Легенда русского рока: пик славы и загадочная смерть Виктора Цоя

Легенда русского рока: пик славы и загадочная смерть Виктора Цоя
Люди

Виктор Робертович Цой — легендарный и узнаваемый во всем мире советский рок-музыкант, певец, автор песен и даже актер. 15 августа 1990 года его не стало на 28-м году жизни. В честь годовщины смерти рок-музыканта РИАМО вспоминает его семью, карьеру и становление группы «Кино».

Семья и детство будущего рокера

Виктор Робертович Цой появился на свет 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) в интеллигентной семье. Мать будущего музыканта, Валентина Васильевна, была коренной ленинградкой и работала преподавателем физкультуры, а отец Роберт Максимович — инженером. Цой Сын Дюн, дедушка Виктора Цоя со стороны отца, по национальности кореец и проживал в Казахстане. Несмотря на смешенные корни, легендарный рокер был достаточно высокого роста — 184 см. Смешение кровей сказалось и на характере Виктора Цоя: по словам друзей, он был человеком твердым, имел свою точку зрения и точно знал, что хочет от жизни.

Известно, что когда Цою было всего 11 лет, его родители развелись, но через год воссоединились снова. Наиболее теплые и доверительные отношения у музыканта были с мамой.

«Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности»

Учеба и увлечения Виктора Цоя

С малых лет Цой увлекался чтением, рисованием, лепкой. С пятого класса взял в руки гитару. Известно, что в период с 1974 по 1977 год юноша ходил в Ленинградскую городскую художественную школу №1, где однажды познакомился с Максимом Пашковым. В дальнейшем они вместе будут играть в группе «Палата №6», а Виктор Цой займет должность бас-гитариста. В «художке» Цой творил только по настроению, несмотря на талант к рисованию. Один из его учителей отзывался о нем: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».

После окончания среднего образования музыкант поступил в художественное училище имени Серова, однако хорошей успеваемостью не отличался, поскольку предпочитал посвящать время музыке, и в итоге был отчислен. Тогда он поступил в вечернюю школу, а днем работал на заводе. Затем Цой поступил в СГПТУ №61 и получил профессию по специальности «резчик по дереву».

Примерно в то же время музыкант увлекся творчеством Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, а также боксерским искусством Брюса Ли — на волне своего повышенного интереса к Ли Цой даже начал заниматься каратэ, чтобы быть на него похожим.

Музыкальная деятельность Цоя и рождение группы «Кино»

Уже в школьные годы Цой вместе с друзьями увлекался музыкой, коллекционировал западные пластинки. Когда ему было 13 лет, он вместе с Пашковым начал играть в группе «Палата №6». Максим Пашков в дальнейшем вспоминал, что Цой очень плохо играл на гитаре поначалу, но все равно тянулся к музыке. В группе было всего три человека, и, скинувшись, ребята купили бас-гитару, которую кто-то сдал в комиссионку. Третий участник стучал в пионерский барабан, а в репертуаре у ребят были в основном песни в стиле Оззи Осборна.

В 1970–80-х годах Виктор Цой общался с Алексеем Рыбиным из группы «Пилигримы», Андреем Пановым из «Автоматических удовлетворителей», Майком Науменко из «Зоопарка» и с Борисом Гребенщиковым. Также Цой любил принимать участие в различных московских рок-квартирниках.

В 1981 году он уже впервые выступил на настоящей сцене в ленинградском кафе «Трюм». Отсюда берет начало становление группы «Кино». Сначала образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», в состав которой входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Последний, однако, вскоре ушел в армию, а группа поменяла название — на «Кино».

Пик славы группы «Кино»

Полтора месяца группа записывала свой первый альбом «45». Ради этого музыканты пропускали работу и учебу. Название у альбома символическое — именно столько минут длятся все треки с пластинки суммарно. Известно, что при записи молодым людям помогал сам Борис Гребенщиков: участники группы «Аквариум» выступили в роли сессионных музыкантов. Через год обе группы уже вместе выступили на большом концерте на одной сцене.

Тогда же в группе «Кино» меняется гитарист — Юрий Каспарян теперь выступает вместо Алексея Рыбина. В 1983 году случилось триумфальное выступление коллектива на рок-фестивале в Ленинграде. Песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» Цоя объявили лучшей, а сама группа стала лауреатом. Все треки, которые группа исполнила в тот день, затем, в 1984-м, вошли в альбом «Начальник Камчатки», названный так в честь котельной, где Виктор Цой работал кочегаром. Тогда в составе группы играли гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Георгий Гурьянов.

Свой успех группа повторила и в 1985 году, после чего на свет появилась новая пластинка — «Это не любовь». Альбом долгое время был в сердцах людей всего Советского Союза.

