Аэропорт «Жуковский»: В перспективе мы сможем обслуживать 25 миллионов пассажиров в год

Аэропорт «Жуковский»: В перспективе мы сможем обслуживать 25 миллионов пассажиров в год
Люди

Аэропорт «Жуковский» открылся в Подмосковье два года назад, в сентябре 2016 года. За это время пассажиропоток увеличился в 15 раз, почти достроен грузовой терминал и запущены десятки новых направлений. О планах развития аэропорта, скором запуске грузового терминала, нецелесообразности введения аэроэкспрессов, а также о том, почему служба безопасности заставляет включать мобильный телефон при входе в аэропорт, рассказал РИАМО первый заместитель генерального директора АО «РАМПОРТ АЭРО» Евгений Солодилин.

– Евгений Александрович, насколько активно растет пассажиропоток в «Жуковском»? Какого увеличения ожидаете в следующем году?

– Первый рейс в аэропорт «Жуковский» состоялся в сентябре 2016 года. За два года была проделана большая работа. В 2016-м – за три с половиной месяца – было перевезено 50 тысяч пассажиров. В 2017 году – 450 тысяч пассажиров. В этом году мы продолжаем наблюдать отличную динамику: по состоянию на сентябрь мы перевезли 870 тысяч пассажиров.

Это неплохой показатель. Более того, его удалось достичь, несмотря на то, что региональный статус аэропорта продолжает оспариваться авиационными властями ряда государств. Однако нужно смотреть в будущее. Согласно нашим расчетам, в 2019 году пассажиропоток достигнет 2 миллионов человек. Такая серьезная динамика связана с приходом новых авиакомпаний и расширением географии полетов.

– Какие авиакомпании летают из «Жуковского»?

– В сентябре совершила первый рейс компания Somon Air – национальный перевозчик Таджикистана. Onur Air показывает увеличение по турецкому направлению, в первую очередь, на Стамбул. «Уральские авиалинии», наш крупнейший авиационный партнер – успешно развивает маршрутную сеть. Кроме того, из «Жуковского» летают «Белавиа», SunExpress, Pegas Fly, Air Manas. Не исключаю, что в следующем году у нас появится еще один крупный российский перевозчик, который до сих пор не базируется в Москве.

– Станет ли аэропорт «Жуковский» для одного из перечисленных перевозчиков так называемым «якорным», домашним?

– Такая задумка есть, но необходимо подготовить инфраструктуру. В частности, обязательным условием для работы базового авиаперевозчика является наличие в аэропорту собственной базы технического обслуживания авиакомпании. Эта работа проводится. Сейчас мы разрабатываем детальный генеральный план развития аэропорта до объемов перевозок в 6 и 10 миллионов пассажиров. С этой целью мы завершаем строительство грузового терминала с пропускной способностью 120 тысяч тонн в год, а также перрона для воздушных судов перед ним общей площадью около 86 тысяч квадратных метров, а в следующем году приступаем к проектным работам по расширению пассажирского терминала.

– Планируется открывать новые международные направления полетов?

– Да. Всем известно, что мы уже больше года летаем в Рим. Этим летом мы открыли 8 направлений в Китай, куда каждую неделю совершалось 7–12 рейсов. Сейчас мы активно расширяем международное направление за счет рынков СНГ, в ближайшем будущем вместе с авиакомпаниями-партнерами будем открывать западные направления. С 26 декабря «Уральские авиалинии» начинают полеты в Прагу, активно работаем над открытием полетов в другие европейские столицы.

Любое направление нуждается в дополнительных мерах по его развитию. Прежде всего, за счет выгодной цены для авиакомпании, которая, в свою очередь, сможет предложить хорошие цены пассажирам. У нас неплохие показатели по загрузке авиалайнеров: средняя заполняемость рейсов составляет более 80%.

– Как обстоят дела с кадрами? Сколько рабочих мест появится в «Жуковском»?

