Фигуристка Елена Соколова: о школе Слуцкой и о том, как воспитать чемпиона

Фигуристка Елена Соколова: о школе Слуцкой и о том, как воспитать чемпиона
Люди

Материал подготовлен ЛыткаринскимИА>>

Известная российская фигуристка Елена Соколова преподает в школе фигурного катания Ирины Слуцкой, которая недавно открылась в подмосковном городе Лыткарине. Пока в городе не было искусственного льда, юным спортсменам приходилось ютиться на московских катках, а самых талантливых из них забирали в столичные спортшколы. В 2014 году в городе появился долгожданный ледовый дворец, а осенью 2015 года там заработала школа-студия. О тренерской работе и о том, как из начинающего фигуриста воспитать чемпиона трехкратная чемпионка России, призер Чемпионата мира и чемпионатов Европы рассказала в интервью Лыткаринскому информагентству.

—Елена Сергеевна, почему в свое время вы выбрали фигурное катание?

—Меня, как и многих других детей, на каток привели родители. В таком возрасте дети не решают, чем им заниматься. У меня был сильный бронхит с астматическими явлениями, и врачи порекомендовали заняться мне либо лыжным спортом, либо фигурным катанием. Папа отвел во вторую секцию. Это было в Москве, в Сокольниках. Там набирали детей в спортивно-оздоровительную группу, но именно в этот день, когда пришла я, по счастливой случайности набирали воспитанников в школу олимпийского резерва. Меня туда взяли, и я считаю, что это судьба.

— Вы пришли на занятия по фигурному катанию в 4 года. С какого возраста лучше начинать заниматься этим видом спорта?

—Сейчас детей приводят на лед очень рано, у меня есть детки, которые тренируются уже в 2 года и 9 месяцев. Самый оптимальный возраст — это 3–4 года. Такие малыши тренируются у меня и в школе-студии, и в городской ДЮСШ, где я тоже преподаю. Малыши начинают что-то соображать, воспринимать тренера как учителя. В спортивных школах уже с 6 лет начинаются выполнения разрядов, пусть и самых простых. За два года тренеру нужно максимально подготовить ребенка к первому испытанию.

Лыжник Александр Хорошилов: «Я не единственный в российских горных лыжах»>>

— Вы преподаете в лыткаринской школе-студии Ирины Слуцкой. Почему решили работать в Подмосковье, а не в Москве?

— Я недалеко живу, и мне удобно добираться до места работы. Кстати, в школе тренируются не только дети из Лыткарина. К нам приезжают спортсмены из Москвы и ближайшего Подмосковья — Жуковского, Люберец, Раменского. Здесь настоящий микс городов, и работать не менее интересно, чем в Москве, да и семье хочется уделять время — у меня подрастает сын.

— За что в школе вы отвечаете? Какие именно занятия ведете?

—Я провожу ледовую и общефизическую подготовку, либо специальную физическую подготовку. В зале мы изучаем то, что будем выполнять на льду.

—Сложно ли попасть к вам в группу?

—На сегодняшний день это уже проблематично. В моей группе 27 человек, большая часть из них — перспективные дети. Новичкам будет сложно достичь тех результатов, которые есть у моих воспитанников сегодня. Они пытаются выполнять элементы фигурного катания. Этап ползания по льду и падений пройден. Тем не менее, это не значит, что набор закрыт. Мы подходим комплексно — смотрим, как ребенок воспринимает тренера, он слышит или слушает его, как он ведет себя на льду, в зале. Делаем выводы и принимаем решения.

Чемпионка мира по самбо из Можайска: о воле к победе и дружбе с соперницами>>

—Если вы видите, что ребенок перспективный, вы его будете растить дальше в школе-студии Ирины Слуцкой или передадите в другие руки?

—Если нам будут давать возможности, а я думаю, что такая возможность у города будет, мы будем стараться своими силами растить будущих чемпионов. На данном этапе у нас работает целая команда тренеров- это и хореограф, и тренер по скольжению, вращениям. Есть перспективный хореограф, мне нравятся результаты занятий.

— Все ли ваши воспитанники смогут стать чемпионами?

— Есть дети, которым показано быть хорошими фигуристами, у них реально есть такой шанс. Есть детки, которые пришли кататься ради здоровья, но в этом им тоже не отказано. Из опыта могу сказать, что очень маленький процент детей доходит до того момента, когда они реально получают спортивный результат. У кого-то пропадает желание, у кого-то — возможность, у кого-то просто не хватает терпения. Но главная цель нашей команды — воспитывать хороших, качественных спортсменов.

