Начальник ГИМС Подмосковья: надо вернуть к жизни заброшенные пляжи

Начальник ГИМС Подмосковья: надо вернуть к жизни заброшенные пляжи
Люди

Прошедшее лето запомнится жителям Москвы и области не только хорошей погодой, но и происшествиями с маломерными судами. Столкновение катеров, гибель женщины, купавшейся на судовом ходу и попавшей под моторку, – примеры того, как пренебрежение правилами безопасности может привести к трагедии. О том, почему в Подмосковье происходят аварии маломерных судов и сколько пляжей надо открыть, чтобы люди перестали купаться, рискуя жизнью, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Анне Гальчевой начальник отдела Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Московской области Алексей Гавреев.

- Лето, которое порадовало нас жаркой погодой, закончилось, самое время подводить итоги купального сезона. Какова статистика несчастных случае на воде?

- По нашим данным, этим летом в Подмосковье в местах несанкционированного и стихийного купания утонуло 98 человек. А в прошлом году их было 219. Если говорить про июль прошлого года, за месяц в области утонуло 118 человек, в июле 2009 года – 126 человек. А вот в 2011 году за июль утонуло 47 человек. Так же более 50 трагедий было предотвращено. Это результат нашей работы.

Три года подряд на оборудованных пляжах не произошло ни одного случая гибели или травматизма. Количество разрешённых пляжей в купальный сезон в Московской области увеличилось в два раза с 29 до 57, при этом общее количество освидетельствованных мест купания превысило 93.

- Как идет расследование этих аварий, установлено ли, кто виноват в трагедии?

- В обоих случаях происшествий с маломерными судами, где были жертвы, возбуждены уголовные дела. Относительно происшествия с гибелью женщины, которая погибла на судовом ходу в Тишково в Пушкинском районе, то на сегодня ведётся работа со специалистами по изучению этого дела. Там три человека купались у яхты, которая не обозначила свою стоянку. Одна из купальщиц попала под моторную лодку и погибла. Было грубейшее нарушение требований безопасности купания на судовом ходу, в местах интенсивного движения.

- Что становится причиной таких аварий? Безответственность судоводителей, нежелание соблюдать правила?

- Я бы разделил всех судоводителей на две группы. В первой – судоводители, у которых есть документы на право управления маломерным судном, которые ежегодно проходят техническое освидетельствование, знают, где находится инспектор ГИМС, как с ним связаться. Они ясно понимают, какие требования предъявляются лицам, управляющим маломерными судами, какую правовую ответственность они несут. И есть другие люди, которые купили плавсредство, не зарегистрировали и используют его там, где им удобно. Потом они обращаются к нам с вопросами, где судно можно хранить, где его спустить на воду, можно ли ходить по питьевому водохранилищу на моторной лодке, где можно вообще узнать правила пользования маломерными судами, хотя это судно может у них быть уже десять лет. С такими, в основном, и происходят аварии. А к судоводителям, которые знают хотя бы первичные основы безопасности, у нас вопросов практически не возникает.

- Какие нарушения наиболее распространены среди судовладельцев?

- Мы выявляем достаточно много случаев эксплуатации маломерного судна без регистрации или прохождения ежегодного технического освидетельствования. Думаю, эта тенденция, характерна не только для Московской области. Большинство владельцев, раз потратив деньги на приобретение лодки, считают, что дальнейшее содержание судна не должно для них ничего стоить.

- Как с этим бороться? Может быть, стоит значительно повысить штрафы? Или людям, у которых есть средства на покупку дорогого катера, штрафы не страшны?

- Любое административно-правовое нарушение имеет несколько градаций. Прежде всего, мы можем вынести судовладельцу предупреждение, потом – оштрафовать, а потом уже и лишить прав. Иногда мы видим, что человеку просто достаточно сделать предупреждение и следующего правонарушения он не совершит.

- А на купальщиков, плавающих в неположенных местах, штрафы действуют?

- Мы в этом году пытались запретить купание на канале имени Москвы, где произошло два трагических инцидента, - бесполезно. Тут же появляются люди, спускающиеся в воду, откуда только что подняли тело. Ничего не останавливает, я уже не говорю про штрафы. На том же канале имени Москвы мы этим летом сняли более 4 тонн металлических приспособлений для схода купальщиков в воду. Руководство канала нас поддержало. По сути, это не функция ГИМС, но это одно из условий безопасности граждан и мы не можем оставить ситуацию без внимания.

