Джазмен Алексей Колосов: конкурс Big Sky – это возможность для мировой карьеры

Джазмен Алексей Колосов: конкурс Big Sky – это возможность для мировой карьеры
Люди

Первый конкурс молодых джазовых исполнителей Big Sky 2016 на днях завершился в Москве. Его создатель, арт-директор и председатель жюри – известный российский джазмен, ведущий авторских программ о джазе на радио, организатор целого ряда международных фестивалей джаза и джазовых коллективов, обладатель золотого ордена «За служение искусству» Алексей Колосов. Главную задачу проекта он видит в создании среды для карьерного роста талантливых джазовых музыкантов. О будущем конкурса Big Sky и об участии в фестивале Costa Del Jazz, который пройдет этой осенью в Испании, Алексей рассказал в интервью РИАМО.

Юный саксофонист из Ивантеевки: джаз, Моцарт и нумизматика>>

– Алексей, чем ваш конкурс BigSky выделяется среди множества музыкальных фестивалей и конкурсов, которые регулярно проходят в столице?

– Я не хотел делать очередной конкурс, где все заканчивается раздачей похвальных бумажек, а об участниках все забывают уже на следующий день. Мне было важно создать площадку, где молодые музыканты смогут встретиться с профессионалами продюсирования и музыкального промоушена.

Основное отличие – в самом формате конкурса. Моя задача была в том, чтобы наконец-то сформировать среду для успешного развития джазовой карьеры. Поэтому в состав жюри я пригласил глав продюсерских, звукозаписывающих, концертных и прочих подобных агентств со всего мира. И наши участники – не только победители, но и участники – в дни финальных выступлений получили различные предложения о сотрудничестве.

Во-вторых, это уровень самих конкурсантов. К конкурсу проявили интерес сильные, одаренные музыканты из разных стран: России, Испании, Германии, Польши, Венгрии, Армении, Украины. В результате подобралась очень интересная команда в номинациях: «Лучший инструменталист», «Лучший вокалист», «Лучший джазовый ансамбль». Я думаю, что именно эти люди, не все, к сожалению, но хотя бы часть из них, будут определять будущее джазового искусства. Уверен, у них по-настоящему интересные перспективы.

– Участники проходили кастинг, или подать заявку мог любой желающий?

– Подать заявку на участие в конкурсе мог любой желающий. Для этого нужно было прислать мне свой видеоматериал. В голосовании на первом туре принимал решение не только я, но решающее слово было за мной. Отбор на концертные выступления проходил заочно. Отбирать было непросто, поскольку уровень участников был весьма достойный.

– В жюри конкурса Big Sky много зарубежных представителей музыкальной индустрии, как они относятся к будущему проекта?

– Жюри конкурса состоит из людей, которые реально влияют на развитие джазового искусства: это и авторитетные джазовые критики, и представители джазовых радиостанций, и продюсеры, и представители звукозаписывающих компаний. Они открывают для себя новые имена, видят молодые таланты, с которыми хотят работать. Все до единого выразили восхищение форматом и тем, что мы наконец решились взяться за самую серьезную проблему – формирование карьерных механизмов для начинающих музыкантов. И я уже получил пару предложений о проведении следующего конкурса в Европе, но думаю, Big Sky 2017 пройдет в Москве.

Концертмейстер Светлана Зотова: о классической музыке и рок-балладах>>

– Какие возможности откроются перед победителем?

– Конкурс откроет множество возможностей, и первая – это участие в международном фестивале Costa Del Jazz в Испании, в замечательном месте Коста-Брава, вместе с джазменами мирового уровня. Это главный приз конкурса, который получили победители в трех номинациях. Там я провожу мастер-классы и лекции о музыкальном менеджменте.
Кроме того, члены жюри учредили свои призы. Звукозаписывающая компания Soliton предоставит сертификат на издание и промоушен диска в Европе. Немецкий продюсерский концерн JazzMedia подарит двухгодичный контракт на продюсирование в Европе и участие в международном джазовом фестивале. Конкурсанты получают приглашения на участие в концертах и фестивалях. О них узнали журналисты. Мы уже обсуждаем возможность совместных интервью. Все это чрезвычайно важно для любого музыканта. По сути конкурс – это возможность для мировой карьеры.

