ГУДХ: дороги Подмосковья стали более безопасными
Губернатор Московской области Андрей Воробьев не раз заявлял о необходимости повысить уровень безопасности на дорогах региона и снизить уровень смертности в ДТП. О том, какие меры принимаются для ликвидации очагов аварийности, о размещении безопасных пешеходных переходов и новых остановок общественного транспорта, а также о том, как весовое ограничение движения фур улучшит качество дорог в регионе, в интервью РИАМО рассказал начальник Главного управления дорожного хозяйства (ГУДХ) Московской области Константин Ляшкевич.
Программа ремонта региональных дорог Подмосковья выполнена на 20%>>
- Константин Васильевич, какого показателя по аварийности должна достичь Московская область, и что для этого делается?
- Есть майский указ президента, в котором определены требования по снижению смертности в ДТП. Итоговая цифра, на которую мы должны выйти - это 10,6 погибших на 100 тысяч населения. Этого показателя надо достичь к 2018 году. Это касается трех ведомств - ГУДХ, ГИБДД и Минздрава. По тем мероприятиям, которые мы сейчас проводим, и положительной динамике, можно сказать, что такой показатель вполне достижим.
Губернатор лично отвечает за смертность на территории региона и контролирует мероприятия, направленные на ее снижение, а в каждом регионе России есть трехуровневая система балонсодержателей дорог - федеральные, региональные и муниципальные. Если за региональные и муниципальные мы отвечаем полностью, есть ресурсы влияния, в том числе и финансовые, то за содержание и безопасность федеральных трасс отвечает Федеральное дорожное агентство и Минтранс России. Это работа другого порядка, но мы ее тоже ведем вместе с нашими коллегами из федеральных ведомств. Так, в этом году губернатор обращался и в Госдуму, и в правительство РФ, и лично к президенту России, с тем, чтобы Федеральному дорожному агентству были восстановлены средства на программу безопасности, так как под сокращение попали объекты строительства, которые существенно влияют на безопасность - это надземные пешеходные переходы, линии электроосвещения.
Очаги аварийности на дорогах в области возможно ликвидировать до 31 июля>>
- Часто ли поступают запросы от жителей о создании пешеходных переходов в том или ином месте?
- Есть обращения, но не могу сказать, что их катастрофически много, потому что сеть в целом обустроена, но есть места, где по-хорошему вместо наземного перехода нужно сделать надземный - тогда увеличилась бы интенсивность движения, пропускная способность выросла, убрали бы еще один цикл работы светофора. Однако серьезных очагов аварийности на пешеходных переходах у нас нет.
Мы уже три года системно ведем губернаторскую программу "Безопасный переход", дополнительно оборудуем техническими средствами организации движения плоскостные пешеходные переходы: это и желтые светофоры Т-7, дополнительная желто-белая разметка на переходе, дублирование знака на асфальте, дополнительные знаки. Если говорить о снижении смертности на дорогах на 15%, то эксперимент с дополнительным оборудованием пешеходных переходов, который мы начали в 2012 году, дал такое же снижение ДТП на пешеходных переходах. Этот эксперимент был очень высоко оценен ГИБДД России и рекомендован в других регионах.
Работы по созданию пешеходных улиц начали в 13 городах Подмосковья>>
- Сколько пешеходных переходов дополнительно оборудуют в Подмосковье в 2015 году?
- По программе "Безопасный переход" у нас 183 адреса, в том числе 38 мест концентрации ДТП. Уже завершены работы на 23 объектах, 18 в работе. Объем финансирования - 57, 3 миллиона рублей. Мы эту программу принимали, ориентируясь на дошкольные или среднеспециальные учреждения, были и обращения об организации пешеходных переходов возле остановок общественного транспорта. В этом году мы эту программу заканчиваем. Далее будем разрабатывать новую программу, анализировать обращения граждан, итоги по аварийности. В следующем году, как только позволят погодные условия, начнем ее реализовывать. Понимаете, можно сделать переходы через каждые 100 метров, но тогда транспорт будет не ехать, а идти. Здесь необходимо учесть интересы всех: и пешеходов и автомобилистов.
