Капитан-подводник из Егорьевска: пуд соли и поход на четыре года

Капитан-подводник из Егорьевска: пуд соли и поход на четыре года
Люди

Материал подготовлен Егорьевским ИА>>

День моряка-подводника отмечается в России 19 марта – это профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала Военно-морского Флота РФ, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году. Корреспондент Егорьевского информагентства встретилась с капитаном II ранга в отставке Георгием Георгиевичем Кисловым и узнала о суровой службе моряков-подводников, соревновании с космонавтами, о тоске по родным и по пресной воде, и что такое «автономка».

Океанская подводная лодка на Химкинском водохранилище. ФОТО>>

О морях и не мечтал

Георгий Георгиевич родился и вырос вдали от морских просторов и океанских глубин – в 100 километрах от Москвы, в тихом и уютном провинциальном Егорьевске, где из водных объектов - несколько озер да небольшая речушка Гуслица. О морях с детства тоже не мечтал, как раз наоборот – его манило небо, Георгий даже посещал планерную секцию Егорьевского аэроклуба и собирался поступать в Качинское вертолетное училище.

Но судьба распорядилась иначе: летом 1961 года, во время экзамена в школе рабочей молодежи Егорьевска, где Георгий учился на столяра, он получил травму колена, поэтому о небе пришлось забыть. А осенью того же года юношу призвали в армию, и он попал на Северный флот в Северодвинск. После окончания срочной службы остался на контрактную.

В 1964 году поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде, после окончания которого снова получил назначение на Северный флот, где через полгода уже стал заместителем командира дизельной подводной лодки. С 1969-го по 1973 год в составе экипажа Георгий Георгиевич нес длительную боевую службу в Атлантическом океане продолжительностью более трех месяцев.

Подводники Солнечногорска: о нештатных ситуациях и разлуке с женами>>

Много соли и мало солнца

Подводникам в прямом смысле приходилось несладко - особенно остро сказывалась нехватка пресной воды, ведь ее запас на подлодке ограничен, опреснители работают плохо. Поэтому еду приходилось готовить на морской воде, и только компот и чай – на пресной.

В 1974 году Георгий Георгиевич поступил в Военно-политическую академию им. Ленина, после окончания которой был назначен заместителем командира атомной подводной лодки. Это уже был другой уровень службы, со своими плюсами и минусами. В бытовом плане, конечно, атомные подлодки сильно выигрывали: там были не только душевые, но и ванна, сауна и даже оранжерея, где подводники выращивали зелень для кают-компании.

Зато на дизельной подводной лодке каждые два дня надо было всплывать, и моряки регулярно видели небо и солнце. Атомоход же, если погружается на глубину, то уже не всплывает до конца «автономки», ведь основная функция кораблей такого типа – разведка и слежение за предполагаемым противником, порой в территориальных водах других государств. Поэтому, чтобы не быть обнаруженными со спутников, которые могут «видеть» на глубине 50-60 метров, подлодки не поднимаются на поверхность – а это не неделя и не две: боевые выходы длились по несколько месяцев. Бывало, что и больше года дома не бывали.

Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу>>

Кто круче - космонавт или подводник?

«У нас было негласное соревнование с космонавтами – кто кого перелетает или переплавает. Но у космонавтов была регулярная связь с Землей, они имели возможность общаться с родными. Мы же на время боевой службы полностью теряли связь с близкими, некоторые о рождении детей узнавали по прибытии на берег», - рассказывает Георгий Георгиевич.

Да и его самого чаша сия не минула. О рождении своего младшего сына он узнал еще на берегу, но впервые увидел его лишь спустя почти полтора года - ушел в «автономку», когда жена с малышом еще были еще в роддоме. Не было отца рядом и в последние минуты жизни сына. К сожалению, мальчик родился с тяжелым пороком сердца и прожил всего 12 лет.

«Конечно, долгая разлука с семьей и близкими – самое тяжелое испытание для подводников. Хорошо, если тыл надежный, когда на сто процентов уверен в своей половине. А если нет? Некоторые вот так рассудка лишались, когда в длительном походе были…», - делится капитан.

Более четырех лет (1774 дня) Георгий Георгиевич пробыл в море в период с 1977-го по 1984 год. За время своей службы он 12 раз пересекал экватор, восемь - в подводном положении и четыре – в надводном. Побывал во всех частях света, заходил на территории 18 государств.

В 1978 году атомоход, на котором служил Кислов, ходил с гидрографической экспедицией на Северный полюс. Экипаж подлодки полтора месяца подо льдами изучал и измерял дно и составлял подробную карту. За этот поход Георгий Георгиевич получил внеочередное звание и орден «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени.

Рыцари неба: династия военных штурманов Вахитовых из Подольска>>

Тяжелая вода

Подводнику довелось участвовать даже в съемках художественного фильма. В конце 70-х годов прошлого века снимался фильм «Тяжелая вода» по мотивам одноименного романа В. Логвиненко о нелегких буднях офицеров-подводников во времена «холодной войны», вышедший на экран в 1979 году. Съемки проходили в Западной Лице, пункте базирования атомных подводных лодок Северного флота в Мурманской области, в 45 километрах от границы с Норвегией. В это время подлодка, на которой служил Кислов, находилась там на ремонте. И весь экипаж АПЛ принимал участие в съемках фильма.

Много чего было, обо всем и не расскажешь. Деятельность подлодок до сих пор находится под грифом секретности. О последнем своем боевом выходе, когда на подлодке случилась авария, Георгий Георгиевич ничего не рассказывает. Службу он закончил в Тихом океане. Там весь экипаж получил немалую дозу радиации, и на сегодняшний день из его сослуживцев в живых осталось только семь человек, да и те уже более 30 лет живут на лекарствах, как и сам наш герой.

«Знаете, когда живешь в постоянном напряжении, когда даже во сне готов к нештатной ситуации, происходит мощнейшая переоценка ценностей. Начинаешь по-новому смотреть на мир, ценить жизнь, искренние человеческие чувства, красоту родного края… Вот я посмотрел мир, был и в Бразилии, и в Египте, и в Индии, но нет для меня кусочка земли на свете лучше и краше родного Егорьевска!», - признается подводник.

Несмотря на все испытания, связанные со службой, Георгий Георгиевич благодарен судьбе.

«Несмотря ни на что, ни о чем не жалею. И если бы мне представился шанс прожить жизнь еще раз, я бы снова пошел служить на подводную лодку!», - говорит он.

Галина Степанцова