ДИТ: Все пешеходные зоны Москвы оборудуют Wi-Fi

ДИТ: Все пешеходные зоны Москвы оборудуют Wi-Fi
Люди

Москвичи уже практически не представляют свою жизнь без доступа в интернет. Бесплатный Wi-Fi есть не только в заведениях общепита, но и в городском транспорте – в метро и на остановках, в парках и учебных заведениях. Как городские власти планируют улучшать эти сервисы и качество мобильной связи в городе, а также где в ближайшее время появятся новые зоны бесплатного интернета, в интервью РИАМО рассказал заместитель главы Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы Александр Горбатько.

ДИТ Москвы следит за тем, чтобы чиновники не использовали Google и WhatsApp>>

- Александр Владимирович, повысилось ли качество мобильной связи в Москве за последнее время, ведь еще не так давно от жителей было много жалоб?

- За последний год – если сравнивать январь 2014 и январь 2015 года – на 70% снизилось количество обращений по качеству связи, которые поступают к нам как к региональному IT-департаменту. Основная проблема, которая раньше мешала сетям развиваться – это сложности с установкой оборудования. Например, жильцы домов могут отказаться от установки базовых станций на своей крыше, собрав две трети голосов собственников, которые против этого, и оператору придется уйти, даже если он ставил оборудование ранее. А административных зданий в жилой застройке не так много. Именно поэтому в спальных районах Москвы были проблемы.

Но в 2013 году московские власти издали постановление, по которому упростили доступ операторов связи на крыши принадлежащих городу зданий. Сейчас они беспрепятственно могут устанавливать оборудование на более 1,2 тысячи объектов, но мы постоянно работаем над увеличением этого числа, и оно будет расти.

- Что еще город делает в этом направлении?

- Сейчас мы работаем над тем, чтобы договориться с федеральными структурами – это МВД, Федеральная налоговая служба, Академия наук и другие, которые обладают имуществом в городе, чтобы они также «пускали» к себе операторов. Необходимо, чтобы и на федеральном уровне был принят аналогичный нормативный документ. Сейчас мы рассчитываем, что до конца года несколькими ведомствами будет принято положительное решение. Не надо забывать, что с прошлого года операторы могут размещать оборудование на опорах двойного назначения. Сейчас в столице порядка тысячи таких конструкций, и в течение года их число вырастет в два раза.

Wi-Fi дойдет до станции московского метро «Тропарево» в сентябре>>

- Жителей соседство с этими столбами не беспокоит?

- Когда вы живете в мегаполисе, говорить о радиофобии как минимум странно. В квартире нас окружают электрические провода, телевизор, микроволновки, так что совокупное излучение приборов и проводов может быть больше, чем от сотовой антенны. При этом в России самое жесткое законодательство по радиоизлучению, в 10 раз жестче, чем в скандинавских странах, которые славятся «зелеными» технологиями. Поэтому с точки зрения законодательства мы впереди. Любая базовая станция перед тем, как она будет запущена, согласовывается с Роскомнадзором, Роспотребнадзором. В документах указывается направление излучения и мощность, при этом показатели не превышают допустимые федеральным законом уровни – хочу особенно подчеркнуть – в любой точке вокруг базовой станции. И перед запуском станции обязательно проходят тестирование, после чего Роспотребнадзор выдает сертификат на запуск станции. Построенная по правилам и со всеми разрешениями базовая станция не несет угрозы здоровью.

- Возможно, о безопасности станций нужно информировать жителей?

- Да, безусловно. Мы обсуждаем возможность законодательно обязать операторов связи вешать информационные листовки на оборудование, в частности, на столбы двойного назначения. Благодаря такой информации жителю будет понятно, какому оператору принадлежит оборудование. Но главное, наличие такой листовки будет признаком того, что конструкция законна, а установленное на ней оборудование соответствует всем нормам.

- Когда жители смогут увидеть первые листовки?

- Мы уже утвердили формат самих стикеров, они должны появиться в ближайшие несколько недель. Это касается опор двойного назначения, а тысячи базовых станций на крышах – мы надеемся, что операторы за год успеют их также снабдить информационными бирками.

Столичный стадион «Лужники» оборудуют сетью Wi-Fi высокой плотности>>

- Каким образом ведутся замеры качества сигнала в Москве?

- Замеры качества связи проводит Роскомнадзор. Это, грубо говоря, машина, которая ездит по Москве с определенным оборудованием и по единым параметрам делает замеры технических показателей сразу нескольких операторов, чтобы потом их можно было сравнивать.