Десять переходов по проекту губернатора обустроили в области в 2015 г>>
- Как же решить эту проблему?
- Были участки дорог, где мы повысили скорость движения, благодаря ликвидации нескольких пешеходных переходов. Например, на Каширском шоссе в Домодедово обследовали участок в 500 метров, на котором было 4 пешеходных перехода. Понятно, что и аварийность там повышена, так как водитель проезжает один переход, второй, третий, дает газу, а там еще и четвертый переход. Мы убрали два пешеходных перехода. Но такие случаи единичны. Каждый владелец коммерческого объекта в свое время умудрился согласовать пешеходный переход к своей проходной.
- Губернатор отмечал также важность разделения потоков автомобилей на дорогах, чтобы сократить риск лобовых столкновений. Как реализуется данная программа?
- В прошлом году мы перевели три дороги в ручной режим работы - это Волоколамское, Каширское и Старое Симферопольское шоссе. По этим трассам до "Малой Бетонки" провели обследование и отработали мероприятия по снижению аварийности. Поставили тросовое разделительное ограждение, убрали лишние пешеходные переходы и поставили новые, где это необходимо, установили освещение, построили переходно-скоростные полосы для поворота, чтобы не держать основной поток.
На этот год в программу включено 10 наиболее аварийно-опасных региональных дорог - это все основные вылетные магистрали: Пятницкое, Носовихинское, Можайское шоссе (в пределах Московской области – ред.), все радиальные направления от Москвы в соседние регионы, дороги, на которых потоки транспортных средств иногда не меньше, чем по федеральным участкам. На этих 10 дорогах к концу года должно быть минимизировано число ДТП с тяжелыми последствиями. Тросовое ограждение уменьшит риск выезда на полосу встречного движения. Такие ограждения разумно устанавливать на трассах с небольшой скоростью движения.
Число автомобилей в Подмосковье выросло на 25% с 2005 года>>
- Какие трассы требуют этих мер в первую очередь?
Это Пятницкое, Рогачевское, Можайское, Старосимферопольское, Носовихинское, Егорьевское, Каширское шоссе и автодороги Москва-Жуковский и Щелково-Фряново. На них планируется установить 12,6 километров тросовых, 11,25 барьерных и 4,59 пешеходных ограждений. Также там установят 720 дорожных знаков по 90 адресам, создадут шумовые полосы по 47 адресам и устроят 11,45 километров тротуаров. В основном ДТП случаются из-за того, что на некоторых участках дорог низкая пропускная способность, и некоторые водители выезжают на встречную полосу движения, происходит лобовое столкновение, как правило, с опрокидыванием. Тросовое ограждение призвано ликвидировать такую эту проблему, снижая при этом тяжесть последствий.
Платная дорога соединит трассу М4 «Дон» и аэропорт «Домодедово»>>
- А много ли финансовых средств область тратит на ликвидации последствий аварий?
- По прошлому году статья на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций была почти не израсходована. Серьезных происшествий не было, а мелкие ДТП, связанные с повреждением обустройства дорог - дорожных знаков, разметки, ограждений, остановок общественного транспорта - решаются путем предоставления соответствующих требований в страховое общество. Практика давняя, мы ее давно нарабатывали. Судебные прецеденты есть, и суд чаще всего на стороне дорожников. В 2015 году у нас было 40 случаев повреждения светофорных объектов на 6 миллионов рублей, на замену барьерного ограждения сумма затрат была 37 миллионов рублей и порядка 5 миллионов рублей было потрачено на дорожные знаки.
- Видно, что работа на дорогах Подмосковья ведется большая. И все же, часто ли в ГУДХ приходят жалобы от жителей региона?
