Летчик-инструктор из Чехова: про Гагарина и обучение космонавтов

Летчик-инструктор из Чехова: про Гагарина и обучение космонавтов
Люди

Материал подготовлен Чеховским ИА>>

День космонавтики отмечается 12 апреля. В этот день в 1961 году состоялся первый в истории полет человека в космос: советский космонавт Юрий Гагарин за 108 минут облетел Землю на космическом корабле «Восток-1». Накануне праздника корреспондент Чеховского информагентства пообщалась с жителем села Молоди, который лично знал Гагарина. Летчик-инструктор Николай Сергеевич Климов рассказал о том, как с детства шел к своей мечте о полетах, о знакомстве с Гагариным, и обучении космонавтов.

Космонавт Елена Серова: про невесомость и гармонию в космосе>>

Зов неба

Курсанты Оренбургского летного училища

Фото: из архива Николая Климова

Житель Чеховского района, полковник в отставке Николай Сергеевич Климов 36 лет проработал инструктором по пилотированию самолетов и вертолетов. За это время он обучил несколько десятков летчиков, среди которых три космонавта: Валерий Быковский, Евгений Хрунов и Виктор Горбатко. Он лично знал Юрия Гагарина, с которым познакомился в годы учебы, когда они оба были курсантами Первого военно-авиационного училища летчиков имени К. Е. Ворошилова в Оренбурге.

Чтобы стать курсантом престижного высшего учебного заведения, Николаю Климову пришлось много работать. Решение стать летчиком созрело рано, еще в детстве, когда он наблюдал за полетами самолетов над родным селом Молоди и слушал рассказы о подготовке парашютистов на Молодинском поле за их домом.

«Помню этот тонкий запах бензина и сгоревшего плексигласа, сохранившийся с тех времен», – рассказывает Климов.

Помнит он и двух летчиков, в военные годы квартировавших во второй половине их огромного дома. Его построил дед Климова, Иван Дмитриевич, который занимался снабжением конной царской армии и после революции был признан кулаком. Всю сохранившуюся амуницию для конного выезда – дрожки, сбрую и прочее – Николай Сергеевич передал школьному музею. С его заведующей Галиной Корневой у него установились хорошие деловые и творческие отношения. Летчик-испытатель участвует в воспитательно-патриотической работе музея и Молодинской сельской библиотеки, проводит уроки мужества.

Когда Климов учился в восьмом классе, в школу приехал вербовщик с аэродрома, расположенного рядом с нынешней железнодорожной станцией Силикатная. Там практиковались студенты МАИ. Согласие проходить обучение в аэроклубе дали Юрий Кочержин из поселка Столбовая, который в последствии окончил летное училище в Орске, и Николай Климов по прозвищу «казак». Он получил его за стремительность и ловкость, никто из школы не мог опередить его в беге. Однако на медицинской комиссии врач, осмотрев Николая, вынес вердикт – никаких ускорений! Доктор посоветовал ему «закалять» сердце умеренными пробежками и плаванием.

Ежедневные пробежки от дома до клуба, в здании которого сейчас расположен магазин рядом с автобусной остановкой, дали положительный результат. В следующем году на комиссии врач удивился – никаких отклонений

После школьных выпускных экзаменов многие ребята сразу же попали на военную службу. А Климов, который рвался в армию, не подходил по возрасту. На призывном пункте посоветовали написать заявление с просьбой принять его добровольцем в ряды Красной Армии. Николай написал, и его приняли.

«Космический» поезд запустили в Московском метрополитене. ФОТО>>

Большая космическая семья собирается вместе в День космонавтики

Фото: из архива Николая Климова

С июня по сентябрь Климов занимался в аэроклубе ДОСААФ в Дракино под Серпуховым. Он налетал 40 часов на ЯК-18. Этот достаточно простой и удобный в управлении самолет был в арсенале летного училища, куда юношу приняли в группу штурмовиков.

Через год летную технику обновили. ИЛ-10, прозванный еще во время войны летающим танком и черной смертью, уничтожал цель без остатка. Этот самолет весил 5 тонн и обладал мощностью 2 тысячи лошадиных сил. Однако бомбардировщики мало привлекали Николая, он рвался освоить истребительную летную технику. Курсантов познакомили с реактивно-поршневыми самолетами Як-11 и Ла-5, на последнем воевал трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб. Позже Климов познакомился и с МиГ-15 – секретным в те годы самолетом, который использовали во время войны в Корее.

Когда курсанты переходили на реактивную технику, из Саратовского училища прибыло пополнение – 25 человек. В их числе оказался и Юрий Гагарин.

«Он ничем особенным не выделялся. Спортивный, ловкий, отличник, но таких в училище было немало. К учебе относились серьезно. Достаточно сказать, что из 1200 поступивших к выпуску осталось только 250. Отсев, как в театральном училище! Встречались с Юрием на спортивной площадке, на летном поле», – вспоминает Николай Климов.

Неизвестные фото Гагарина: зачем космонавт посетил подмосковную Клязьму>>

Влюбленные в полеты

Отряд космонавтов, в первом ряду - первая женщина-космонавт Валентина Терешкова

Фото: из архива Николая Климова

Шаг за шагом курсант Климов овладевал техникой управления самолетами и вертолетами. Наступила пора выпускных экзаменов. Во время сдачи теории его спросили: «Все снаряды закончились, стрелять нечем. Что предпримете, курсант Климов?» Он ответил практически сразу, не задумываясь: «Пойду на таран!»

