Худрук театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев: «Мы сделали ставку на классику»
Московский областной государственный театр «Русский балет», известный и в нашей стране, и за её пределами, в этом году отмечает 35-летие. Мировую славу театру принесли не только классические шедевры «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», но и современные авторские постановки. Сейчас труппа готовится к новому масштабному проекту. В прошедшие выходные в Подмосковье открылся первый международный фестиваль искусств "Gloria творцу", идеологом которого стал бессменный худрук «Русского балета». Народный артист СССР Вячеслав Гордеев рассказал РИАМО, какие ещё проекты и новинки готовит театр, как угодить самым взыскательным зрителям и достичь высот в высоком искусстве.
Жизнь на кончиках пуантов: слезы и счастье в балетной школе >>
– Вячеслав, больше 30-ти лет назад вы стали художественным руководителем театра «Русский балет», что изменилось за это время?
– Учитывая социальные катаклизмы, которые нам пришлось пережить, 35-летие театра – это повод для особой гордости. Когда мне предложили возглавить труппу, я был народным артистом СССР, премьером Большого театра, много гастролировал. Чаще всего руководителями балетных трупп становятся мастера сцены, завершившие исполнительскую карьеру, я же был на самом пике, но все-таки решил согласиться.
Главным для меня было, конечно, расширение репертуара, основой которого стали шедевры классики. Ставка на классическую составляющую репертуара, я считаю, была правильной и стратегически важной для развития труппы.
Хотя мы не чуждаемся экспериментов, все же наше главное достижение – жемчужины классического наследия: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Коппелия» и другие; хореография Петипа, Иванова, Горского, Вайнонена…
Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице» >>
– В 90-е годы вы возглавляли труппу Большого театра. Не жаль было отказываться от самой известной сцены страны?
– Для меня Большой театр был и остается родным, лучшим театром мира. Этой великой сцене я отдал более 20 лет. С 1995 по 1997 год, когда я возглавлял балетную труппу, директором был Владимир Васильев... В истории много примеров того, как трудно двум ярким личностям сохранять теплые отношения. Для меня Васильев-танцовщик был кумиром, но, когда он сел в кресло директора Большого театра, разногласия во взглядах на репертуарную политику и другие сугубо профессиональные вопросы стали усиливаться. Проработав чуть больше двух лет, я оставил свой пост…У меня уже был «Русский балет», я вновь окунулся в работу.
Один день в Театре Вахтангова: спектакль в буфете и сцена-трансформер >>
– Как удается удерживать избалованного выбором современного зрителя?
– Подмосковный зритель значительно «вырос», стал более требовательным, хорошо разбирается и ценит качество спектаклей.
– Мы всегда ответственно подходим к выступлениям, будь то родная московская сцена, гастроли в российской глубинке или на самых престижных подмостках Европы. Несмотря на то, что концепция у театра все-таки классическая, мы не игнорируем и современную хореографию. Недавно я поставил балет «Последнее танго» на музыку Астора Пьяццоллы. Наш балетмейстер, заслуженный артист Азербайджана Виталий Ахундов поставил балет «Семь красавиц» Кара Караева. Но за рубеж, в первую очередь, возим русскую классику.
Байки о Большом театре: «тараканы» Лужкова и «труп» лекаря >>
– Вы преподаете курс на балетмейстерском факультете в ГИТИСе. Общение с молодыми артистами помогает?
– Балет – искусство молодых. Естественно, я всегда окружен молодежью. Свой профессиональный и жизненный опыт я считаю нужным передать новому поколению хореографов и балетмейстеров. Среди моих учеников есть и артисты «Русского балета», желающие продолжить образование, есть и иностранные студенты.
Антон Хабаров: «Театр как рентген – артиста видно насквозь» >>
– Приглашаете самых талантливых студентов к себе в труппу?
– Конечно, каждый год к нам в театр приходят выпускники разных школ, воспитанники ведущих хореографических училищ России. Впрочем, в последние годы становиться сложнее.
В театрах Владивостока, Астрахани, Йошкар-Олы, Астаны в балетных труппах сразу обещают начинающим артистам хорошую зарплату и квартиру, как минимум.
Мы таких возможностей не имеем.
В нашем театре хотят служить и танцовщики из Японии, Китая, Италии. В прошлом году у нас стажировались выпускники Московской академии хореографии из США. Они очень хотели работать у нас в труппе, но получение рабочей визы очень непростой процесс.
Депкульт Москвы рекомендует театрам принимать сотрудников только по срочным договорам >>
– Как вы относитесь к сотрудничеству с другими театрами?
– Мы работаем с самыми разными деятелями искусства. В числе наших друзей ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, помогавшая артистам освоить стиль фокинской «Шопенианы». Непревзойденный знаток творчества Петипа, балерина и педагог Мариинского театра Габриэла Комлева раскрывала нюансы его хореографии. Одна из лучших создательниц образа Сильфиды Надежда Грачева проводила репетиции во время постановки одноименного балета Бурнонвиля.
И совсем свежий пример: наш Первый международный фестиваль «Gloria творцу», который пройдет с 19 по 27 ноября на двух площадках в Москве и Сергиевом Посаде, мы делаем в тесном творческом взаимодействии с Московской областной филармонией.
Что касается гастролей, театр не изменил своей кочевой жизни.
На карте мира для нас остается все меньше «белых пятен». Многие страны каждый год ждут и встречают артистов «Русского балета».
Самим себя хвалить не с руки, но в зарубежной прессе наши гастроли называли триумфальными. Ассоциация западноевропейских импресарио удостоила нас звания «Лучший балетный коллектив Европы», труппа награждена золотыми медалями итальянских городов Ченто и Мирандолы. Несколько городов Франции, США, и Мексики избрали артистов «Русского балета» своими почетными гражданами.
«Солдатик» в МОГТЮЗ — новый формат спектакля в областном театре >>
– Каким вы видите дальнейшее развитие театра «Русский балет». Какие у вас репертуарные и творческие планы?
– «Русскому балету» в его нынешнем виде по плечу самые серьезные творческие задачи.
Мы продолжаем сохранять мировое классическое наследие, при этом находя новые сценические форм и хореографический язык. Есть сразу несколько великих произведений мировой классики, о постановке которых мы думаем в перспективе. Это «Сильфида», «Баядерка», балет «Бахчисарайский фонтан».
Если говорить о ближайших планах, то текущий сезон будет очень интенсивным. Я работаю над постановкой нового спектакля на музыку Оффенбаха, о судьбе известного французского художника Тулуз-Лотрека. Премьера запланирована на этот сезон. Планирую также большой проект с Николаем Гришко: полнометражный балет «Дон Кихот» с моей хореографией и его костюмами. Буду ставить в своей редакции, максимально сохраняя хореографию Петипа и Горского.
Что касается мечты…Очень хотелось бы, чтобы у театра был свой собственный дом, который отвечал бы современным техническим требованиям. Это удобные с хорошей вентиляцией и светом репетиционные помещения, мягкий пол, который не травмировал бы артистов балета. Все-таки цивилизация должна прийти, наконец, и в балет.
– Что бы вы хотели пожелать вашему зрителю?
– Приятных впечатлений и добрых эмоций от встреч с прекрасным.
Театральный декоратор из Дмитрова: как создать целый мир на 65 метрах сцены >>