Четыре стихии и начало новой жизни: астролог о празднике Ивана Купалы

Четыре стихии и начало новой жизни: астролог о празднике Ивана Купалы
Люди

Праздник Ивана Купалы – загадочный и мистический. Он имеет свои традиции, обряды и свой энергетический смысл. О том, что значил праздник для славян, его символах и обрядах РИАМО рассказала преподаватель Академии Астрологии Левина Вера Бакулина.

Иван Купала – символ новой жизни

Вера Бакулина отмечает, что день Ивана Купалы – это один из самых сильных, массовых и мистически глубоких праздников, который к тому же тесно связан с астрологической символикой. Славяне, будучи язычниками, праздновали его в день летнего солнцестояния (солнцеворота).

«Первоначальное и основное значение дня солнцеворота, когда день еще равен ночи, но уже пошел на убыль – это переход в новое качество. В ходе истории после крещения Руси празднование этого дня переплелось с именем Иоанна Крестителя, тем самым усиливая значение воды и ритуалов с ней в эти дни», – поясняет Вера Бакулина.

День рождения Иоанна Крестителя отмечали 24 июня, поэтому и Купалу с приходом христианства «привязали» к этому дню. С переходом на грегорианский календарь Ивана Купалу стали отмечать 7 июля.

В понимании славян вершина лета – главное событие года, от которого зависела вся дальнейшая жизнь.

«Это и праздник, и подготовка тела и духа к главным аккордам лета и тяжелому труду – к покосу, к жатве, к сбору урожая. Это дары, к которым нужно подготовиться, и в то же время настроиться на работу со всей выкладкой», – добавляет Бакулина.

Праздник Ивана Купалы в традиции древних славян

Астролог отмечает, что знак Рака, который «заведует» и солнцеворотом, и днем Ивана Купалы, тесно связан с корнями, истоками, традициями страны, рода, семьи. А к теме рода на Руси было особое уважение.

«Проводились обряды, или кумления – обязательные элементы праздника. Они не только символизировали пик лета, расцвет и силу, но и также помогали молодым людям настроиться на переход в новый этап жизни, ведь Рак – знак семейный, женский», – поясняет астролог.

В это время начинается фаза замужества, обретения своей семьи и отрыва от семьи родительской. Поэтому обряды на Ивана Купалу были заряжены именно женской энергетикой.

Обряды были красивыми и символичными. Плетение венков с наговорами, заговорами, песнями – все это притягивало счастливую судьбу и удачное замужество. Венки девушки отправляли в плавание по воде, словно пуская по течению судьбы, или сжигали, символически отпуская мечту сразу в небо.

«Вода, кстати, именно в волшебную ночь Ивана Купалы «дружит» с огнем – они вместе работают на очищение и обновление. Выражение «пройти огонь и воду» – это и символ перехода в новое качество, и суть купальской ночи», – поясняет эксперт.

В себе славяне тоже замечали прилив всех жизненных сил, что соответствует символике знака Рака: это и плодородие, и создание семьи, и деторождение.

«К таким дарам тоже нужно подготовиться: очистить помыслы, душу и тело», – говорит астролог.

Наши предки считали, что от того, как ты перейдешь в очередную стадию природного круговорота, зависело благополучие, здоровье, процветание семьи и душевная гармония.

Иван Купала - праздник четырех стихий

Вера Бакулина подчеркивает, что день Иван Купалы отмечен участием всех четырех стихий, и каждой из них славяне отдавали дань.

Стихия Земли

Для почитания стихии Земли в обрядах все устилали зеленью, чтобы приобщиться к силе жизни. Украшали березки, которым воздавались особые почести как воплощению женственности и красоты. Плели венки из разных трав и цветов, в соответствии с желанием каждой девушки и ее представлением о красоте. Также считалось, что собранные по утренней заре травы после мистической ночи обладают особой силой.

«Все вместе собирали травяное чучело – купалу, морену, русалку. На празднике сначала их честили (благодарили, ред.), потом провожали (сжигали или пускали по реке), чтобы войти в новый этап жизни и встретить плодоношение», – поясняет эксперт.

Стихия Огня

Для чествования стихии Огня сооружали два костра. Один – большой, священный, второй – малый для игр и прыжков. В венки вставляли зажженные свечи, скатывали с горки горящее колесо, которое олицетворяло сам солнцеворот. Практиковали древние славяне и бег по углям для закалки духа.

«Также обязательно проводились игрища вокруг огня, сжигание в нем того самого Купалы. Так же, как на масленицу весной сжигали «зиму», так и летом славяне прощались с весной жизни, переходя в «зрелость». Огонь подводит черту, отделяя одну фазу от другой, мистически символизируя переход в иное качество», – поясняет астролог.

У огня присутствовала также еще одна важная миссия – сжечь все лишнее, помогая людям как бы принести жертву перед принятием более дорогого подарка – урожая.

Стихия Воды

Стихия Воды – ничуть не менее активный участник празднования. Как правило, вторая часть праздника и проводилась как раз у реки или озера.

«Вода в представлении предков – это кровь Земли, и на Ивана Купалу она обладает особой силой. Вода как стихия принимает в себя, очищает, наполняет смыслом и дает продолжение жизни. Также это символ судьбы у древних славян – по тому, как поплывет венок, определяли, как сложится год у девушки. А тот, кто его поймает, возможно, и есть ее суженый», – рассказывает астролог.

Утренняя роса же считалась средством омоложения, ее пили и умывались ею. А для рождения здорового потомства женщины ходили босиком по росе.

Стихия Воздуха

Воздушная стихия поддерживалась легкостью, резвостью – люди прыгали через костер, организовывали хороводы, играли в догонялки, и искали цветок папоротника.

«Одним словом, все первоэлементы – а стихии это ничто иное, как первоэлементы нашего мира – участвуют в этом празднике жизни. Это слияние воедино первооснов бытия – огня, земли и воды, мужского с женским, старого и нового», – поясняет Вера.

Символы праздника Ивана Купалы

Особую мистичность празднику придавал поиск цветущего папоротника. Эта часть традиции особенно завораживала детей.

«Поиски ночью, в лесу! Цветок папоротника, по преданию, расцветает на пару минут в эту ночь и дарит нашедшему его способность познать истину и разгадать загадку жизни. В понимании славян, именно в эту ночь нашедшему цветок папоротника открывается некий портал, и можно, при особом везении и избранности, стать обладателем особых знания», – рассказывает астролог.

Но все же, по ее словам, главенствующую роль в этом празднике играло Солнце, фазам активности которого подчинено все живое на Земле