Фобии, навязчивые мысли и депрессия: 10 вопросов врачам о психическом здоровье
День психического здоровья традиционно отмечается 10 октября. Он был учрежден в 1992 году, чтобы обратить внимание общественности на проблемы, связанные с психическим состоянием человека. В материале РИАМО вместе с врачами-психиатрами разбираемся, почему обращаться за помощью не должно быть страшно или стыдно.
1. Сейчас в интернете можно найти много тестов в виде картинок, которые определяют психическое состояние человека и не только. Насколько они информативны?
Василий Шуров, врач, психиатр-нарколог, психотерапевт: Любые визуальные тесты в интернете – это просто развлечения. Человек может по-разному воспринимать картинки, это никак его не характеризует. Часто это развлекательные сайты, собирающие трафик, так как над картинкой надо размышлять, это занимает время. Если присутствуют еще и анкеты, то, значит, идет еще и сбор информации о тех, кто эти тесты заполняет. В одной соцсети недавно была огромная утечка именно с психологических тестов большой базы, там была личная информация. Так что если что-то беспокоит – лучше просто обратиться к специалисту.
Павел Ткаченко, д.м.н., врач-психиатр, психотерапевт: Как правило, данные тесты не имеют научно-обоснованную и доказательную платформу, таким образом, такие тесты имеют как сомнительное происхождение, так и явную лженаучную направленность. Доверять им не стоит.
2. Если мой знакомый начал принимать антидепрессанты по показанию врача, я могу принимать такие же, не обращаясь к специалисту? Знакомому ведь помогло!
Павел Ткаченко: Бессистемный прием любых психотропных медикаментозных средств чреват непрогнозируемыми последствиями для человека, тем более не имеющего клинических показаний к этому. Последствия могут быть очень неблагоприятными: от серьезных побочных действий препаратов, выраженных в тяжелой аллергической реакции, сердечной, почечной и печеночной недостаточности, до усугубления неврологического и психического статуса человека. Прием таких препаратов показан исключительно врачом-психиатром, в некоторых случаях врачом-неврологом, и назначаются они на определенный период. Психофармакология может быть длительной, но ограничивается определенным периодом в зависимости от состояния пациента. Однако есть отдельные тяжелые психические расстройства, такие как шизофрения, которые требуют медикаментозной поддержки на протяжении всей жизни.
3. Если я обращусь к психотерапевту и скажу, что мне постоянно плохо, депрессия, суицидальные мысли – меня сразу же положат в психушку?
Василий Шуров: Суицидальные мысли и тяжелая депрессия, как правило, требуют медикаментозного лечения. Психотерапевт отправит клиента к психиатру, и только если есть угроза для жизни – его могут положить в стационар. Но зачастую еще участвуют в ситуации жалостливые родственники, которые избегают психиатров и не дают госпитализировать, что заканчивается очень плачевно для человека. Если вы замечаете, что родной или близкий человек стал говорить о ничтожности своего существования, раздает свои вещи, прощается со всеми – это маячки, которые предвещают тяжелые последствия. Лучше не откладывать и обратиться к психиатру, поскольку сам человек за помощью вряд ли пойдет.
Павел Ткаченко: Скорее всего, с такими «мыслями» психотерапевт направит к врачу-психиатру для получения соответствующей консультации и дальнейших рекомендаций. Направлять в стационар силой никто не будет. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи» разрешает любое психиатрическое вмешательство исключительно с согласия лица, обратившегося за получением психиатрической помощи. Принудительное лечение возможно только по решению суда.
4. Откуда взялось убеждение, что обращаться к психологам и психотерапевтам – стыдно?
Василий Шуров: Психиатрия стигмирована, все боятся, что поставят на учет, ограничат в каких-то правах. Часто этим грешат именно мужчины, у которых зачастую есть убеждение «Ты что, слабак?». В России это не модно, в отличие от Запада, где у каждого есть свой психоаналитик, специалист по финансам, юрист. Люди лечат зубы у стоматолога, чтобы избежать более серьезных проблем, и точно так же стоит ходить к психотерапевту. Чем позже человек обращается – тем труднее ему будет помочь.
5. Если у моего друга диагностировали какое-то психическое заболевание или расстройство личности, я могу «подхватить» это от него, если буду долго общаться?
Василий Шуров: Расстройство личности – это врожденная особенность мозга, раньше это называлось психопатиями. Подхватить это нельзя. Но можно получить «в наследство» от родителей.