– У нас и сейчас есть открытые вакансии, в том числе в дочерних компаниях и сопутствующих организациях. Конечно, из-за увеличения пассажиропотока растет и потребность в новых сотрудниках, которые обеспечивают авиационную безопасность наземных служб, а также в тех, кто связан с деятельностью аэропорта в целом.

Что касается общего количества рабочих мест, то сегодня на территории аэропорта их порядка 700. Половина из них – сотрудники «РАМПОРТ АВИА», еще столько же работают в партнерских обслуживающих организациях. Напомню: три года назад мы пришли на пустую площадку.

В рамках реализации проекта грузового терминала создается 250 дополнительных рабочих мест. Начнет развиваться наземная инфраструктура – это еще порядка 50 вакансий. Думаю, что к середине 2019 года мы преодолеем отметку в 1 тысячу созданных рабочих мест.

Говоря о рабочих местах, нельзя забывать о том, что аэропорт традиционно выступает драйвером экономического роста региона. Вклад авиатранспортной сферы и связанных с ней отраслей в местную, региональную и национальную экономику не ограничивается только созданием рабочих мест. Авиаперевозчики пользуются широким спектром услуг от аэропорта и других партнеров, которые, в свою очередь, зависят от своих поставщиков. Создается множественный эффект. Исследования, которые проводила ICAO, показывают, что 1 рубль выручки авиакомпании и аэропорта дает более 3 рублей в сопутствующих отраслях, а 1 рабочее место создает 6 дополнительных рабочих мест вокруг.

– Как решаете проблему нехватки специалистов?

– Мы не только берем людей на работу, но и обучаем их в учебных классах, которые открыты ежедневно. При этом сотрудники получают все необходимые лицензии.

Сейчас этим занимаются специализированные организации. Однако мы планируем создать собственное направление по обучению специалистов в сфере безопасности, в том числе транспортной, и наземного обслуживания. Этот вопрос решим в ближайшее время. Думаю, что сможем выпускать до 500 новых специалистов в год.

– Расскажите о строительстве грузового терминала. Как изменится жизнь аэропорта с его вводом?

– Это крайне перспективное направление, ставшее отправной точкой для второго этапа развития аэропорта. Когда принималось решение о строительстве карго-терминала, мы видели два основных пути для развития.

Во-первых, расширение наземной инфраструктуры: строительство терминала с таможенным складом для временного хранения и стоянки воздушных судов. Эту работу скоро завершим.

Во-вторых, развитие базовой авиакомпании-грузоперевозчика. В 2016 году была создана авиакомпания Sky Gates, которая активно развивается. На сегодняшний день ее флот состоит из двух воздушных судов Boeing 747-400. В ближайшее время парк планируется увеличить. После начала работы грузового терминала Sky Gates будет осуществлять свои операции из «Жуковского» и станет одним из наших основных партнеров.

Кроме того, у нас семь заключенных контрактов с другими грузовыми авиакомпаниями. Пока это российские перевозчики, в будущем появятся и иностранные авиакомпании.

– Какие работы сейчас идут в грузовом терминале? На какой стадии строительство?

– Основная часть работ в здании завершена: закрыли контур терминала, приступаем к внутренней инженерии и отделке, на перроне завершается укладка асфальтобетонного покрытия. Сумма инвестиций в грузовой терминал составляет $12 миллионов, в отдельный перрон для стоянки грузовых ВС – $13 миллионов, то есть всего $25 миллионов, это примерно 1,7 миллиарда рублей. При этом 1 миллиард рублей уже вложен.

– Когда планируете ввести грузовой терминал в эксплуатацию?

– Грузовой терминал нужен не только для чартерных грузовых перевозок, но и для обслуживания грузов с пассажирских воздушных судов. География полетов увеличивается, и хочется быстрее ввести терминал в эксплуатацию.

В полном объеме он заработает в начале 2019 года, когда мы начнем обслуживать международные рейсы. Но на внутренние перевозки терминал сможет работать уже в конце этого года. Дело в том, что получение лицензии на проведение таможенных операций и работу склада временного хранения требует времени. Если в декабре введем терминал в эксплуатацию, то в январе 2019 года приступим и к международным перевозкам.