- А обычных граждан будут привлекать к анализу качества?

- До конца года, я думаю, мы выйдем к потребителям с таким предложением. Возможно, это будет раздел на нашем сайте или отдельное мобильное приложение, которое можно будет скачать, или мы встроим эту возможность в текущие наши приложения, например, популярные «Парковки Москвы». Пользователь установит на смартфоне программу, которая с его согласия будет передавать данные о качестве сигнала непосредственно с телефона. Минусы для абонента - это определенный трафик и то, что телефон может чуть быстрее разряжаться. Но плюс очевиден - пользователь становится активным участником сбора данных.

- А как обстоят дела с мобильным интернет-трафиком в столице?

- За последние два года объем потребления интернет–трафика вырос почти в два раза. К осени в Москве появится четвертый сотовый оператор – Tele2. Он также развивает связь по стандартам 3G и 4G. Обсуждается выход пятого оператора, который планирует специализироваться на высокоскоростной передаче данных. Но и текущая «тройка» модернизирует базовые станции, чтобы развивать LTE (4G). В год операторы ставят сотни новых базовых станций, а также модернизируют существующие.

Более 400 остановок общественного транспорта в центре Москвы оборудуют Wi-Fi>>

- В конце прошлого года был заморожен проект по развитию сотовой связи в метро. Каковы его перспективы?

- Понятно, что трем большим компаниям было трудно договориться о совместном проекте в масштабах всего метрополитена. Однако нововведения Минкомсвязи позволяют операторам совместно использовать оборудование, и такая модель развития уже используется на новых станциях. Для любого оператора это имиджевая составляющая, у абонента не должен пропадать сигнал, если он зашел в метро.

- Власти Москвы неоднократно заявляли о желании убрать проложенные воздушным путем кабели связи в канализацию. Как этот проект развивается?

- В долгосрочной перспективе мы действительно нацелены на то, чтобы максимально спрятать «воздушку» под землю. Во-первых, проложенные по крышам провода могут повредиться во время зимних ледяных дождей, как это уже бывало, во-вторых, только оптоволокно способно обеспечивать качественную передачу данных в современных объемах. Но чтобы реализовать эту задачу нужно предоставить операторам возможность уйти под землю, причем на понятных недискриминационных условиях. Например, в ходе ремонта дорог по проекту «Моя улица» все воздушные провода на ремонтируемых участках будут заведены в специальные стойки вдоль дороги.

В частности, в 2015 году по программе «Моя улица» будет отремонтировано 33 улицы, включая десять вылетных магистралей.

- Ранее ДИТ сообщал о том, что около 140 тысяч камер видеонаблюдения Москве достаточно. Планируется ли расширять сеть?

- Мы считаем, что нет необходимости увеличивать число камер, мы дошли до предела - 140 тысяч камер, они стоят уже практически везде.

Число заявок о вандализме на горячую линию видеонаблюдения Москвы выросло>>

- А сколько городу стоит содержать эту инфраструктуру в год?

- На городское видеонаблюдение из бюджета ежегодно тратится около 3,8 миллиарда рублей. Напомню, что мы работаем по сервисной модели: город сам камеры не устанавливает, мы покупаем «картинку» как услугу от операторов связи. Если она нас не удовлетворяет по качеству, мы оператору за нее не платим. Это стимулирует операторов поддерживать сеть в постоянной работоспособности. Все камеры, кроме тех, что установлены в двери подъезда, управляемые, они могут поворачиваться и имеют зум.

- Как система видеонаблюдения будет развиваться?

- Следующий этап развития – это аналитика. Ведь изображения со 140 тысяч камер просмотреть невозможно. Аналитика подразумевает, что камера сама определяет объект или изменения в обстановке и оповещает об этом оператора. У нас есть рабочая группа, с нами работают крупные вузы – МГУ, МФТИ, мы обсуждаем, как прорабатывать методики автоматизации процессов получения информации от камер по определенным параметрам.

Камеры также должны помогать работать на упреждение, например, аварий на дорогах, следить за соблюдением скоростного режима. Система поможет перенастраивать светофоры в зависимости от загруженности дорог.

- Видеонаблюдение использует полиция для раскрытия преступлений. Какие просьбы поступают от полиции по модернизации камер?

- Более 70% раскрываемых преступлений в городе расследуются с помощью камер видеонаблюдения. Камера – инструмент неотвратимости наказания. Потенциальные преступники должны знать, что их видят. Например, участковый при краже велосипеда, которая попадет в объектив камеры, сможет быстро расследовать дело. Согласно госконтракту, мы можем оптимизировать местоположение около 10% камер ежеквартально, и мы откликаемся на просьбы полиции о переносе оборудования, когда это нужно.