—Хватает ли тренировочных часов для достижения этой цели?

—У меня есть один приятель, который однажды сказал: «Вам фигуристам, даже если 24 часа в сутки дай лед, вы скажете — мало. Попросите построить еще одну ледовую арену». И я соглашаюсь с ним. Я сама трудоголик, здесь находилась бы с утра и до ночи.

Борец по жизни: чемпионка Евроигр Валерия Лазинская о своих победах>>

—При таком подходе ваши воспитанники наверняка тренируются и дома?

— Обязательно, плюс соблюдают спортивный режим. Регулярно разминаются, растягиваются. Также мы контролируем питание, взвешиваемся. Некоторых спортсменов стараемся ограничивать в еде. Конечно, все контролировать я не могу, поэтому некоторые моменты остаются на совести фигуристов.

—Строго с учениками обходитесь?

—Да, даже с маленькими. Они должны понимать, кто на льду является главным. Но иногда надо и по голове погладить, и обнять, и на руки поднять. Все в меру. Дети чувствуют, на ком они могу ездить. Если ты им дашь такую возможность, они ее используют.

— Вы хорошо понимаете детей. Сказывается материнский опыт или есть еще и образование соответствующее?

—И первое, и второе. Я, как и вы— журналист по второму образованию. Хотела всегда им быть и не собиралась становиться тренером, даже в тот момент, когда получила столько наград. Заканчивала дневное отделение журфака МГУ, параллельно тренировалась.

Тренер Анатолий Юдаев из Химок: как воспитать чемпионов во дворе>>

—Почему не стали работать по второй профессии, раз стремились к этому?

—Я работала на федеральном телеканале, но потом как-то все закрутилось. Лед для меня как наркотик, не могу без него. Вот теперь встаю в 4 часа утра, в 6.30 уже на льду. Зато получаю от этого истинное удовольствие!

— А как вы мотивируете своих воспитанников?

— Мы завели школьные дневники. За каждую тренировку выставляю оценку. Бывают и пятерки, и четверки, и тройки, и даже двойки. Говорить подробности не буду, спортсмены сами знают, за что получают оценки.

— Вы уже вывозили своих воспитанников на соревнования. Каковы результаты?

Выступали на кубке Тарасовой, заняли 7-е место из 35-ти, это неплохо, дети выполняют разряды. Вскоре выступим на Спартакиаде. В этом сезоне мы не успели попасть на крупные соревнования, но в следующем будем выставляться на кубки России, будем пытаться пробиться на различные чемпионаты по мере подготовки. О результатах скажу кратко — есть пятилетняя девочка из Раменского, которая с последних трех соревнований привезла золотые медали. Выступала в номинации «новичок».

Тренер Валерий Вдовин: про знаменитый «Спартак» и азиатский футбол>>

—Вы также преподаете в лыткаринской ДЮСШ, как обстоят дела там?

— Многим спортсменам не хватает соревновательного опыта, здесь не было системы подготовки фигуристов. Своей ледовой арены в городе долгое время не было — это минус. Когда у тебя есть лед три месяца в году — это мало, и это сказывается. Нет опыта скольжения, функционального опыта. Но никто не должен ставить на этих воспитанниках крест. В сознательном возрасте многие приходят к пониманию того, что от них требуют, и быстро набирают обороты.

— Вы преподаете сразу в двух спортшколах, уделяете внимание нескольким дисциплинам. На семью времени хватает?

— При моих-то организаторских способностях! (смеется). Можно и о третьем высшем образовании подумать. Все это результаты спортивного режима. Когда у тебя мало времени, и нужно сделать много дел, ты умеешь его правильно организовать.

— У вас подрастает пятилетний сын. Его тоже отдадите в фигурное катание?

— Нет, куда угодно, только не в фигурное катание. И так скажет любой из спортсменов. Родители стараются не отдавать ребенка в тот вид спорта, который прошел сам. Дело в том, что с тобой твой ребенок не будет тренироваться. Ты либо мама, либо тренер. А отдавать другому тренеру не вижу смысла. Всегда будет недоверие, будет желание влезть в работу. Лучше отдавать туда, где ничего не понимаешь. Например, в хоккей.

Велопутешественник из Протвина: велосипед - это свобода>>

—У вас нет желания провести большой открытый урок для жителей города?

-Я не против. Но даже при моем организаторском таланте, не смогу организовать это сама. Если поступит такое предложение, я готова.

Кристина Меснянкина