Медсестра из Каширы: про Афганскую войну и операции под пулями

Медсестра из Каширы: про Афганскую войну и операции под пулями
Люди

Материал подготовлен Каширским ИА>>

День медицинского работника в этом году отмечается 19 июня. Давшие клятву Гиппократа испокон веков лечили людей не только в мирное, но и в военное время. Женщины-медработники спасали жизни тех, кому выпало защищать родину, и нередко становились плечом к плечу с мужчинами на передовой. Нина Гончарук из подмосковной Каширы в 1982 году отправилась на Афганскую войну старшей медсестрой. Она рассказала корреспонденту Каширского информагентства о том, как работала в военном госпитале, что было сложнее всего, и как приходилось оперировать под обстрелами.

Ветеран из Ногинска: про встречу на Эльбе и «Бессмертный полк» в Лондоне>>

Сомнения прочь

Окончив школу, Нина Гончарук пошла учиться на медсестру. Поскольку в Кашире не было профильных образовательных учреждений, поступать пришлось в соседнем Ступине. После окончания училища она работала медсестрой неврологического отделения больницы в Кашире, позже – старшей медсестрой во взрослой поликлинике. Тогда она даже подумать не могла, что вскоре судьба занесет ее за тысячи километров от родного дома, в далекую и чужую страну под названием Афганистан.

«Над предложением поехать в Афганистан долго не раздумывала. Больше переживали родственники: там шла война, хотя информации о ней было немного. Пытались даже отговорить, но я оставалась непреклонной. Чувства пробились уже в дороге, когда на самолете АН-24 летели из Ташкента в Афганистан. Помню, поднялись в воздух, я увидела эти пустынные горы, и вот тогда нахлынула настоящая тоска по родным, по родине», – рассказывает Нина Юрьевна.

По ее словам, первые полтора месяца в автомобильной части дались тяжелее всего. Она тосковала, привыкала к новым условиям и даже новой работе. В отличие от «гражданки», в Афганистане Нине выпало исполнять не только административные обязанности, но и лечить больных и пострадавших. Никому из медработников скидок не делали. Работа помогала гнать тяжелые мысли.

Лечить доводилось и солдат, и офицеров. Они перевозили колонны с грузами, часто подвергались обстрелам. Тяжелораненых возили в госпиталь в Кабул, остальным оказывали помощь в медпункте. Нина Юрьевна отмечает, что ей довелось не просто побывать на войне – война шла в далекой стране, в которой были свои устои, традиции и особенный климат, где пышущий жаром день сменяла холодная ночь.

Ветеран из Лыткарина Нина Киселева: более 40 лет на медслужбе>>

Работа под пулями

«У нас работал врач, который сочетал в себе сразу несколько медицинских навыков. Он и шил, и оперировал. Ранения-то у ребят были разные. Да и солдаты переносили все по-разному: кто-то терпел, кого-то приходилось уговаривать, где-то даже по-матерински к ним относиться», – вспоминает медсестра.

В то время Нине Гончарук было 29 лет, но несмотря на молодость, она хорошо справлялась и с тяжелой работой, и со стрессовыми ситуациями.

«Жалко было молодых мальчишек, многие вчера только из дома приехали. Случались у них и нервные срывы. А вот сама я, на удивление, держалась спокойно. Даже не знаю, откуда взялось столько хладнокровия. Осознание пришло уже позже, после возвращения», – продолжает Нина Юрьевна.

На сопровождение колонн медработников не брали, но раненных периодически нужно было возить в Кабульский госпиталь на стареньких медицинских машинах. Ездили очень быстро. Не раз в таких поездках Нине доводилось попадать под обстрелы. Со временем она привыкла – знала, что когда стреляют, нужно присесть или прилечь.

Судьба была милосердна – пули пролетали мимо Нины Гончарук. Но в одной из поездок едва не погибла ее коллега, которая самостоятельно отправилась в Кабул. В дороге сломалась машина, начался обстрел. К счастью, до части оставалось совсем немного – это расстояние женщине удалось преодолеть по-пластунски.

В жилых модулях и медпункте части, стоявшем прямо за ними, тоже было не очень безопасно. Как вспоминает Нина Юрьевна, чуть поодаль, на возвышенности, находилось местное кладбище. Частенько оттуда велись обстрелы. Раненых оперировали и днем, и ночью. В темное время суток окна операционной плотно завешивали шторами, чтобы не было щелей. Малейший отблеск света мог навлечь выстрел.

Такую работу – долгую, опасную, в замкнутом пространстве, – выдерживали далеко не все. Сложнее всего приходилось молодым девчонкам, которые нередко приезжали в Афганистан с единственной целью – заработать денег.

Врач скорой помощи из Лыткарина: каждая смена — спасение чьей-то жизни>>

Нежданное счастье

«Лечить доводилось не только наших соотечественников, но и местных жителей. Большинство относилось к нам хорошо. Сами мы к ним в аулы не ходили – опасались. Из наших многим выпало переболеть гепатитом, причем сразу в нескольких формах. Еще очень долго заживали раны – не уследишь за гигиеной и в миг получишь стрептодермию!» – делится Нина Гончарук.

Медицинская служба в Афганистане не только дала Нине Юрьевне бесценный опыт и жизненную закалку, но и подарила ей мужа. Именно там, на войне, женщина встретила своего будущего супруга, с которым потом объездила не один город и гарнизон. Они побывали в Германии, на Украине и в конце концов вернулись в Россию.

Нине Гончарук довелось поработать и в стоматологии, и в реанимации. Но полтора года в Афганистане, конечно, запомнились ей по-особенному. Она никогда не забудет того необыкновенного ночного неба, висящих буквально над головой звезд, перевернутого ковша луны. И того, как русские скучали по простой и родной еде – картошке с селедкой.

«Отшельник» с Ярославки: «Вишневый сад» и революция на обочине>>