнему периоду (ОЗП), утверждаем несколько документов. Например, графики аварийного ограничения, то есть, кого мы можем отключить при достижении слишком большой нагрузки, а также графики перевода на резервные виды топлива. В минувший осенне-зимний период мы к этим графикам не прибегали, система работала в штатном режиме без необходимости введения ограничений.

— То есть мощностей в Московской области хватает?

— У нас проделана большая работа по развитию сетевого комплекса, и даже та генерация мощности, которая есть в Подмосковье, не загружается. Дешевые источники электроэнергии есть за пределами Московской области — это Калининская АЭС, Канаковская ГРЭС, Смоленская АЭС. В основном (на потребителей Подмосковья — ред.) работают они и московские станции, которые стоят у МКАД. Сейчас и генерации, и сетей достаточно, чтобы покрывать нагрузку до 19 гигаватт (ГВт) без особых ограничений.

Около 2 тыс человек участвовали в семинарах энергетических компаний области>>

— То есть существующих мощностей хватит и на строительство и запуск множества индустриальных парков в Подмосковье? Не станет ли нагрузка на энергосистему критической?

— Появление индустриальных парков пройдет незаметно для энергосистемы. Я не ожидаю, что на территории Московской области появятся энергоемкие производства типа металлургических, нефтехимических, сталеплавильных заводов. Те производители, которые будут появляться, не очень энергоемкие. Мы ожидаем, что прирост по этим индустриальным паркам будет до 500 мегаватт (МВт). В этом году мы присоединили уже в три раза больше (мощностей — ред.), а эти парки не год и не два будут вводиться.

— Существует ли прогноз относительно того, когда мощностей в регионе перестанет хватать?

— Сейчас вводится мощностей намного больше, чем нужно. Это было связано с тем, что в период реформы исходили из гипотез существенно более высоких темпов роста нагрузки, думали, что экономика будет расти быстрее. Были предприняты меры по заключению договоров на поставку мощностей, начали строиться генераторы, сейчас они начали вводиться, а роста потребления нет. Задача на уровне энергосистемы состоит не в том, как ввести, а как в рамках имеющегося, модернизировать устаревшее и вывести неремонтопригодное оборудование, заменив его на новое, при этом, не потеряв, а нарастив существующую мощность.

Около 10,5 тыс потребителей подключили к энергосетям области с начала года>>

Антон Шамарин