День криминалиста: как работают подмосковные Холмсы и Пуаро

День криминалиста: как работают подмосковные Холмсы и Пуаро
Люди

Российские эксперты-криминалисты 1 марта отмечают свой профессиональный праздник. Работа детектива благодаря книгам, фильмам и сериалам овеяна романтикой и тайной. В отличие от своих литературных коллег, знаменитых сыщиков Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, современные криминалисты имеют в арсенале множество технических новинок. В тонкостях этой увлекательной и очень кропотливой работы разбирался корреспондент Каширского информагентства.

Опытные следователи и криминалисты ведут расследование убийства Немцова>>

Ученые в погонах

В экспертно-криминалистическом отделении ОМВД по Каширскому району трудятся четыре эксперта. Возглавляет отделение майор полиции Денис Рогов. Вместе со своими коллегами Ильей и Еленой Захарихиными, Денис окончил Московский университет МВД. С ними также работает молодой специалист Екатерина Пирязева.

Криминалистика - это целая наука, и найти себя в экспертно-криминалистическом деле удается далеко не каждому, отмечает Денис. Недаром говорят: эксперт-криминалист – это ученый в погонах. В эту профессию не попадают случайно. Еще во время учебы будущие эксперты привлекаются к работе в криминалистическом отделе - «набивают» руку. Случаев, когда после обучения приходит осознание, что это «не мое», практически не бывает.

«Нашу работу я бы разделил условно на две части – это выезды на места преступлений в составе следственно-оперативной группы и производство экспертиз. Существует такой термин - традиционные криминалистические допуски», - объясняет Денис Рогов.

Каждый специалист имеет свои направления. Это баллистика (отрасль криминальной науки о перемещении тел в пространстве), дактилоскопия (изучение отпечатков пальцев), трасология (изучение следов), экспертиза документов, почерковедение, габитоскопия (изучение внешнего облика человека), холодное оружие и допуск на осмотр места преступления. Это – только основные, а есть еще и узкоспециализированные. Например, работа с автомобилями, одорология (экспертиза следов запаха), химические, взрывотехнические экспертизы, рассказывает эксперт

А вот теория о том, что образ убийцы в момент преступления отпечатывается на сетчатке глаз жертвы – это пока из области фантастики. Впрочем, наука не стоит на месте, добавляет криминалист.

Кубок по стрельбе в Алабине: Точность - Мощность - Скорость - Выносливость. ФОТО>>

Ловкость рук - и никакого мошенничества

Самое распространенное представление обывателей о работе криминалистов - это снятие отпечатков пальцев. Действительно, следы рук, как правило, остаются в местах большинства преступлений.

Благодаря совершенствованию технических средств, работа криминалистов становится более эффективной. Самый яркий пример – дактилоскопия. Не нужно перебирать бесконечную картотеку в поисках совпадений – теперь это делает специальная компьютерная программа. Вводится имя человека, на мониторе появляются дактилокарты. Программа находит совпадения. Показатель 90% уже говорит об идентичности. Вероятность одинаковых отпечатков – один случай на 6 миллиардов!

Немалую долю в работе каширских экспертов составляет экспертиза автомобилей, поскольку рядом с Каширой проходят две большие автотрассы - Каширское и Варшавское шоссе. Нередки случаи, когда злоумышленники перебивают номера, подделывают свидетельства о регистрации транспортного средства, ПТС. Все эти нарушения «ложатся на стол» экспертов-криминалистов.

«За 2014 год мы провели 147 дактилоскопических и 121 технико-криминалистическую экспертизу документов. По статистике, каждая третья из них напрямую способствует раскрытию преступления. За год проводим в среднем 400 осмотров мест происшествий. Если эту цифру разделить на количество дней, выходит, что выезды специалистов случаются ежедневно», - говорит Рогов.

Кабинет криминалиста буквально «напичкан» различными любопытными приборами. Среди них - репродукционная установка, к которой присоединяется цифровая фотокамера. Ее задача – детальная съемка и изучение средних и мелких объектов. Для примера криминалист кладет «на свет» кухонный нож. Ножи на исследования попадают довольно часто – этот предмет встречается во многих бытовых преступлениях. На лезвии хорошо видны отпечатки пальцев, на языке криминалистов – «следы папиллярных узоров».

«Проще всего работать с жировым веществом от рук, оставленным на рукоятке. Отпечатки наслаиваются, а жировые следы – это объекты ДНК и запаха», - поясняет эксперт.

Около 150 дактилоскопических экспертиз провели в Каширском районе в 2014 г>>

Что в чемоданчике у криминалиста?

Традиционный образ эксперта-криминалиста - «человека с чемоданчиком». И это полностью соответствует действительности. Экспертный чемодан - такой же незаменимый инструмент криминалиста на выезде, как скальпель в операционной у хирурга. В чемодане – инструменты для сбора всех возможных следов преступления. Рулетки, линейки, штангенциркули, полимерные пасты, гипс, наборы порошков разных видов и цветов для выявления следов преступления, упаковки для улик…

За годы практики у эксперта-криминалиста формируется свой личный, особый набор, соответствующий его направлению деятельности.

«Наблюдающих за процессом со стороны больше всего впечатляет магнитная кисть, которой наносят мелкие железные опилки. Излишки порошка удаляются, а проявленные следы переносятся на дактилопленку и фотографируются. Затем следует хорошо известная всем по кинофильмам масштабная фотосъемка места преступления. И уже менее популярный у киносценаристов детальный осмотр — долгий и рутинный, нередко – в жару или под дождем, бывает в течение целой ночи. И нет гарантии, что он даст результат», - рассказывает Денис.

По его словам, за последние 20 лет в области криминалистической техники не случалось открытий, сопоставимых по масштабу с ДНК-идентификацией. Но за счет всеобщей компьютеризации точность и производительность возросла в разы. Да и преступники не сидят сложа руки - поэтому криминалистам приходится идти как минимум на шаг впереди.

Служу Отечеству: как прошла военно-патриотическая акция в Коломне. ФОТО>>

Виталий Ватулин

Как вам материал?