«Теперь я бы десять раз подумал, прежде чем выбрать столь радикальное решение. А тогда... молодость!» – отмечает Николай Сергеевич.

Он считает, что такими беззаветно храбрыми и преданными делу, готовыми рисковать своей жизнью ради будущего Родины были все курсанты. Иначе едва ли стал возможным полет в космос. Это было поколение влюбленных в небо, упорных, не сдающихся, неспособных жить без полетов и без своих самолетов.

На практических упражнениях Николаю достались глубокие виражи с креном на 60 градусов. Он безукоризненно выполнил вираж, при котором самолет следует удерживать строго на одной высоте, когда воздушные потоки тянут его то вверх, то вниз. После приземления инструктор Игорь Васильевич Зайцев вдруг приказал повторить упражнение еще раз. Климов вспоминает, что его друзья даже удивились – неужели он не сдал? Однако довольный результатом инструктор после второго приземления сказал Николаю: «Все, достукался ты, казак! Будешь инструктором!»

По словам Климова, следующие 36 лет пролетели, как один год: 7 выпусков в Пугачеве, 15 – в Луганске, работа в Центре подготовки космонавтов, которому позже присвоили имя Юрия Гагарина. 11 января 1960 года в Звездном городке по приказу главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина была организована специальная войсковая часть для подготовки космонавтов, впоследствии переименованная в Центр подготовки космонавтов ВВС. Именно в ней летчик-инструктор Николай Климов обучал космонавтов.

«Космонавтам жизненно необходима основательная парашютная и вертолетная подготовка. Дело в том, что после катапультирования космического аппарата он приземляется с помощью парашюта. А специально созданный вертолет для лунной программы МИ-4 связан с глиссадой – правилами снижения на лунную поверхность, обеспечивающими точность расчета расстояния и высоты. Летные навыки пригодятся и при стыковке космических аппаратов, что подтвердилось успешной операцией, осуществленной экипажем Владимира Джанибекова», – поясняет Николай Сергеевич.

Если вспомнить первый полет Юрия Гагарина, то отработанное до автоматизма умение управлять парашютом предотвратило удар о крутые берега реки и погружение в холодную воду.

Космическая «робинзонада» в Подмосковье: как выжить в зимнем лесу>>

Юрий Гагарин вручает погоны Николаю Климову 5 ноября 1967 года

Фото: из архива Николая Климова

Климову и Гагарину было суждено снова встретиться. Летчик-испытатель прибыл за очередным званием на церемонию награждения отличившихся в военной и боевой подготовке, которую проводил лично Юрий Гагарин. Он сердечно поприветствовал бывшего сокурсника. Климов отмечает, что со времен училища этот человек, ставший легендой, практически не изменился, не утратил главного достоинства – человечности.

Интересные факты о космической еде: сублимированный суп и «липкий» стол>>

Чужой беды не бывает

Команда добровольцев-участников ликвидации Чернобыльской катастрофы

Фото: из архива Николая Климова

Николай Сергеевич – человек разумный и правдивый. Он категорически отвергает всякие криминальные и «потусторонние» гипотезы гибели Юрия Гагарина. Он считает, что причиной трагедии, которая произошла 27 марта 1968 года, является стечение обстоятельств – несчастный случай и ошибка пилотирования.

Опытный летчик отмечает, что от ошибок никто не застрахован. А особенно в наше время, когда уровень подготовки пилотов не соответствует уровню технических возможностей управляемых аппаратов. Управление сложной техникой все чаще доверяется автоматам. Но это, по его мнению, преждевременно.

Климову довелось участвовать в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. В мае все экипажи Центра подготовки космонавтов ВВС были на объекте – тушили пожар. Полковник Николай Климов командовал группой, задачей которой было сбросить специальную жидкость точно в жерло реактора. Крыша четвертого блока была начисто сорвана, и радиация превышала все мыслимые и немыслимые нормы. Кроме того, для предупреждения распространения радиоактивной пыли распыляли сыпучие вещества на прилегающей к Чернобылю территории.

Работа была крайне опасная. В день осуществляли десять и более вылетов. Полученное облучение многим стоило здоровья, некоторым – жизни. Но за три месяца работы ни один человек не бросил команду, «не ушел в кусты», хотя участие в ликвидации аварии на атомной станции и нахождение в опасной зоне было делом добровольным.

Жар-птица

Николай Климов рядом с самолетом МиГ-15

Фото: из архива Николая Климова

У Юрия Гагарина и Николая Климова была еще одна точка соприкосновения: оба встретили своих суженых в Оренбурге. Женой Гагарина стала студентка Медицинского института Валентина, с которой он познакомился на балу в медицинском училище. А Климову приглянулась студентка педвуза Тамара – невысокая, хорошо сложенная девушка с копной темных волос и внимательными глазами. В свои двадцать он действовал, как настоящий мужчина: в любую погоду преодолевал 20 километров до Чкалова, чтобы сходить на свидание с ней. В день завершения учебы Климов отпросился на несколько часов и повел любимую в ЗАГС, где тоже проявил смекалку и напористость, чтобы их быстро расписали.

Николай Сергеевич до сих пор очень любит свою жену Тамару и ласково называет ее жар-птицей. Они вырастили сына Сергея, ставшего инженером, и дочь Светлану, которая работает экономистом. У Николая Сергеевича и Тамары Михайловны два внука – Алексей и Роман, а также две правнучки – Люба и Лариса.

Татьяна Неклюдова