Нужна ли грамотность: как россияне пишут и говорят в эпоху цифровых технологий
8 сентября отмечается Международный день грамотности. Большинство россиян, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), оценивают свою грамотность на оценки «хорошо» и «отлично». Более половины опрошенных полагают, что норма современного русского языка регулируется словарями и языковедами, а более трети видят норму в том, как говорит большинство соотечественников. РИАМО задало несколько вопросов преподавателям кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова о том, как мы пишем сегодня.
О грамотности в соцсетях и мессенджерах
— С приходом соцсетей мы стали больше общаться онлайн, а не писать бумажные письма. Многие ведут блоги. Как это влияет на нашу грамотность?
— Наталья Николенкова, доцент МГУ, к.ф.н., член Орфографической комиссии РАН: Я сама не являюсь активным пользователем соцсетей, но читаю дзен-блогеров, пишущих на темы школьного и вузовского образования, литературы, культуры. По моим наблюдениям, требования читателей к уровню грамотности таких блогеров очень высокие. Часто грамотных авторов благодарят за хороший русский язык, других критикуют за ошибки, недоумевая, как можно в статье про школу пропустить 5 запятых и написать «борщь»? Читатели тоже стараются показывать достойный уровень грамотности в своих комментариях. Но в кулинарных, например, блогах число ошибок и у авторов, и у подписчиков выше, что понятно и объяснимо.
— Валерия Каверина, д.ф.н., профессор МГУ: На грамотность влияет другое. Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые осваиваются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка, параллельно с которым идет формирование навыков орфографических. Проще говоря, чтобы грамотно писать, надо отображать буквы на бумаге, а не набирать текст на телефоне или компьютере. Выполнение тестов и интерактивных заданий не помогает в формировании орфографических навыков. К сожалению, в школе все меньше внимания уделяют письму, и это отрицательно сказывается на грамотности людей.
— Есть мнение, что ошибки в мессенджерах теперь моветон и люди следят за тем, как пишут в переписке. Например, как минимум стараются не ошибаться в деловом чате. Так ли это, как вы думаете?
— Наталья Николенкова: Все зависит от самих переписывающихся. Если автор сообщения знает, что начальник ошибок не видит, то вряд ли будет следить за собой. Ну а кроме того, такая переписка часто ситуативна. Важнее быстро дать информацию, времени перечитать у автора может не быть. К примеру, в сообщении о пожаре важен факт пожара, а не как написано слово. Согласитесь, странно увидеть человека, получившего «у тебя *пажар» — и начавшего занудно объяснять, почему в этом слове надо писать О. Сообщения в мессенджерах часто пишут на бегу, в неудобном месте, не одним большим, а несколькими записями — и задача абсолютно грамотного текста в принципе не ставится.
— Валерия Каверина: Грамотное письмо при теперешних возможностях автоматической проверки текстов доступно всем. Конечно, русский язык сложен и многогранен, но пристойно писать сейчас может каждый, кто считает это необходимым. Все напрямую зависит от культуры автора.
О языковой норме и следовании правилам
— Из-за изменчивости русского языка люди стали более равнодушно относиться к правилам написания. Мы долго поправляли друг друга, что слово кофе — мужского рода, однако теперь нормой считается и средний. Где та грань между литературной нормой и изменчивостью языка? Можно ли говорить так, как хочется, и не показаться неграмотным?
— Наталья Николенкова: Язык — живой организм, существующий в системе законов и норм. Изменение внутренних законов развития языка — вопрос длительного времени. Эти законы объективны, они действуют вне зависимости от желания носителей, их изучают (не пишут!) филологи. Норма — это явление, отобранное в результате языковой деятельности, коммуникации, наиболее устойчивое, принятое большинством носителей языка, воспринимаемое как культурное. Выполнение языковых норм столь же необходимо для человека, желающего занять достойное место в обществе, что и других социальных норм. Говорящий с ошибками журналист, ставящий неправильные ударения учитель русского языка, неверно употребляющий русские устойчивые выражения публичный политик — явления не менее странные, чем посетитель ресторана, вместо салфетки вытирающий рот скатертью, или человек, явившийся на судебное заседание в пляжных трусах.
