Клинический психолог Людмила Баз: «Ребенка, склонного к насилию, видно еще в детском саду»
Истории об агрессивных подростках появляются в новостных лентах ежедневно, иногда информационным поводом становятся даже массовые расстрелы в школах. О том, как определить, что ребенок склонен к насилию, и как ему помочь, РИАМО рассказала доцент кафедры детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Людмила Баз.
- Людмила Леонардовна, какие признаки могут указывать на то, что ребенок склонен к насилию и нуждается в психиатрической помощи?
– Насилие – это агрессивное поведение, направленное на других людей с целью либо доминировать над ними, либо вообще их уничтожить. В свою очередь, агрессия – это биологически обусловленная форма поведения, она необходима для выживания, для борьбы за территорию, за кормовую базу, за продление рода. У людей агрессивное поведение или насилие обычно направлено на конкурента, который ущемляет какие-то потребности этого человека. Детей это тоже касается.
Проявлять агрессивные действия ребенок может уже в младенческом возрасте. Он может бить мать, щипать ее, хотя он еще не понимает, почему он так делает. Агрессия дошкольников более разнообразная, она может быть вербальной и невербальной, ребенок может толкаться, кусаться, ругаться, оскорблять. При этом у него по-прежнему нет понимания, зачем и почему он так поступает.
В школе ребенок проявляет агрессию уже более осознанно, может затевать драки, словесно оскорблять одноклассников. Прежде всего, такие проявления видят родители, и они должны понимать, что ребенок выходит в социум, поэтому нужно изменять воспитательные меры для того, чтобы агрессия не выливалась на окружающих.
Любые агрессивные действия в принципе говорят о том, что ребенок склонен к насилию. Они могут быть направлены на близких, на малознакомых людей, на какие-то предметы, дети в гневе могут разбрасывать или ломать игрушки, например. Часто встречается, что ребенок проявляет насилие по отношению к животным, что со временем может использоваться и по отношению к людям, если вовремя не принять меры.
– Значит, определить наличие психических проблем у ребенка можно уже в раннем возрасте?
– Да, у младенцев отмечают, например, невропатию, которая на физиологическом уровне проявляет себя как нарушения сна, аппетита, раздражительность. Уже в этот момент нужна помощь специалиста, как правило, этой проблемой занимается невролог.
До трех лет психические проблемы можно выявить, если обнаружится, например, задержка речи. Если к двум или даже четырем годам у ребенка нет фразовой речи, это повод для обращения как минимум к логопеду, а лучше сразу к врачу-психиатру. Потому что задержка развития говорит о том, что мозг страдает.
Психические проблемы могут выдавать примитивные стереотипные игры, когда ребенок часами перекладывает какие-то предметы или просто бесцельно крутит их в руках. Это тоже говорит о том, что у него есть и задержка психического развития, и надо обращаться тоже к психиатру.
В подростковом возрасте тревожные «звоночки» – это появление агрессии, грубости к родителям, уходы из дома. Либо ребенок сидит в своей комнате, старается не контактировать с родными. Многие полагают, что это обычное поведение подростка, бунт, эмоциональность. Но когда ребенок уходит из дома, это уже повод отвести его к врачу-психиатру, чтобы понять его состояние. Очень часто оно бывает вызвано психологическими причинами, но в подростковом возрасте очень часты обострения уже имеющихся психических болезней и манифестация новых психических болезней, которые не были диагностированы раньше.
Треш‑стримы: в чем причина их популярности и как уберечь детей от жестокого контента>>
– То есть «бить в колокола» нужно при первых признаках проявления агрессии?
– Когда ребенок начинает проявлять любую агрессию по отношению к своим родителям, уже надо обращаться к специалистам. Таким детям уже нужна коррекция. Животное отвечает на агрессию тоже агрессией, но ведь у человека есть речь. Поэтому все конфликтные ситуации могут и должны решаться путем переговоров, выяснения ситуации и причин, которые ее вызывают. Уже с двух-трех лет дети способны к коммуникации, с ними можно поговорить и выяснять причины такого поведения. И потом, конечно, надо устранять эти причины. Агрессивные формы поведения очень быстро закрепляются, и когда ребенок приходит в детский сад в три года, уже можно заметить, что у нет складываются ненормативные формы взаимодействия с другими ребятами. Он начинает отнимать игрушки, бить других детей. Это говорит о том, что в семье такое поведение или поощряется, или не замечается.