В 1985 году в коллективе снова произошла замена — Игорь Тихомиров теперь оказывается на посту басиста. И именно этот обновленный состав группы остается таковым до конца ее существования.

Пожалуй, пик популярности коллектива пришелся на 1986 год. Дело в том, что, помимо уникальных сочетаний аранжировок и душевных текстов Виктора Цоя, сами песни группы было легко исполнять под гитару, поэтому узнаваемые мелодии звучали в то время буквально из каждого двора. Тогда же «Кино» выпустили очередной альбом «Ночь», выход которого планировался еще в 1985 году.

В 1988 году выходит легендарный альбом «Группа крови», после чего слава о группе разлетается за пределы СССР. Коллектив начинает гастролировать по странам Европы, в том числе по Франции, Италии и Дании, а их фотографии появляются на обложках популярных в то время музыкальных журналов. Следом группа представляет альбом «Звезда по имени Солнце», с которым выезжает в США.

Самый последний концерт с участием Виктора Цоя состоялся в 1990 году в «Лужниках» в Москве. Записи с того выступления в дальнейшем использовали при съемках документального фильма «Человек в черном».

Виктор Цой в кино

Легендарный рокер снялся в 14 кинолентах. Дебютной картиной для него стала дипломная работа молодого режиссера Сергея Лысенко «Конец каникул». Это был своеобразный новый виток в творчестве Цоя. Фильм представляет из себя связку из четырех клипов «Кино», сквозь которые проходит повествование с другим сюжетом, в котором Цой также сыграл главную роль. Затем Виктор Цой снимется в фильме «Йя-Хха» Рашида Нугманова — короткометражке о роке в Ленинграде и его «отцах».

В 1987 году Цой появился в фильме «Асса» с блестящим актерским составом: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Сергей Бугаев, Александр Баширов, Александр Домогаров и другие. У Цоя в ленте была небольшая роль, однако исполненная тогда песня «Перемен!» стала своеобразным гимном Перестройки, многие запомнили музыканта именно по этой картине.

Расцвет актерской карьеры — фильм «Игла». Ради съемок в фильме группе «Кино» пришлось прервать концерты, но это было оправданное действие: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях и стал лидером проката. Виктора Цоя же назвали лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Личная жизнь Виктора Цоя

Из-за своей национальности музыкант не пользовался популярностью у противоположного пола, когда учился в школе. Его личная жизнь стала меняться лишь к 20 годам — девушкам хотелось покорить сердце перспективного и талантливого музыканта. Со второй половинкой, Марианной Цой, рокер познакомился на одной из вечеринок. Избранница на 3 года старше Виктора. Первое время они гуляли в парке, а затем стали жить вместе. Спустя время у пары родился сын Александр, который пошел по стопам своего отца и также стал рок-музыкантом. Больше детей у Виктора и Марианны не было.

Известно, что супруга помогала группе мужа с концертами, брала на себя организационные вопросы.

Во время работы над фильмом «Асса» у Виктора Цоя вспыхнул роман с Наталией Разлоговой, которая выполняла обязанности ассистента режиссера. Это в итоге привело к разрушению семьи Цоя. Впрочем, официально пара не разводилась, а после смерти супруга Марианна занималась выпуском его последних записей и неизданных материалов.

Автокатастрофа и загадочная смерть Виктора Цоя

Рок-музыкант разбился в автокатастрофе в 1990 году, он попал в ДТП на 35-м километре латвийской трассы Слока—Талси, неподалеку от города Тукумса, когда возвращался с отдыха в Прибалтике. Известно, что машина Цоя врезалась в автобус. По официальной версии, Виктор заснул во время управления машиной — от переутомления. Впрочем, истинная причина до сих пор неизвестна. Кто-то даже утверждает, что смерть была очень нелепой: якобы музыкант не заметил поворот, потому что менял кассету в магнитоле.

На прощание с артистом 19 августа собрались тысячи людей. Певца похоронили на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Недалеко от него покоятся тела его супруги Марианны и его матери — Валентины Васильевны Цой.

Память о Цое

Один из главных памятников народному любимчику установлен в Санкт-Петербурге на Невском проспекте: скульптура изображает рок-музыканта сидящим на мотоцикле.

На месте трагедии, где случилось ДТП, установлен монумент высотой 230 см. Цой изображен со скрещенными руками. Также на памятнице зафиксированы знаменитые строки из песни «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…»

В Москве после смерти музыканта появилась знаменитая «стена Цоя». Расположена она в Кривоарбатском переулке, дом №37. Фанаты Цоя исписали стену цитатами из его песен и фразой «Цой жив!». Со временем стена памяти стала достопримечательностью столицы.

Известно также, что и вещи музыканта продолжают свою жизнь после его смерти. В 2018 году прошел аукцион, в ходе которого был продан паспорт Цоя за 9 млн рублей, а его записная книжка с телефонами участников группы — за 3 млн.