Однако в вашем вопросе есть много неточностей. С точки зрения внутренних законов русского языка «кофе» давно должно было стать словом среднего рода. Но общество закрепило это слово в мужском как некий знак статусности, образованности. Чуть более 200 лет назад таковым было слово «гортань»: употребление в мужском роде выявляло высоко образованного человека, а «в обыденности», как писали словари, можно и женском. Женский род выиграл — прежняя норма утратилась. Вполне возможно, то же ждет и «кофе». Грань — это поиск золотой середины. Это понимание законов, уважение к нормам и (для журналиста в том числе) работа над собственным стилем. Самое плохое — это просто не обращать внимание на свою речь. Говорить «как придется». Увы, вот эта «речь без правил», появляющаяся сегодня в печатных и электронных СМИ, — главный признак неуважения к родному языку.
— Валерия Каверина: Да, язык меняется, и мы напрямую участвуем в этом процессе. Что из новаций станет нормой, покажет время. Однако надо различать два типа нарушения нормы. Первый — это отклонения от нормы, часто встречающиеся в узусе, т. е. «распространенные ошибки» пишущих. Второй тип связан с неудачной кодификацией, когда правило не дает адекватного описания сложившейся нормы. Во втором случае уже сейчас понятно, что правило надо менять. Поэтому каждый конкретный языковой факт надо оценивать индивидуально. У ортологов есть понятие «праведной ошибки», то есть нарушения правила под влиянием объективных языковых закономерностей. Так, система ударений в глагольных формах подсказывает произношение «звОнит», «вклЮчит», «врУчит» (как «прОсит», «крУтит»). В таком случае правило обязательно изменится, чтобы прийти в соответствие с объективной языковой нормой.
Как слепая печать влияет на грамотность
— Из-за того, что все почти перестали писать от руки, а только печатают (на учебе, на работе), мы совершаем больше ошибок или меньше? Скорость «письма» теперь быстрее, мозг не концентрируется на правилах. Получается «как слышу, так и пишу». Да и автокоррекция существует.
— Наталья Николенкова: Ну, проделки автокоррекции известны всем. Я бы не рекомендовала набранный с ее помощью текст сразу отправлять начальнику или на публикацию. А ответ простой: грамотный человек отличается тем, что, прежде чем обнародовать свой текст, перечитывает его и при необходимости исправляет. Возвращаясь, кстати, к первому вопросу — читатели того же «Дзена» часто ругают небрежных авторов и советуют им «сначала перечитывать, потом публиковать».
О грамотности населения и ее проверке
— Какие тенденции показывает ежегодный «Тотальный диктант»? Люди стали грамотнее со временем или нет?
— Наталья Николенкова: Мне как человеку, связанному ранее с ТД, кажется, что акция забуксовала и зашла в тупик. Тексты для ТД становятся все проще, вариативность расстановки знаков в них все выше, а среди участников много людей, присланных по указанию руководства (в том числе школьные учителя). Я бы предложила профессиональной и очень креативной команде ТД взять тайм-аут минимум на год и подумать о реорганизации проекта. Сейчас это стало немного напоминать отчеты Министерства просвещения о результатах ЕГЭ — в прошлом году у нас было 14% отличников, а стало 15%… Акция перестала быть интересной.
— Как повысить грамотность населения? Как убедить людей в том, что грамотно и красиво писать и говорить — это здорово?
— Наталья Николенкова: Людям по-прежнему нравится хорошая речь и грамотные тексты. Да, надо рискнуть — и перестать приглашать в «эксперты» на ТВ не способных связно сформулировать мысль политологов, объяснив им, почему их больше не зовут. Убрать ведущих, многие из которых бегущую строку читают с ошибками. Не стесняться поправлять речь гостей, даже именитых, чтобы не создавать ложного впечатления: чем выше человек взобрался, тем больше ему можно делать ошибок. Ну и показывать больше примеров грамотной речи не только на канале «Культура».
— Бывает ли врожденная грамотность или это миф? Как это объясняется?
— Наталья Николенкова: Чем больше ребенок читает в детстве, тем больше слов он запоминает — в том числе внешний облик слов. А орфография — навык зрительный. Так и складывается врожденная грамотность. Однако без знания правил невозможно ее развивать, добавляя грамотность пунктуационную. А бросивший читать может и когда-то врожденную утратить.
— Валерия Каверина: Бывает. Я сама тому пример. Я начала писать только в школе, правда пошла в нее с 6 лет, и сразу грамотно. И это при том, что по-настоящему читать я стала только в 6 классе! Опоздав на несколько лет, я наверстывала упущенное бессонными ночами. А писала грамотно с самого начала, причем правила никогда не знала, просто не могла запомнить! Даже когда поступала на филфак, выводила правило прямо на экзамене.