– Есть ли необходимость в строительстве новых взлетно-посадочных полос?

– Мы ориентируемся на реальную ситуацию. При правильном подходе потенциал территории может вырасти до 20-25 миллионов пассажиров в год. В ближайшие десять лет это вполне реально.

Сегодня у аэродрома Летно-исследовательского института имени Громова две взлетно-посадочных полосы. Основная - самая длинная. Вторая полоса временно выведена из активной эксплуатации, но может быть задействована при необходимости. Этого ресурса достаточно. Например, один из крупнейших авиахабов мира - лондонский «Хитроу» ежегодно обслуживает более 60 миллионов пассажиров, имея в своем распоряжении только две полосы.

– Как в «Жуковском» будут увеличивать возможности пассажирского терминала?

– Портфель заказов на следующий год уже приблизился к пиковой нагрузке на существующий терминал. Поэтому готовим генеральный план, и в ближайшее время начнем проектные работы по второй очереди пассажирского терминала.

Концепция развития «Жуковского» предполагает обеспечение максимально понятной и удобной логистики. Мы не будем строить несколько терминалов, вынуждая пассажиров пользоваться сложной системой внутреннего транзита. Вместо этого будет увеличиваться площадь существующего терминала, за счет того, что его объединят с новым. Именно такой подход предусматривался проектом изначально. На втором этапе развития пропускная способность терминала возрастет до 6 миллионов пассажиров.

В рамках генплана мы также планируем увеличить площадь перрона для пассажирских судов на 30 дополнительных мест. Инвестиции в развитие наземной инфраструктуры продолжаются. Наблюдаемый сегодня рост показателей говорит о верности выбранной стратегии.

– Увеличение пассажиропотока поднимает важную тему транспортной доступности. Как аэропорт развивается в этом направлении?

– Это действительно важная задача. Уже сегодня мы ежедневно обслуживаем около 5 тысяч пассажиров. Число автомобилей доходит до 7,5 тысячи. Это – личный транспорт пассажиров, встречающих и провожающих, такси и общественный транспорт. В 2019 году с увеличением пассажиропотока число транспорта возрастет еще в два раза. Уже в декабре-январе, когда откроется грузовой терминал, здесь появятся новые машины. На своей территории мы подготовили места для стоянок, но грузовой транспорт все равно будет создавать значительную нагрузку на дорожную инфраструктуру.

Транспортная доступность – основной фактор, который сдерживает реализацию крупных инфраструктурных проектов, в частности, расширение пассажирского терминала.

Буквально на днях стало известно, что реализация дорожно-строительных проектов на отрезках с 19-го по 37-й километр федеральной трассы М-5 «Урал» начинается уже в 2018 году: будет расширяться дорожное полотно, строиться обход поселка Октябрьский, появится новый мост через реку Москва. Таким образом, блок актуальных задач, относящихся к ведению федеральных органов, уже начали решать.

Вторая часть вопроса – проблема с улицей Наркомвод в Жуковском, которая относится к ведению региональных властей. Без реконструкции улицы нет смысла расширять терминал, т.к. дорога не соответствует современным требованиям и не способна эффективно обеспечить растущий трафик транспорта. В 2015 году губернатор дал поручение реконструировать подъездную дорогу к аэропорту, расширив ее с двух до четырех полос. В ближайшее время проект должен пройти государственную экспертизу.

– Как организовано парковочное пространство возле аэропорта?

– Сегодня у нас около 600 машино-мест, загруженность ее стабильно хорошая с коммерческой точки зрения. Есть возможность довольно быстро увеличить парковку в два раза – площадка для этого подготовлена. В дальнейшем генеральный план предусматривает расширение парковки. После расширения терминала в «Жуковском» будет уже около 3 тысяч машино-мест.

– Работает ли «Жуковский» с сетью каршеринга?