Воспитатели детских садов говорят родителям таких детей о необходимости обратиться к специалистам. Но часто родители отказываются принимать тот факт, что ребенку необходима помощь психиатра. Они считают, что в детском саду или школе просто не смогли найти правильный подход к ребенку.
– Психические проблемы могут быть не только результатом воспитания, но и признаком болезни?
– Существуют определенные заболевания, которые способствуют легкому возникновению агрессивных действий. Эти дети не могут контролировать свое поведение в полной мере. Но есть и психические заболевания, тяжелые, эндогенные, вызванные внутренними причинами, например, шизофрения. Такие заболевания могут возникнуть из-за какой-то органической патологии: дети пострадали внутриутробно или в процессе родов, или на мать оказывали влияние какие-то вредные факторы во время беременности. У детей развивается так называемый психоорганический синдром. Это значит, что мозг был поврежден на каком-то этапе развития. У ребенка наблюдается эмоциональная лабильность: он очень легко впадает в состояние гнева и сразу же реализует его в поведении. В таких случаях воспитание должно быть направлено на то, чтобы развивать контроль над своими эмоциями.
Зависимость от гаджетов: болезнь или способ формирования адаптивного интеллекта>>
– Но как заставить родителей отвести ребенка к психиатру, если они не хотят видеть проблему?
– Если бы все законы, которые у нас существуют, применялись на практике, то подростковых драк и особенно шутингов бы было значительно меньше. Просто потому, что ребенка, склонного к насилию, видно еще в детском саду. Он бьет детей, затем в школе становится агрессором, это прекрасно видят учителя, но для того, чтобы избежать каких-то проверок, неприятностей, очень часто дирекция идет на поводу у родителей, не хочет конфликтов и «отпускают» ситуацию.
Я считаю, что надо идти по правовому пути. Должны быть четкие инструкции, написанные юристами, для школ и детских садов, где пошагово было бы описано, что надо предпринимать педагогам и директорам, чтобы ребенок-агрессор был выявлен в самом начале, пока ситуация не стала катастрофической. Права ребенка, которого ударил агрессор, нарушены, значит, нужно освидетельствовать повреждения и обращаться в суд за моральной компенсацией. И только тогда, возможно, родители агрессора начнут задумываться – все ли нормально с их ребенком.
До 18 лет за поведение ребенка отвечают родители, и если они не оказывают ему помощь с психическими проблемами, общество должно обращать на это внимание. Должны быть санкции против таких родителей. Они должны знать, что если их сын или дочь ведут себя в не правовом поле, они будут оштрафованы, об этом сообщат на работу, предадут общественности, все будут знать, что они не справляются с родительскими обязанностями, возможно, они будут ограничены в правах, а ребенка поместят в специальное учреждение. Если бы эта система была грамотно выстроена и работала, трагических событий было бы на порядок меньше.
– Люди, которые устраивают шутинги, часто характеризуются как замкнутые и тихие, от них никто не ожидает жестокого асоциального поведения.
– Не всегда. Насколько я знаю, человек, который устроил массовый расстрел в Казани, отличался агрессивным поведением и даже родители не смогли жить с ним вместе.
Но в целом, даже если все выглядит благополучно и ребенок действительно тихий и спокойный, родителям стоит обращать внимание на то, чем он занимается, чем интересуется, как ведет себя в социуме. Обычно подростки, которые готовят массовую расправу над одноклассниками, бывают фанатично увлечены какой-то идеей, они придумывают себе миссию, обосновывают и все свое время посвящают именно этой идее. Их перестает интересовать все, чем они увлекались раньше. Они отгораживаются от социума, целиком погружаясь в свою «сверхидею». Они могут хотеть освободить мир от кого-то, или они пережили несправедливость в школе и хотят мстить – все это тоже говорит о наличии отклонения в психике.
Родители, которые заметили у своего ребенка такие признаки, должны насторожиться.
– Но дети обычно прячут от родителей весь «компромат».
– Все равно будут какие-то «звоночки». Очень часто даже самоубийцы говорят о суициде на начальных этапах развития своих замыслов. И, кстати, после самоубийства или шутинга часто выясняется, что ребенок свои идеи и намерения описывал в соцсетях, просто родители не обращали на это внимания. В любом случае, до 18 лет ответственность за ребенка полностью лежит на родителях, и если они чувствуют неладное, но не могут «пробиться» через замкнутость подростка, надо брать его за руку и вести к психиатру.