- Число жалоб по сравнению с предыдущими годами увеличилось в среднем на 30-40 %. Но это связано не с тем, что дороги стали лучше или хуже, а с тем, что органы власти стали доступнее для граждан. Появилось много ресурсов, в том числе мы создали единую почту gudh@mosreg.ru, куда можно отправлять жалобы на все дороги. Люди видят результат, отклики на обращения. Количество повторных жалоб небольшое. Кроме того, весной и летом мы получаем больше жалоб, чем зимой, в том числе за счет дачников.
По итогам первого полугодия 2015 поступило 4476 обращений, а в прошлом году было 3088. Из этого количества 446 поступило в письменной форме, а в прошлом году - 354, по электронной почте - 1800, в 2014 - 1227, на почту губернатора - 488, а в прошлом году - 361, в форме электронного документа поступило 1660 обращений, в 2014 году - 1146 обращений. В процентном соотношении за нынешний год - 20% обращений было по федеральным автодорогам, 30% - по региональным, а 50% - на муниципальные. Большинство жалоб поступает на муниципальные дороги, хотя количество очагов аварийности и число погибших на муниципальных дорогах минимальное.
Число обращений в ГУДХ выросло после создания почты для жалоб на дороги>>
- Какая работа ведется, чтобы сократить поток жалоб?
- Мы сейчас стараемся работать так, чтобы жители могли подать жалобу в «одно окно». Провели совещание с Максутом Шадаевым (министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области - ред.), также ведем плотную работу с Мосавтодором по созданию информационного портала, на который люди смогут подать жалобу, и информация сразу будет попадать к балансодержателю дороги, за счет чего возможность на передачу задания подрядчику должна вырасти кратно. Сейчас запрос проходит длинный путь по разным инстанциям, время уходит, а проблема не решается. Поэтому стоит техзадание, чтобы как можно быстрее запустить этот портал. Думаю, что осенью мы запустим портал в усовершенствованном виде, чтобы люди знали, что в течение одного-двух дней их запрос дойдет до адресата, и их проблемой начнут заниматься.
- Нередко возникают споры, кому заниматься ремонтом дорог, а у некоторых дорог хозяина вообще нет. Каков объем бесхозных дорог в Подмосковье?
- Ведутся работы по постановке на учет бесхозяйных дорог, их достаточно много, по разным оценкам - от 3,5 тысяч до 5 тысяч километров. Раньше садовые товарищества были прикреплены к какому-либо московскому заводу или предприятию, сейчас уже предприятия нет, а СНТ остались, но на баланс дорогу не ставили. Сейчас многие переезжают в СНТ на круглогодичное место жительства и требуют, чтобы дорога содержалась по нормативам. Задача такова, чтобы в 2015-2016 годах решить этот вопрос в регионе. Кроме того, сейчас стоит задача в электронном виде получить те карты, которые до сих пор не оцифрованы, где не закончены кадастровые работы.
В этом году мы включили в госзадание Мосавтодора кадастровые работы по 1,5 тысячам километров, на следующий год в плане также 1,5 тысячи километров, но 2 тысячи наших региональных дорог будут переданы муниципалитетам. Многие муниципалитеты согласны принять их, понимая, что они городские, и им проще будет их обслуживать. Например, маленький тупик длиной 30 метров и шириной 4 метра - это точно не муниципальная дорога, но находится на балансе Мосавтодора. Эту работу тоже нужно завершить.
Власти Подмосковья уделяют особое внимание ремонту дорог - Воробьев>>
- Наверное я не преувеличу, если скажу, что ЦКАД ждут жители всего Подмосковья. Какова последняя информация по данному проекту?
- Строительство ЦКАД ведется компанией «Автодор», идет реализация проекта на территории Московской области и частично по городу Москве. Была приостановка по размещению конкурсных работ на третий и четвертый пусковые комплексы, но финансирование было подтверждено и в конце года компания проведет конкурс на определение концессионера по этим пусковым комплексам. Третий пусковой комплекс - это направление на северо-восток от Ленинградского шоссе до трассы М5 "Урал", а четвертый - это от М5 "Урал" до М4 "Дон". То есть фактически с севера на юг через восток эта зона будет отыграна. Там сразу начнутся строительные работы, так как подготовка территории закончена, выполнен отвоз земли, и инженерные коммуникации выведены.
