Кукольница из Можайска: как сделать куклу-оберег и куклу добрых вестей
Материал подготовлен Можайским ИА>>
Художник Надежда Соболь из подмосковного Можайска больше 30 лет проработала в школе учителем. А потом увлеклась созданием русских обрядовых кукол и теперь обучает этому детей. Как куклы пришли в ее жизнь, в чем особенность их изготовления и какая мудрость в них заключена, Надежда Ивановна рассказала корреспонденту Можайского информагентства.
Один день в Школе ремесел в Коломне: куклы из пакли и ретро-елка>>
Встреча с куклой
По образованию она - художник-модельер. Но так сложилось, что пошла работать в школу. Сейчас она уже на пенсии и продолжает вести кружок по созданию русской народной куклы.
«Мне всегда хотелось, чтобы дети на моих уроках могли творчески развиваться, у нас так мало для этого возможностей. Первыми в Можайске мы с девчонками сделали коллекцию «Живая игрушка» по мотивам дымковской керамики и гжели. Сшили костюмы, как на знаменитых игрушках. Я вела кружок по субботам, девочки с таким энтузиазмом работали, они в выходной шили с девяти до пяти вечера, выгнать не могла», - вспоминает Надежда Ивановна.
Потом были и другие коллекции. Например, костюмы в стиле танго, которые школьницы шили своими руками. А однажды на выставке кукол в Москве она попала на мастер-класс – и работа с куклами стала частью ее жизни.
«Я и не подозревала, что существует такое количество технологий изготовления кукол. Мне очень понравился скульптурный текстиль – такие интересные куклы получаются! Там случайно познакомились с женщиной, которая оказалась кукольным мастером, у которой как раз проходил мастер-класс по куклам, ну я и попросилась. Она показала самое простое, но меня это очень заинтересовало», - вспоминает Надежда Ивановна.
Потом она стала отслеживать объявления о выставках. Поехала на Тишинку, где весной и осенью проходит Международный салон авторских кукол. Там собираются любители кукол буквально со всего мира, из разных стран и даже континентов.
«На Тишинке я познакомилась с Ольгой Рубцовой, у которой потом специально училась делать кукол из скульптурного текстиля. Традиции, по которым они делают кукол, идут из театра Образцова, это очень интересная и сложная технология. Моя первая кукла, которую я там сделала, до сих пор хранится у меня. Хотя обычно я их не оставляю», - рассказывает художник.
Но с детьми такие куклы сложно делать. Надежда Ивановна стала думать, как привлечь внимание своих учеников. Наконец, она остановила свой выбор на русских народных тряпичных куклах. Начинали с рождественских ангелочков – такими игрушками можно украшать елку. Потом пошли дальше.
Как рождаются куклы у мастерицы из села Богородское>>
Без ножниц и иголки
Игрушки-скрутки очень просты в исполнении. Скрутку лучше делать из грубой ткани, туго обмотав нитками. Кусочком белой ткани, как платком, оформляется голова и закрепляется нитками на шее, дальше характер куклы определяет костюм.
«Я не начинаю делать куклу до тех пор, пока не найду про нее достаточно информации. Обязательно рассказываю ученикам, что это за кукла, какая традиция с ней связана. Я стараюсь, чтобы ребенок увидел готовую куклу. Нельзя начинать сразу со сложных вещей, нужно, чтобы дети поняли: вот лоскутки, вот нитки, из них можно сделать интересную игрушку», - объясняет мастер.
Надежда Ивановна не просто показывает, как сделать игрушку, но и объясняет основные правила изготовления народной обрядовой куклы.
«Перед тем, как делать куклу, успокойтесь и сосредоточьтесь на своей работе. Традиционно ее делали «в подоле» - на коленках, а не на столе. Ткань для куклы должны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть. Материал, из которого делается кукла, не режется и не шьется, а рвется руками на кусочки. Если завязываешь – завязывай три раза. Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Обереговые куклы изготавливали только женщины. В славянской традиции присутствует обязательное правило — делать куклу начисто, за один раз», - рассказывает кукольница.
Как отмечает Надежда Михайловна, при работе с учениками она старается сделать так, чтобы они помнили, что у русского народа глубокие традиции. Например, раньше девочку буквально с пеленок готовили к семейной жизни. Все, что она должна знать до того, как выйдет замуж, передавалось через тех же кукол.
«Самую первую куклу – «пеленашку», мама делала дочке, когда та еще лежала в колыбели. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку посложнее – «скрутку». А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куклу «на выхвалку», чтобы все видели, какая она мастерица. Если куколка выходила красивая и ладная, то от женихов отбоя не было. А если кукла получалась кривобокая, растрепанная, то такую невесту никто не хотел замуж брать», - рассказывает художник.
Как делают бирюльки и другие бабенские игрушки. ФОТО>>
Куклы-обереги
Среди русских народных кукол много разных видов: «оберегалка», «стригушка», «пеленашка», «балбешка», «скелетка», «горбач», «дергун», «неваляшка», «кувыркал» и другие. Широкое распространение получила кукла «баба». Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом.
«Вообще, когда я занялась русской куклой, я для себя открыла такой кладезь мудрости. Например, кукла «московка» – олицетворение семьи. Принято ставить куклу так, чтобы она не попала в чужие руки. Или кукла – «неразлучники». Две фигурки, неразрывные между собой. Такой свадебный оберег вешали под бубенцами свадебной повозки. «А сейчас принято сажать одну игрушечную невесту на машину», – говорит Надежда Ивановна.
«Вот кукла добрых вестей, с колокольчиком. Она должна быть в прихожей на видном месте. Иной раз прихожу домой: настроение плохое, беру ее в руки и иду по комнатам, домашние смеются: ну, пошла звонить! А на душе светлее становится», - делится художник.
Русские куклы делятся на игровые, обрядовые и обережные. Игровые предназначались для забавы детям, обрядовые имели ритуальное назначение, таких кукол почитали и ставили в избе в красный угол.
«Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук», - объясняет Надежда Ивановна.
Как это работает: производство липовых игрушек в Богородском>>
Обереговая кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка.
Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза, объясняет художник.
«Хочется как можно больше людей увлечь этой темой. Как увлеклась Маша», - говорит педагог. Маша Петрушкина – любимая ученица. Она занимается куклами третий год. Несмотря на юный возраст школьницы, ее работы занимают призовые места на разных конкурсах.
Маша показывает «капустку». «Эту куклу клали в люльку еще до рождения малыша, чтобы она его согревала, а потом вешали над ребенком как оберег», - объясняет девочка. «Капустка – это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не рвалась. Делается она без использования ножниц и иглы», - уточняет педагог.
Сейчас она с ученицами готовит выставку в арт-кафе Бородинского музея и планирует сотрудничать с ним дальше.
Анастасия Ковалева