– Как выбирали площадку для конкурса?

– Мы подобрали несколько нейтральных вариантов, в том числе в историческом центре столицы, но буквально за пару месяцев до старта конкурсных батлов мы поняли, что спрос слишком велик, желающих посетить конкурсные выступления было много. И нам пришлось искать площадку покрупнее. Ресторация «Двечи печи» оказалась идеальным вариантом для проведения первого конкурса. Технические характеристики отвечали нашим требования, зал очень комфортный, вместимость более 200 человек, и кухня потрясающая. На наших выступлениях был аншлаг, и мы уже получили от руководства ресторации провести там серию концертов. Кстати, раскрою секрет. Мой первый концерт после конкурса также пройдет в этом месте.
Что касается второго конкурса, Big Sky 2017, он пройдет не в клубном формате, а в концертном. Мы его проведем в Доме Музыки.

– Джаз считается музыкой интеллектуалов. Как вы считаете, такие мероприятия призваны популяризировать эту музыку или рассчитаны лишь на ценителей джаза?

– Я занимаюсь джазом в разных качествах – и как музыкант, и как композитор, и как радиоведущий, я вел еженедельную джазовую программу на радио на протяжении 27 лет, и как автор целого ряда статей о джазе. И я был бы счастлив, если бы все, что я делаю, способствовало популяризации джаза. Я считал бы это очень большим достижением. Но я не склонен к самообману.

Джаз – это искусство элитарное, а не массовое, и никакой драмы я в этом не вижу.

Не все ходят в музеи, серьезное кино не все смотрят, это и к театральному искусству относится, и к литературе. Есть массовое искусство, а есть искусство элитарное, они дополняют друг друга, существуют параллельно, и у каждого из них своя аудитория. Поэтому я считаю очень важным найти свою аудиторию и контактировать с ней.

Как действует музыка: лекарство, допинг и средство маркетинга>>

– Каким вы видите будущее своего проекта? Кого из музыкантов и деятелей культуры хотели бы привлечь к участию?

– Я хотел бы, чтобы конкурс стал ежегодным, только долгосрочность проекта обеспечит по-настоящему качественные изменения для формирования карьерных механизмов. Это потребует много сил от моей команды, но думаю, мы справимся. Что касается моих коллег, есть немало прекрасных джазовых деятелей, не только музыкантов, но и джазовых журналистов, продюсеров, которых я хотел бы видеть в составе жюри. Это должны быть люди, которые оказывают определенную поддержку победителям и участникам конкурса.

– Сейчас в Москве и Подмосковье проходит много джазовых фестивалей, но там выступают музыканты самых разных направлений. Как вы считаете, это помогает популяризировать джаз, или только сбивает слушателя?

– Это совсем не сбивает слушателя. На джазовые фестивали приходят люди заинтересованные и подготовленные, случайных посетителей на такого рода мероприятиях почти не бывает, а если и бывает, то высоки шансы, что они проникнутся любовью к джазу, окунувшись в атмосферу фестиваля, послушав музыку и почувствовав ее удивительные особенности. Я думаю, что у нас есть своя, достаточно стабильная аудитория, и ей мы адресуем наше искусство.

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>

– Алексей, помимо конкурса, у вас много проектов. Чему Вы уделяете основное внимание сейчас – музыке или продюсированию?

– Я, конечно, уделяю много внимания музыке, потому что это основное содержание моей жизни: сочинение музыки, выступление на сцене с гитарой в руках, и это требует много времени и сил, определенной внутренней концентрации – музыка рождается совершенно неожиданно, невозможно предсказать, в какой момент она придет. Моя группа («Аура» - ред.) исполняет не каверы, а мои авторские композиции. Продюсерская деятельность тоже занимает важное место в моей жизни, но в этом вопросе у меня есть помощники, есть команда, которая существенно разгружает меня.