– Да. Пока мы работаем с двумя компаниями – Anytime и Lifcar. Порядка 10–15 каршеринговых машин всегда стоят свободными на парковке. По мере необходимости будем расширять сотрудничество.

– Пустят ли аэроэкспресс до аэропорта «Жуковский»?

– Мы не исключаем такой возможности в будущем, но не рассматриваем этот вопрос в краткосрочной перспективе. Надо реально смотреть на вещи. Строительство железнодорожных путей – крайне затратный проект. Сегодня мы не считаем необходимым шагом привлечение столь значительных бюджетных средств. В части развития транспортной доступности есть другие задачи, которые могут быть решены проще. Прежде всего, это развитие автомобильной инфраструктуры.

Аэропорт связан с Москвой двумя линиями общественного транспорта. Первая из них – маршрут 441 от метро «Котельники». Благодаря поддержке правительства Московской области его продлили до аэропорта, автобусы ходят с интервалом 15 минут. Вторая – пригородный железнодорожный транспорт. В 2016 году на станции «Отдых» была открыта платформа для экспресс-поездов «Спутник», позволяющих добраться с Казанского вокзала до города Жуковский всего за 35 минут. Дорога от станции до аэропорта на общественном транспорте занимает всего 10 минут.

К тому же очень доступным сейчас стал сервис такси – цены иногда ниже, чем на аэроэкспресс.

– Как устроена служба безопасности аэропорта?

– Мы изначально большое внимание уделили безопасности – и авиационной, и транспортной. В частности, приняты дополнительные меры по охране и патрулированию взлетно-посадочной полосы.

У нас многоуровневая система проверки багажа, в том числе на химические и взрывчатые вещества. В перспективе ее можно расширить, это предусмотрено. Сейчас она работает в облегченном режиме, но справится и с пассажиропотоком в 6 миллионов человек.

Мы имеем свою кинологическую службу. Сейчас задействованы шесть собак – они работают по две в смену. Службу будем расширять.

Система безопасности постоянно совершенствуется за счет установки дополнительных видеокамер. Сегодня их более 350 – наша служба авиационной безопасности просматривает каждый сантиметр, нет ни одной «слепой зоны», за исключением установленных законом. Также улучшаем систему сигнализации.

При входе в терминал сотрудники «Жуковского» просят включить телефон. С чем это связано?

– Это дополнительная мера безопасности. Если телефон не включился, то в обязательном порядке будут вызваны сотрудники авиационной безопасности и кинологическая служба, ведь в аппарате может находиться все что угодно.

– Сейчас много говорят о системе распознавания лиц. Планируете применять ее?

– Мы работаем над этим вопросом совместно со структурами, связанными с безопасностью и авиацией, целый год. У нас уже есть наработки, причем не только по системе распознавания лиц. Мы представим их чуть позже.

– Появятся ли в здании аэропорта новые кафе и рестораны?

– Уже сегодня услуги заведений общественного питания доступны пассажирам во всех зонах аэропорта без исключения. При реализации второго этапа развития терминала предусмотрено расширение всех точек общественного питания. Сейчас в «Жуковском» работает «Шоколадница», в будущем появится еще один бренд, для которого уже выделено место.

– Есть ли в терминале возможность зарядить телефон, воспользоваться Wi-Fi?

– В терминале есть обычные розетки, ими можно пользоваться бесплатно. Также есть экспресс-зарядка – стоит такая услуга недорого. К тому же это безопасно, т.к. телефон помещается в защищенную ячейку. Там можно зарядить практически все модели телефонов. Систему Wi-Fi мы планируем запустить в ближайшее время: в «Жуковском» появится бесплатный широкополосный Интернет.

По мере решения основных инфраструктурных задач мы будем постепенно совершенствовать и сопутствующие сервисы, предоставляющие пассажирам больше возможностей. Одной из таких новинок могут стать станции зарядки электротранспорта на парковках. С каждым годом наш аэропорт будет все более удобным.