Машинист из Каширы: про романтику и опасность железных дорог

Машинист из Каширы: про романтику и опасность железных дорог
Люди

Материал подготовлен Каширским ИА>>

День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа, в этом году этот профессиональный праздник выпадает на 7 число. Владимиру Трубецкому из подмосковной Каширы 24 года, он работает помощником машиниста локомотивного депо Ожерелье и готовится стать полноправным «водителем поезда». Владимир рассказал Каширскому информагентству об этой непростой профессии, о своем отношении к зацеперам и об экстренных ситуациях, которые могут случиться на железной дороге.

Один день с помощником машиниста поезда «Спутник»>>

Как управлять поездом

Владимир Трубецкий родился в Брянске. Там он окончил железнодорожный колледж по специальности «Помощник машиниста локомотива и помощник машиниста электропоезда».

«Водить поезд — это полдела. Нужно еще знать его устройство и все «больные точки». Поэтому мы дополнительно получали специальность «Слесарь по ремонту состава», — рассказывает Владимир.

После окончания учебы в местном локомотивном депо юноше предложили попробовать свои силы в Подмосковье. Возражений не последовало: желание постигать азы профессии оказалось сильнее грядущих трудностей, связанных с переездом в другой город. Кроме того, за плечами у Владимира к тому времени была служба в армии. По его мнению, это очень кстати, ведь здоровье и выдержка — первое, что требуется от будущего машиниста.

После года работы в Ожерелье молодому помощнику машиниста предложили пойти на повышение — отучиться на машиниста в Тульской дорожно-технической школе. Семь месяцев учебы, экзамены, строгая комиссия из Москвы — и заветный диплом в кармане.

«Стажера закрепляют за опытным машинистом, под руководством которого он постигает все тонкости и навыки этой профессии».

«Сейчас дублируюсь на машиниста, то есть, стажируюсь. Не буду скромничать: в 24 года это достаточно хороший показатель. Многие ведь так и работают всю жизнь помощниками. Спросите — почему? Наверное, боятся брать бразды правления в свои руки. Поезда бывают тяжелые, со своим характером и сложным управлением. В моем случае побеждает интерес и наличие хорошего наставника», — отмечает Владимир.

Машинист московского метро: об аутотренингах и любви с первого взгляда >>

В вагонах и на крышах

Ловко управляясь с огромной «железной махиной», Трубецкий признается, что в детстве он очень боялся поездов. Затянуть его в электричку было непростой задачей, иногда и вовсе безнадежной. Понятно, что тогда даже не возникало мысли о том, что в будущем он станет машинистом локомотива. На самом деле, Владимир с детства мечтал стать военным, но дальше срочной службы дело так и не продвинулась.

Впрочем, пройти «боевое крещение» Владимиру все-таки довелось. Это был его первый рейс, выпавший на один из декабрьских дней. Состав следовал из Ожерелья до станции Бекасово. Снег тогда лежал буквально по колено. Чтобы извлечь тормозные «башмаки» из-под колесных пар, дублеру машиниста пришлось пробираться сквозь снежные сугробы. В кабину он вернулся изрядно промокшим.

Выходить в рейсы Владимиру доводится как с грузовыми, так и пассажирскими составами. В пассажирские поезда помощник машиниста допускается, проработав полгода на грузовых. Работа с людьми — всегда особая ответственность. Если порядок в вагонах поддерживает поездная бригада, то за людьми, перебегающими пути, следит машинист. Как отмечает Трубецкий, здесь нужен глаз да глаз, а головой приходиться крутить на все 360 градусов.

«С пешеходами не раз были экстренные ситуации. Ходят в наушниках, перебегают пути, причем зная, какой немалый тормозной путь у состава. Отсюда и рано поседевшие машинисты».

«С дисциплиной пассажиров проблем практически не бывает. Скорее проблемы могут возникнуть у самих пассажиров, когда в пути кому-то нездоровится. Тогда на ближайшую станцию вызывается „скорая“, пассажира выводят и прямо на месте оказывают первую помощь. Поезд при этом следует дальше», — объясняет Владимир.

Отдельная категория граждан — это зацеперы. По словам Трубецкого, эти любители экстрима нередко встречаются на Павелецком направлении. Часто таких экстремалов машинисты замечают на крышах проходящих рядом составов. «Соседям» тут же докладывают о нарушителях, после этого ими занимаются правоохранительные органы.

Сам Владимир, оценивая действия зацеперов, недоуменно пожимает плечами: глупое бесстрашие. По его мнению, такие игры при напряжении до 3,5 тысяч вольт не стоят полученной дозы адреналина.

Строго по регламенту

Пока что большинство маршрутов, по которым ходит Трубецкий, подмосковные: Ожерелье — Москва, Москва — Узуново и другие. Также он ездил из Ожерелья в Вековку, Владимирская область. Но были и другие рейсы. Самый дальний — более 600 километров и сутки с перерывом на следование в пути. Интересно, что у составов, которые выезжают за пределы Московской области, электровозы сменяют на тепловозную тягу.

«По прибытию в конечный пункт мы располагаемся в комнате отдыха локомотивных бригад. В нужное время нас поднимает дежурный по депо, и мы отправляемся по маршруту. Самолично вести поезд трудности не составляет. Главное — соблюдать регламент. На мой взгляд, у нас большинство проездов и сходов на железной дороге происходит как раз из-за его несоблюдения», — делится Владимир.

Начальник станции метро «Шаболовская»: «Я всех пассажиров знаю в лицо»>>

«Часто спрашивают: что будешь делать ты, помощник машиниста, в экстренной ситуации? Могу сказать, что к таким поворотам я полностью готов».

Трубецкий объясняет, что у большинства составов максимальная скорость следования в пути — до 120 километров в час, но на деле все стараются не превышать показатель в 80 километров в час. В частности, это зависит от марки пути, который бывает стыковым или бесстыковым.

Люди часто интересуются, что за голос звучит из динамиков, который называет станции и дает различные объявления. Трубецкий поясняет, что это не входит в обязанности машиниста, так как его ничего не должно отвлекать от дороги. Все прочие обязанности лежат на бригаде поезда. К слову, посторонним строго запрещено заходить в кабину машиниста во время следования.

Осенью Владимир должен перейти на полноценную работу машинистом. По его словам, свое будущее он связывает только с железной дорогой. Поезда дальнего следования манят особой романтикой и в то же время колоссальной ответственностью. А амбиции подстегивают стремительно взбираться вверх по карьерной лестнице.