Два новых сотовых оператора планируют начать работу в Москве>>

- А планируется ли модернизировать работу камер, которые установлены вблизи соцучреждений – школ, детсадов, больниц?

- Школы сейчас оборудованы камерами таким образом, что просматриваются спортивные площадки для предупреждения вандализма, также можно проследить за ходом любой уборки. Поскольку школы превратились в большие комплексы, мы начали обеспечивать директоров доступом к картинке с камер, чтобы они могли видеть, что происходит на территории школы, а также внутри зданий с любого устройства с выходом в интернет. Сейчас более 50% директоров уже получили персональные логины и пароли к системе видеонаблюдения.

Мы также сейчас запускаем сервис, когда родители могут видеть своего ребенка, пока он находится в детском саду. Порядка 20 садов сейчас участвуют в пилотном проекте. Но родители хотят видеть разные вещи: кто-то занятия в группе, кто-то – на улице. Такие возможности есть, но пока массово для жителей они не предоставляются, потому что для них нужны вычислительные мощности, программное обеспечение. Сейчас мы ведем переговоры с инвесторами, но на фоне кризиса их активность заметно снизилась.

- В городе много камер, которые, обслуживают коммерческие предприятия. Город взаимодействует с ними?

- Все городские предприятия, когда у них устанавливаются новые камеры, должны интегрировать их в городскую систему наблюдения. Но есть проекты, когда мы стыкуемся и с коммерческими компаниями – у нас в «пилоте», например, «Сбербанк», «Банк Москвы». К сожалению, нет федерального закона, который бы обязывал интегрировать все видеонаблюдение в городе, в том числе коммерческое. Поэтому мы вынуждены находить способ договариваться с компаниями, как обмениваться видеоинформацией. Всего до конца года мы планируем интегрировать в нашу систему около 4 тысяч сторонних видеокамер. Также среди них камеры, установленные на спортивных объектах, в частности, на стадионах "Динамо", "Спартак», видеокамеры с железнодорожных станций, подземных переходов, мостов, а также 30 камер театра Табакова.

Площадки на книжной ярмарке в Москве будут оборудованы бесплатным Wi-Fi>>

- Александр Владимирович, недавно появилась информация о том, что на некоторых улицах в центре появятся специальные навигационные стелы с Wi-Fi. Расскажите, как будет развиваться проект бесплатного Wi-Fi?

- Стелы заказал департамент СМИ и рекламы, они должны появиться ко Дню города. Что касается Wi-Fi, то город оснастил беспроводным доступом в интернет школы, 141 общежитие и восемь учебных корпусов в 31 столичном вузе, 13 парков. Более 700 точек доступа в городской сети Wi-Fi установлены на 21 открытой территории города – в парках, пешеходных зонах и на велодорожках. В частности, это велодорожка на Фрунзенской, улица Покровка. Практически все пешеходные улицы Москвы будут оборудованы Wi-Fi. В числе ближайших проектов – Воробьевская набережная. Мы будем либо разыграть конкурсы, либо находить инвестора, которому будет интересно за свой счет построить инфраструктуру.

Также в рамках развития городского проекта City Wi-Fi мы вводим единую авторизацию, чтобы можно было, зарегистрировавшись в одной точке, иметь доступ на других сетях. В одну сеть должны связаться сети на наземных остановках, в метро, на пешеходных улицах. Сети физически разные, но принцип предоставления услуги будет единым. Я думаю, что до конца года мы это решим.

- А как насчет больниц и поликлиник?

- В поликлинику человек не должен приходить, как в офис. Там не должно создаваться очередей. То же самое в метрополитене, поэтому мы против того, чтобы развивать Wi-Fi на станциях. Жители не должны задерживаться ради бесплатного интернета в таких местах, где большое скопление людей будет создавать проблемы для других, в данном случае – пассажиров или посетителей поликлиник. Вместе с тем, Wi-Fi в больницах – это обоснованно, так как там люди проводят много времени. Сейчас мы работаем с инвесторами, чтобы попробовать это сделать не за счет бюджета, а в качестве дополнительной услуги, которая предоставляет больница. Уже есть два пилотных проекта, это Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы Департамента здравоохранения города Москвы, где уже предоставляется бесплатный Wi-Fi, и Больница №79, здесь доступен платный Wi-Fi для пациентов в стационарах.

Информацию о местах для захоронения в Москве можно получить через интернет>>

Иванна Боровец