- Многие специалисты отмечают, что навигационный период в нашем регионе довольно короток, и отсутствие практики у судоводителей за долгий зимний период дает о себе знать. Прибавить сюда безответственность некоторых водителей – вот и получается тревожная картина.

- Основная работа, которой мы занимаемся в преднавигационный период, – это работа с яхт-клубами, владельцами судов, караванными капитанами, направленная как раз на восстановление их навыков безопасного пользования маломерными судами. У нас в Московской области в некоторых яхт-клубах проводится День капитана, туда мы направляем своих сотрудников, чтобы напомнить судовладельцам об основных требованиях безопасности. В первую очередь, это обязательное прохождение ежегодного технического освидетельствования – как судами, так и базой, где они стоят, наличие журнала учета входа-выхода судов, документации на саму базу стоянки. Есть масса нюансов, которые позволяют в комплексе обезопасить людей на воде. Еще раз подчеркну, вопрос не в степени наказания, а в степени доведения до каждого судоводителя его ответственности за свою жизнь и жизнь людей, которые находятся у него на борту и окружают судно. Предупредить происшествие - вот основная задача ГИМС.

- Как обстоит дело в обучением судовождению в Подмосковье?

- Школ, где обучают судоводителей, в Подмосковье не так много. И их количество непостоянно. На территории Московской области сейчас работает до 15 школ, соответствующих требованиям ГИМС.

- Сколько судоводителей были оштрафованы в этом году?

- В этом году было оштрафовано порядка 800 человек. Мы практически повторили цифру прошлого года, с уменьшением на 5-7 %. Если в прошлом году у нас было больше нарушителей среди владельцев баз-стоянок и сооружений, то в этом году их открылось меньше и мы сориентировались на работу с судовладельцами. Сейчас у нас примерно 760 нарушителей – судовладельцы, остальные – владельцы баз-стоянок.

- Какие маломерные суда сейчас в основном регистрируют жители Подмосковья?

- Тенденция не меняется из года в год. Где-то 80% судов – двух, трехместные суда, порядка 20% - гребные суда. И где-то 1% составляют морские прогулочные суда.

- Сколько всего судов на учете ГИМС?

- С начала года зарегистрировано 4,642 тысячи судов, в 2010 году было 4,612 тысячи, в 2009 году – 4,821 тысячи судов. Видите, цифры не меняются значительно из года в год. В данный момент на учете находятся 42,4 тысячи маломерных судов, из них 12,664 тысяч - гребные.

- Такой внушительный парк маломерных судов, растущий с каждым годом, не велик для Московской области? Какие проблемы несет ежегодный прирост катеров и моторок?

- Проблемы, в первую очередь, возникают с нехваткой мест стоянки. Беспокоит слабая обустроенность стоянок, их удаленность от основных трасс. К тому же, практически все базы-стоянки находятся скученно, на протяжении 15-20 километров по берегам крупных водохранилищ – Клязьменского, Истринского.
Кроме того, у нас совсем нет пространства для использования скоростных судов. Да и само количество судов подчас вызывает тревогу. Могу привести конкретный пример. Сейчас администрация Рузского района озабочена тем, чтобы снять нагрузку на Рузское водохранилище, которое является питьевым. Там используется слишком много судов. Отлаженного механизма, чтобы урегулировать подобную ситуацию, в области сейчас нет.

- Его нет, потому что еще несколько лет назад не было такого количества маломерных судов и не было такой проблемы?

- Проблема была всегда. Но с 2006 года вступил в действие Водный кодекс, который, пересмотрел вопросы использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Раньше было четко сказано: «Запрещено», а теперь возникает ситуация, что, раз ничего не сказано, значит, вроде, разрешено. Федеральные водные объекты являются общими и доступными для личных и бытовых нужд, вот каждый гражданин и считает, что он вправе прокатиться по питьевому водохранилищу на моторной лодке.

- Как же найти выход из этой ситуации?