Строительство ЦКАД стратегически важно для развития Подмосковья - эксперт>>
- Не менее важный проект в области - система весового контроля. На Петербургском форуме губернатор подписал соглашение с Ростехом по совместной работе по вопросу взимания платы с 12-тонных грузовиков. Как ведется работа в данном направлении?
- Мы уже в рамках этого соглашения провели первое совещание с Ростех-Инвестом, который отвечает за реализацию проекта по 12-тонникам, по контролю за их движением. Мы считаем для себя принципиально важным войти вместе с компанией в те же сроки, когда они будут вводить данную систему на федеральных дорогах. Мы понимаем, что значительная часть потока машин перейдет на региональную и муниципальную сеть, и наши дороги подвергнутся значительному воздействию, разрушающему эффекту, который восполнить будет очень тяжело. К концу года вместе с федеральными коллегами должны запустить этот проект в Московской области.
Сейчас мы определяем географию. В четверг, 2 июля, мы передали в Ростех-Инвест предложения по размещению пунктов весо-габаритного контроля, которые разрабатывали у себя. Схема весогабаритного контроля Московской области, включающая в себя 50 стационарных постов и 24 площадки взвешивания, разработана с учетом интенсивности движения и мест притяжения тяжеловесного транспорта, осуществляющего как транзитные, так и региональные перевозки по территории Московской области.
Будем смотреть, насколько наша система может быть совмещена с пунктами контроля за движением 12-тонников. Возможно, где-то это будет разделено, а где-то совмещено. В сентябре мы определимся по пилотному проекту. Возможно, что Можайское шоссе, где у нас размещен пункт весо-габаритного контроля, будет не очень показателен для федеральных коллег, ведь рядом проходит Минское шоссе, по которому идет основной поток грузового транспорта, но мы рассматриваем наши внутренние региональные дороги как сеть, по которой идет внутренний транзит.
Около 75 комплексов системы весового контроля транспорта нужны Подмосковью>>
- Как вы думаете, благодаря этой системе Подмосковье сможет содержать дороги в большей сохранности?
- Да, сеть пунктов весового контроля направлена в первую очередь на сохранность дорог, на минимизацию разрушающего воздействия тяжеловесного транспорта. Делимые грузы должны провозиться на автомобилях с допустимой перевозимой массой. Большинство нарушителей - это перевозчики, которые везут делимые грузы с перевесом, например, природные ископаемые, стройматериалы. Московский регион активно строится, а большинство производственных структур находится в области. Плюс ко всему, у нас уже большое количество логистических центров, куда грузы поступают по железной дороге и перегружаются на автомобильный транспорт и перевозятся по Подмосковью или в соседние области. Основной транзит идет по пересечению магистралей М4 "Дон", Ленинградское шоссе и М8 "Холмогоры". У нас большое количество дорог от большегрузов страдает, так как дороги частично на реконструкции, пропускная способность сокращена, поэтому грузовики «срезают» по другим дорогам. Кроме того, закрытие МКАД для фур в дневное время тоже сыграло свою роль, область испытывает от этого серьезные трудности. Поэтому необходимо создавать систему весового контроля, создавать «грузовой каркас дорог», то есть определять те магистрали, по которым будет разрешено движение грузового транспорта, закрывать для движения грузовиков города Подмосковья, так как их прохождение по населенным пунктам существенно влияет на безопасность, экологию, материальные затраты на восстановление дорог. С введение ЦКАД будет организован объезд всех без исключения городов на Малом бетонном кольце (трасса А 107).
- Не боитесь, что с созданием в Московской области большого количества технопарков дороги подвергнутся большей угрозе, а транзит возрастет?
