Художник Владимир Пименов из Зарайска: про ангелов и автопортрет души
Материал подготовлен Зарайским ИА>>
Картины Владимира Пименова, художника из подмосковного Зарайска и почетного гражданина Зарайского района, пропитаны любовью к природе и людям. Главные герои его пейзажей и зарисовок – лес, озеро, полевой цветок, дачные домики, городские улочки, церкви, простые люди и обязательно ангелы, несущие доброе, вечное, светлое. В феврале Владимир Сергеевич отметил 75-летие. В День работника культуры 25 марта корреспондент Зарайского информагентства узнала у живописца, как он попал в художественное училище, что думает об искусстве, и какую роль в его творчестве играет малая родина.
Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах>>
Пима из Зарайска
Фото: из личного архива
Весь февраль подмосковный Зарайск жил под знаком юбилея народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Владимира Пименова. Друзья называют этого невысокого человека с рыже-седой бородой и проницательными глазами просто Пима. Так же он подписывает свои картины.
Владимир Пименов родился в Зарайске 1 февраля 1941 года. Вот уже три четверти века он живет в исторической части города – в Стрелецкой слободе. Конечно, иногда он покидал родные места, но обязательно возвращался, потому что, по его признанию, начинал «задыхаться» – настолько сильна духовная связь с Зарайском. Художник исходил здесь все улицы и закоулки, «продышал» все лужайки и скверы, прочувствовал все изгибы реки Осетр.
Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»>>
Интроверт
Молодой Володя Пименов
Фото: из личного архива
К началу Великой Отечественной войны Володе еще не было и пяти месяцев от роду. Когда немецкая разведка подошла к Зарайску, мама и сестра прятались вместе с ним в подвале. Как шутит Владимир Сергеевич, «партизанить» не довелось, зато уже в детстве обострилось внутреннее зрение, пришло осознание ответственности за все происходящее в родном крае, с близкими людьми.
Учился Володя легко. Писал стихи, делал зарисовки, ловил рыбу, играл с ребятами в круговую лапту. Семья и учителя гордились им, поддерживали во всех начинаниях. Мальчик страстно любил лес, мог пропадать там часами, слушая шелест листвы и пение птиц. На 16-летие родители подарили Владимиру охотничье ружье. Но одно дело – воробьев пугать, другое – встретиться один на один со зверем. Однажды юноша взял на прицел лису и нажал на курок. Когда подошел за трофеем, увидел распахнутые от ужаса глаза лисенка...
До сих пор Пименов не может без слез вспоминать этот случай, который сильно повлиял на его характер и творчество. Привычка ориентироваться на свои переживания, на свой внутренний мир, превратили его в интроверта, человека, который испытывает физическую боль от малейшей несправедливости.
Александр Демидов: про «День выборов-2», шутки «Квартета И» и творческий кризис>>
Поиски истины
Картина Пименова «Все проходит»
Фото: из личного архива
Пименов учился в Кремлевской школе – той самой, где сегодня располагается музей «Зарайский Кремль». После ее окончания он подал документы в Лесной институт и в Рязанское художественное училище. Но ответ пришел только из Рязанского. За короткий срок Владимир написал вступительные картины и успешно сдал экзамены, его зачислили. А как же лес? Для Пименова лес как был, так и остался лучшим убежищем от суеты. Как и творчество.
Постепенно творчество стало потребностью, возможностью высказаться и быть понятым. Пименов много работал над собой: училище, самообразование, Всесоюзный государственный институт кинематографии, лекции, музеи, выставки.
«Художник всю жизнь учится ремеслу и умению видеть у признанных мастеров. С художниками авангарда XX века я познакомился, уже имея за плечами художественное училище. А столкнувшись с творчеством Павла Филонова и его манифестом, я на всю жизнь принял его постулат: художник – прежде всего ремесленник, и он делает «вещь», – признается Владимир Пименов.
Еще студентом ВГИКа он прочитал запрещенное в то время эссе испанского философа Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства», где автор доказывал необратимость этой самой дегуманизации. Пименов говорит, что с тех пор он сопротивляется этому процессу.
«Я не хочу быть в авангарде и «идти вперед». Я хочу размышлять и приблизиться к истине, понять, кто я, кто мы, куда мы идем. Мне кажется, мы идем не туда. Я много раз выставлял свои работы на персональных выставках и поэтому знаю – у меня много единомышленников», – считает художник.
Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>
«Мальчик и птица»
Кадр из мультфильма «Мальчик и птица»
Фото: из личного архива
Пименов ищет себя и своего зрителя с 1967 года, который он считает началом своей творческой карьеры. Удивительно работоспособный художник, с 1972 по 1976 год он работает на киностудии
«Беларусьфильм» режиссером-постановщиком мультфильмов. Вместе со своей первой женой Ларисой Зеневич он создал мультипликационный шедевр «Мальчик и птица», который стал дипломной лентой художников-выпускников ВГИКа.