- Сейчас мы стараемся обойти острые углы, работаем и с прокуратурой, и с Мосводоканалом, и с главами муниципальных образований. Если все это будет регламентировано, то человек, увидев табличку, гласящую, что купание запрещено и за нарушение следует штраф, задумается. Также и с судоводителями. Если человек будет знать, что на питьевом водохранилище введен жесткий запрет на использование моторных судов и идти здесь может только надзорное судно, он, наверное, тоже задумается, стоит ли рисковать.

- Какие еще "болевые точки" ГИМС выявляет на водоемах Подмосковья?

- Прежде всего, это острый недостаток мест отдыха населения, пляжей. Одной из причин здесь является недостаточная работа глав муниципальных образований. Год от года в области снижается количество пляжей. Несколько лет назад у нас было более 110 пляжей. В этом году мы провели освидетельствование 70 постоянно действующих пляжей и 23 мест купания, которые нам были представлены главами районов. Из этих 93 проверенных ГИМС пляжей, допущено к эксплуатации было 57 – чуть больше половины. При этом надо понимать, что ни одного пляжа по состоянию на 1 июня допущено к эксплуатации не было. Это тоже неправильно, хоть и купальный сезон официально начинается 10 июня и заканчивается 30 августа. Безопасность людей должна быть обеспечена с первого дня лета.

При этом пляжей не просто мало, они зачастую малы и по своим территориям. Например, в одном из крупных районов Подмосковья администрация открыла пляж на берегу карьера. Протяженность карьера порядка 1,5 километров, а ширина пляжа – 50 метров.

- Очевидно, что жители Московской области и выезжающие на природу москвичи не ограничиваются разрешенными пляжами. Сколько "диких" пляжей в Подмосковье?

- В течение сезона мы выявили 142 места стихийного купания. Не открою тайны, если скажу, что из этих 142 мест более половины – бывшие пляжи, ставшие бесхозными. А люди, привыкнув купаться там, естественно продолжают делать это и после того, как пляж остался без владельца. Надо, чтобы хотя бы часть из них превратилась в оборудованные пляжи. Поэтому мы будем работать над этой проблемой зимой, будем напоминать главам муниципальных образований о необходимости наладить работу по обустройству пляжей.

- Как же переломить такую плачевную ситуацию с пляжами?

- Ситуацию мы переломить сможем только с помощью глав муниципальных образований и с помощью граждан, которым надоест отдыхать в непригодных для этого местах. Наша задача – добиться, чтобы каждый человек понимал: отдых на воде должен быть достойным, доступным и безопасным. Надо добиться, чтобы пляж открывался при наличии решения органов муниципального самоуправления, участок должен находиться в ведении компетенции местной власти, должно быть получено решение о водопользовании, заключено соглашение с Роспотребнадзором, который регулярно будет брать пробы воды. Приходя на пляж, вы должны видеть там не человека, требующего денег за вход, а автомобиль скорой помощи, который постоянно дежурит там, сотрудников полиции, спасателей обеспечивающих безопасность.

- В чем вы видите перспективу развития пляжей: будут открываться муниципальные, или все-таки частники возьмут дело в свои руки?

- Сейчас из 57 открытых пляжей 17 – муниципальные, остальные – это частные пляжи. Думаю, мы будем перебарывать тенденцию роста на территории области бесхозных пляжей. Впервые главы муниципальных образований обращаются к нам с вопросами, как реанимировать эти заброшенные пляжи. Когда местные власти поняли, что ГИМС не против них, а, наоборот, готова оказать методическую помощь, ситуация стала налаживаться. Помимо бесхозных пляжей, можно вести работу и по оборудованию стихийных мест отдыха. Главное - понять, где можно делать пляж на месте стихийного купания, а где однозначно надо поставить табличку "Купаться запрещено" и к ней же приставить полицейского.

- В чем же причина того, что немало людей гибнет, отдыхая у воды? Нет достаточных навыков, или все-таки подводит алкоголь?

- Более трети из 92 погибших в этом сезоне купались в состоянии алкогольного опьянения. Следующая по распространенности причина гибели – банальное неумение плавать. И на третьем месте – смерть от сердечнососудистых заболеваний, из-за жары, когда человек, перегревшись, пошел купаться.