- Если говорить о точках инвестиций, которые связаны с грузоперевозками, то мы сегодня ведем совместно с министерством инвестиций работу по определению приоритетности строительства тех или иных объектов, дорогам, которые будут отвечать заявленным требованиям. У нас есть и сельхозпредприятия, и фермерские хозяйства, и технопарки, ориентированные на производственные задачи, поэтому есть потребность в прочных современных дорогах. В 2015 году в плане разработка проекта планировки и техдокументации для обеспечения этих объектов дорогами. Почти везде требуется реконструкция или новое строительство. Мы просим инвесторов предоставить нам информацию по характеристикам их производства, транспортную характеристику, рассчитываем нагрузку на дорожную сеть, объем грузооборота. Планируется, что в 2015 году вся эта информация будет собрана и документация будет готова. Мы определили приоритетные проекты создания технопарков, которые инвесторы активно финансируют.
Движение фур ограничат на участке трассы М-7 «Волга» в Подмосковье>>
- А технопарки равномерно распределены с точки зрения дорожной сети?
- Технопарки разбросаны по Московской области в зависимости от назначения. У них идет изначальная транспортная привязка к уже существующим и перспективным направлениям - это Малая бетонка, ЦКАД. В некоторых случаях инвесторы сами инвестируют в дорожную сеть.
- Несмотря на лидирующие позиции региона по количеству автомобилей на душу населения, жители Подмосковья активно пользуются общественным транспортом. Понятно, что растут требования к инфраструктуре. Когда в регионе заменят остановки?
- Всего в Подмосковье порядка 12 тысяч остановок только на региональных автодорогах, при этом не все оборудованы павильонами. Однако новые павильоны ставятся сегодня там, где это необходимо в первую очередь. На 2015 год была запланирована установка 150 объектов. В июне новые остановки появились на Ильинском, Волоколамском шоссе, также в Зарайском и Луховицком районах. Мы договорились с федеральными коллегами, так как Ильинское шоссе также в их зоне ответственности, что они поставят остановки такого же типа. Мы рекомендуем сегодня два утвержденных губернатором типа остановок - городской и внегородской. Мы также передали техническую документацию на эти остановки муниципальным образованиям и частным инвесторам, работающим на строительстве подъездных дорог, застройщикам, которые строят жилье. Там, где идет замена остановок, ставят уже новые образцы.
- А будут ли эти новые остановки оборудованы Wi-Fi по примеру московских?
- Если Москва себе это позволить может, так как остановки расположены недалеко друг от друга и есть источники питания рядом, то на сегодняшний день оборудовать остановки Wi-Fi в Московской области достаточно проблематично. Это очень затратно и нецелесообразно. В крупных городах это возможно. Это может быть Красногорск, Балашиха, Мытищи, Королев, Реутов, Железнодорожный, Домодедово. Скорее всего, этот вопрос будет рассматриваться в рамках негосударственного финансирования. Возможно, министерство информатизации могло бы поддержать нас в этом проекте.
Тест-драйв Wi-Fi на остановках: качество сигнала нестабильное>>
- Некоторые светофоры в Московской области снабжены источниками альтернативного питания. Это планируется сделать со всеми подобными объектами?
- Это вынужденная мера, так как стоит намного дороже подключения к сети электропитания, поэтому внедрять повсеместно солнечные батареи и "ветряки" не планируется. У нас частично используются солнечные батареи для обеспечения работы светофоров там, где мы не смогли оперативно решить вопросы подключения к электросетям. На постоянной основе альтернативные источники энергии используются в единичных случаях.
- Константин Васильевич, и в завершение вопрос о проведении уроков грамотности дорожного движения для жителей региона. Будет ли эта практика продолжена?
- Мы начали проводить уроки правовой грамотности для жителей региона, но пока это не пользуется особой популярностью. Возможно, из-за удаленности. Сейчас мы рассматриваем вопрос интерактивного общения в интернете. Решается вопрос, где и в какой форме будет происходить, возможно, это будет видеоприем, который будет заранее анонсироваться. Но мы в любом случае будем проводить лекции по безопасности дорожного движения для детей, которые еще не знают ПДД.
Более 80 светофоров модернизируют на дорогах Подмосковья в 2015 году>>
Антон Шамарин