Кузнец из Наро-Фоминского района: про укрощение железа и старинные мечи
Материал подготовлен Рузским ИА>>
Романтическое представление о кузнецах накрепко укоренилось в умах современных людей благодаря фильмам и книгам в стиле фэнтези. Тем более, сегодня это довольно редкая профессия, и мало кто понимает ее специфику. Корреспондент Рузского информагентства пообщался с настоящим кузнецом Алексеем Гавриловым из Наро-Фоминского района. «Укротитель железа» рассказал о кузнечном деле и его особенностях, а также опроверг расхожие заблуждения.
Ликвидатор Чернобыльской катастрофы: про работу в Припяти и Орден Мужества >>
Занятие для крепких мужчин
Алексею Гаврилову из деревни Юшково Наро-Фоминского района 25 лет, восемь из них он занимается кузнечным делом. В юности он увлекся реконструкцией сражений, особенно его привлекал период древнерусской истории XIII-XIV веков.
«Я много читал о Новгородской и Псковской землях, ездил на исторические семинары и даже участвовал в раскопках. Однако кузнечное ремесло за письменным столом или в чистом поле не освоишь, поэтому я пошел в ученики к заводскому мастеру и проработал у него четыре года», – рассказывает Алексей.
После этого юноша открыл свою собственную кузню. По его мнению, кузнечное дело – это занятие для крепких и физически сильных мужчин, способных управляться с тяжелым молотом, выдерживать жар раскаленной печи и подолгу находиться в полумраке помещения.
Полумрак, царящий в кузне, необходим для хорошей работы.
«Только в темноте кузнец может на глаз определить температуру металла: чем светлее раскаленное железо, тем оно горячее. Без такого «замера» не обойтись: металл пластичен и поддается обработке лишь в ограниченном диапазоне температур», – объясняет молодой мастер.
Алексей вспомнил, как однажды довольно опытные кузнецы плавили сталь при большом стечении зрителей, но упустили момент, и металл остыл. В результате мастер-класс оказался вовсе не мастерским.
Пожарный из Фрязина: про опасную профессию и династию огнеборцев >>
Белая и черная «магия»
Кузнецы шутят о самих себе: мол, мы бываем белые и черные – как колдуны.
«Белые – это оружейники и ювелиры: они работают с драгоценными металлами, благородной оружейной сталью, их продукция – ножи, мечи и украшения. Черные же куют «черное железо» и производят сельхозинвентарь, скобяные изделия, делают художественную ковку. Есть еще одна категория мастеров, к сожалению, уже ставшая редкой, – ковали. Они изготавливают подковы и подковывают лошадей. Помимо собственного ремесла им приходится постигать и ветеринарную науку», – рассказывает Алексей.
По его словам, он пока не примкнул ни к одной из «фракций», так как с одинаковым интересом может починить треснувшую мотыгу, сковать охотничий нож и изготовить красивую решетку с замысловатым узором.
«Для успеха в кузнечном ремесле нужно уметь рисовать, иметь художественный вкус и быть физически выносливым», – Алексей Гаврилов.
В кузне Гаврилова имеется полный набор инвентаря: наковальня, тиски, клещи, молоты – как в стародавние времена. Правда, прогресс не стоит на месте, и многие мастера перешли на газовые печи – так и чище, и дешевле. Но Алексей верен традициям и «готовит» на древесном угле. Особенно много топлива уходит при изготовлении мечей, поэтому такое оружие стоит недешево.
Биохакер из Москвы: про чипы в руках и «сверхспособности» >>
Знаток мечей и ножей
«В наше время меч имеет ограниченный функционал. Нынче им никто не подпоясывается, выходя из дома. Кованым клинкам место в коллекции или на поле, где проходят схватки реконструкторов. Поединки не опасны, ведь оружие не заточено», – рассуждает мастер.
В создании оружия Гаврилову помогают знание истории и участие в раскопках.
«Бытует мнение, что русские мечи весили чуть ли не пуд. Это неправда, их реальный вес в среднем составлял 1,5 килограмма», – Алексей Гаврилов.
По словам Алексея, русские топоры тоже не были такими большими и массивными, как их принято изображать на иллюстрациях к былинам.
К издержкам своей профессии Гаврилов относит постоянные ожоги. Их не избежать даже опытному мастеру, ведь в толстых рукавицах трудиться не всегда удобно.
«Самое запоминающееся в профессии кузнеца – передача законченного творения заказчику. Его первый взгляд на клинок и первые слова одобрения надолго остаются в душе мастера», – заключает Алексей.
Токарь из Электростали: король подшипников, «Мастер золотые руки» >>
Сергей Петров