Павел Ткаченко: Нет, это невозможно! Психические расстройства не заразны. Есть феномен «массового психоза», но это вряд ли относится к заданному вопросу.
6. Почему бывают навязчивые мысли? Идешь, например, по мосту, и хочется кинуть телефон в реку…
Василий Шуров: Навязчивые мысли часто присущи людям тревожным, неуверенным, с какой-то невротической травмой. Они постоянно переживают, гоняют мысли по кругу. Некоторые моются по три часа под душем, ходят в перчатках, все протирают. То есть мысли сопровождаются еще и ритуалами. Если это такая изводящая патология, то надо идти к психотерапевту. А так навязчивые мысли бывают у многих, это нормально, их можно постараться отогнать. Не стоит их бояться, фиксироваться на них. Но если они сопровождают человека несколько недель – это повод сходить к психиатру.
7. Какие вы знаете самые странные фобии? Какие встречались в вашей практике?
Павел Ткаченко:Топ-5 самых странных фобий, встречавшихся мне в клинической практике: фобофобия – боязнь фобий; пеладофобия – боязнь лысых людей; трихофобия – боязнь волос; хорофобия – боязнь танцев; овофобия – боязнь яиц.
Василий Шуров: Фобии могут быть на все. В моей практике был странный мужчина, который боялся женщин с мужскими именами типа Евгения, Александра. Считал, что они могут принести проблемы.
8. Что вы можете сказать о популярном сейчас «позитивном мышлении»? Дескать нужно концентрироваться на всем хорошем и не думать о плохом.
Павел Ткаченко:Отношусь критически. Жизнь человека состоит из непрерывного опыта переживания как позитивного, так и негативного опытов. В современном информационно-цифровом обществе распространена «клипизация мышления», где на первый план выходят ложные архетипы «удачливых» и «позитивных» людей. Истинность переживания чувств и эмоций маскируется. Но у человека должно быть не позитивное, а естественно-рациональное мышление во избежание ступора в развитии критического и взвешенного научно-ориентированного мировосприятия, которое призвано сохранить психическое здоровье.
Василий Шуров: На мой взгляд, мышление должно быть адекватным. При неблагоприятных обстоятельствах не надо придумывать лишний позитив, который тебя расслабит, нужно быть в тонусе. Для меня это критерий адекватности. Если человек всегда на позитиве, возможно, это социальная маска, он что-то скрывает. Иногда это уже даже определенная странность.
9. Депрессия – это когда все время грустно? Почему, когда у тебя депрессия, близкие часто говорят, что это лишь «отмазка», чтобы ничего не делать?
Павел Ткаченко: Депрессия – серьезное психическое расстройство, которое требует своевременного, квалифицированного и полимодального лечения с участием различных представителей психологических наук. Вместе с тем следует различать «плохое настроение» (что, собственно, в пределах нормы) и «депрессию», выражающуюся длительным по времени (не менее двух-трех недель) депрессивным эпизодом. Необходимо внимательно отнестись к своему состоянию и в случае необходимости сначала обратиться к психологу или психотерапевту, который может направить к врачу-психиатру для дальнейшего лечения, возможно с применением психофармакологии.
Василий Шуров: Депрессия – это «снижение» по всем жизненным сферам. Это не только стабильно грустно, но и нет сил даже почистить зубы, энергия на нуле. Очень показательно замедленное негативное мышление в духе «я ничтожество; меня ничего хорошего не ждет; вся моя жизнь – ошибка; меня никто не любит». Родственники, у которых подобного не было, воспринимают это состояние как лень, блажь. Начинают тормошить человека, заставлять делать дела. Эти советы не работают, так как силы у него отсутствуют.
10. Какие психические заболевания сейчас самые распространенные? Почему так «популярны» стали панические атаки?
Василий Шуров:Самые распространенные заболевания – невротического спектра. Тревога, которая, если ее не лечить, переходит в панические атаки, потому что организм не может долго выдерживать напряжение. Депрессия, особенно в сезон, когда нет солнца. Благодаря интернету многие люди постоянно занимаются гипердиагностикой, картинки разные анализируют, сами ставят себе диагнозы. Я, как правило, большинство этих диагнозов снимаю, потому что редко когда у тревожных людей, которые сами себя накрутили, действительно что-то есть.