«Мальчик и птица» – это поэтический графический фильм-притча о пробуждении в человеке чувства прекрасного. Критики отмечали, что раскаяние мальчика за нечаянно убитую птицу символизирует новую ступень познания человеком добра и зла, после которой окружающий мир открывается ему с новой стороны, во всем богатстве красок.
Чем для Пименова стал мультфильм «Мальчик и птица», который так сильно напоминает грустный эпизод с лисенком из его детства? Возможностью выплакаться, снять камень с души, заглянуть в себя? В жизни художника вопросов всегда больше, чем ответов.
Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>
Автопортрет души
Картина Пименова «Прогулка с ангелом»
Фото: из личного архива
Что бы ни писал Пименов – «Телегу» или «Последнюю избу», «Ворота в никуда» или «Дом без мезонина», «Лодку» или «Вечного странника», – он всегда пишет автопортрет души. Души, которая мается, болит, радуется… Цикл за циклом живописец воссоздает свои ощущения, часто делая акцент на удивительном состоянии покоя и счастья, которое бывает только в детстве.
Владимир Сергеевич признается, что в юные годы он был счастлив, и почти все его работы – это попытка воскресить чистый мир детства, воздвигнуть своеобразный памятник «той» жизни. Многие его выставки указывают на это: «Зарайская среда обитания», «Ностальгия», «Против течения».
Зрители интересуются, почему так часто на полотнах Пименова изображены ангелы? Он считает, что ангел – это символ добра и защиты, который может оградить людей от злых мыслей и снизить градус тревоги, который постоянно нарастает в обществе. Художник никогда не идет на поводу у публики. Напротив, он ведет зрителей за собой, приглашая на диалог о жизни, времени, пространстве, месте человека под солнцем.
Худрук Нового драмтеатра Вячеслав Долгачев: «Хочу удивить и себя, и зрителей»>>
«Время. Пространство. Человек»
Картина Пименова «Воскресный обед» из серии «Семейная хроника»
Фото: из личного архива
Почитатели таланта Пименова не раз говорили, что в его родном городе необходимо открыть музей, посвященный его жизни и творчеству. Но пока это только мечты. Тем не менее, картины Владимира Пименова постоянно выставляются, многие его полотна хранятся в Московском музее современного искусства Зураба Церетели и в музее «Зарайский Кремль».
В сельской школе деревни Алферьево по инициативе зарайских художников создана художественная галерея, которой Пименов подарил свой пейзаж. При виде картины школьники захлопали в ладоши – с холста как будто лилось солнце. Художник умеет поразить, удивить зрителя.
В свой 75-й день рождения, 1 февраля 2016 года, Владимир Пименов торжественно открыл персональную выставку «Время. Пространство. Человек» в ДШИ им. А. С. Голубкиной. В экспозиции представлены десятки живописных полотен, созданных в последние годы, в центе – портрет скульптора Анны Семеновны Голубкиной, которая тоже родилась в Зарайске. К ее образу Пименов обращался не раз, восхищаясь ее жизненным и творческим подвигом.
Владимир Сергеевич сделал многое, чтобы сохранить память о скульпторе для потомков. Например, в 2014 году он организовал первый Всероссийский академический пленэр «Зарайский кремль – символ Подмосковья», посвященный 150-летию со дня рождения Голубкиной. Совместно с фотохудожником Виктором Вуколовым он издал книгу «Зарайск – город Голубкиной». Сейчас Пименов ведет в ДШИ вечерние занятия для взрослых, желающих приобщиться к изобразительному искусству.
Режиссер Юрий Быков: про «дураков», фильм об Украине и работу с Хабенским>>
Малая родина
Фото: из личного архива
На свой юбилей Пименов получил замечательный подарок от сотрудников музея «Зарайский Кремль»: 5 февраля они открыли выставку его картин «За что я люблю свой город? Живу я в нем». В экспозиции 16 живописных полотен, среди которых недавно приобретенный портрет мецената и коллекционера Алексея Бахрушина, и более 200 графических работ Пименова.
Однако художник порадовал не только жителей Зарайска, но и москвичей: 19 февраля в Московской городской клинической больнице №5 Владимир Сергеевич и его жена Светлана открыли еще одну выставку живописи «Зарайск – родина Бахрушиных». Она проходит в рамках проекта «В круге добра», организованного благотворительным фондом «Возрождение культуры и традиций малых городов России».
Пятого марта Владимир Пименов стал участником первого «Весеннего салона» в доме Голубкиной, на территории музея «Зарайский Кремль». Летом художник проведет выставки в Рязанском музее им. И. П. Пожалостина и в селе Константинове – на родине Сергея Есенина, где планирует прочитать знаменитую «Исповедь хулигана».
Директор музея «Зарайский Кремль» Кирилл Кондратьев увидел книжку-раскраску Пименова, заинтересовался и решил помочь в издании, тем более, есть повод – в этом году Зарайск отмечает 870-летие со дня основания. Ведь в картинах и рисунках Пименова красной нитью проходит крепкая и горячая любовь к своей малой Родине – Зарайскому краю.
Галина Кайнова