Тайны профессии: 15 глупых вопросов о работе врачей
Каждый год в первый понедельник октября во всем мире отмечают Международный день врача. В этот день принято поздравлять медработников с профессиональным днем. В честь праздника обозреватель РИАМО решил поговорить с врачами-терапевтами об их профессии.
– Терапевт должен разбираться во всех болезнях и может лечить что угодно?
– Константин Хоманов, терапевт, основатель приложения «Справочник врача»: Все знать невозможно, но клинический кругозор терапевта в идеале обширный и постоянно должен расширяться: то есть о большинстве болезней терапевт, естественно, в курсе. Вылечить совсем любую болезнь терапевту не под силу, но со многими из них мы довольно успешно справляемся.
– Елена Кудряшова, врач общей практики, участковый терапевт, диетолог: Терапевт должен иметь как минимум представление о всех болезнях, уметь правильно опросить пациента и назначить первичную диагностику. А в самых распространенных должен разбираться на отлично и уметь лечить.
– Вы ставите сами себе диагнозы?
– Константин Хоманов: Конечно. Любой студент медицинского вуза начинает это делать курса с третьего, если не раньше. Заподозрить и диагностировать у себя болезнь – обязательный пункт в жизни каждого врача, и терапевта тоже.
– Елена Кудряшова: Конечно. И в этом есть и плюсы, и минусы.
– Часто ли к вам обращаются пациенты, чтобы вы выдали больничный, но сами при этом не болеют?
– Константин Хоманов: Оговорюсь сразу, что некоторое время не практикую. Раньше – да, случалось. При этом, подозреваю, некоторые делали это специально, чтобы была возможность в дальнейшем пожаловаться на меня. Я отказывался и рекомендую коллегам не идти на поводу у таких людей.
– Елена Кудряшова: Бывало. Если притворяется больным – это заметно. Я тщательно осматриваю и, не находя признаков болезни, отказываю в выдаче больничного.
– Врач всегда видит, если пациент симулирует болезнь?
– Константин Хоманов: Возможно, не с первого взгляда, но довольно быстро становится понятно, что пациент симулирует. С другой стороны, это тоже может быть симптомом заболевания, так называемый синдром Мюнхгаузена или психического расстройства – например, ипохондрия.
– Елена Кудряшова: Я вижу всегда. Но думаю, что если пациент хороший актер, то неопытного врача он обмануть сможет.
– Попадаются ли буйные или недовольные пациенты, которым, например, не нравится назначенное лечение? Как тогда вы рекомендуете поступать?
– Константин Хоманов: Обеспечить себе безопасность и далее решать в правовом поле. Обязательно – вызвать охрану, полицию, привлечь свидетелей, попросить коллег снимать противоправные действия на смартфон. Дальше – задача органов правопорядка. А если с медицинской стороны, то пациент всегда может обратиться к заведующему отделением, главному врачу, высказать претензии в письменном виде или попросить собрать врачебную комиссию. Все механизмы уже придуманы, важно их соблюдать. А эмоции здесь хоть и могут быть понятны, но делу никак не помогут.
– Елена Кудряшова: В поликлинике такое практически не встречается. Если вдруг будет агрессивный пациент, надо стараться максимально спокойно держаться и не провоцировать усиление агрессии, а лучше вызвать полицию.
– С какими жалобами приходят чаще всего?
– Константин Хоманов: Зависит от сезона. Летом это проблемы с желудочно-кишечным трактом, укусы клеща, солнечные, тепловые удары. Осень, зима, весна – респираторные инфекции, обострения хронической патологии. Круглогодично – вопросы коррекции медикаментозного лечения, справки, оформление инвалидности и прочее.
– Елена Кудряшова: Простуды, давление, боли в животе, боли в спине.
– «Достают» ли вас знакомые с вопросами, как лечить тот или иной симптом?
– Константин Хоманов: Скажем так, в основном обращаются по вопросам тактики при той или иной болезни. Но есть несколько очень тревожных знакомых, они дотошно выясняют о причинах болезни, сообщают о каждом, по их мнению, важном новом симптоме. Выслушиваю, успокаиваю. Не могу сказать, что это меня нервирует.
– Елена Кудряшова: Бывало раньше. Сейчас все больше ценят время и знания врача, и если и обращаются, то за онлайн информационной консультацией, которая оплачивается.
– Действительно ли можно поставить себе диагноз через интернет или нейросети? Перечислить симптомы и узнать свой диагноз.
– Константин Хоманов: Уметь «гуглить» – это тоже талант. Поэтому лучше прийти к врачу и затем, получив диагноз, поискать, например, дополнительные немедикаментозные способы лечения: типа ЛФК или перкуссионного массажа при бронхите. Или, допустим, выбирать с помощью поисковиков оптимальную модель глюкометра. Однако всегда лучше держать в голове, что интернет – это маркетинговая площадка, и зачастую за красивым описанием скрывается что-то бесполезное. Для того, чтобы определить для себя выбор и быть в нем уверенным, лучше всего найти компетентного специалиста, который постоянно актуализирует свои знания и может детально рассказать все преимущества и недостатки препарата, средств медицинского назначения и/или методик, применяемых в конкретных случаях.
– Елена Кудряшова: Интернет, конечно, может предположить диагноз, но без подробного опроса, а часто и осмотра, без индивидуального подхода очень велика вероятность ошибки. Что может затянуть диагностику и лечение и привести к осложнениям.
– Часто ли пациенты сами себе вредят, употребляя ненужные лекарства?
– Константин Хоманов: Довольно часто. К сожалению, советы родственников, коллег на работе, агрессивная реклама, в том числе от популярных блогеров, актеров, делают свое черное дело. Всегда хочется верить в волшебную пилюлю, но эта таблетка нередко становится в лучшем случае бесполезной, а в худшем – смертельно опасной.
– Елена Кудряшова: Часто, к сожалению. Потому что в том числе очень много препаратов рекламируется и продается свободно в аптеках.
– Что самое тяжелое в работе врача-терапевта?
– Константин Хоманов: У терапевтов катастрофически много бумажной работы и собственно пациентов, мы первичное звено. Бумажная работа отнимает огромное количество времени и сил, а их бы потратить на пациентов. Ограниченное время приема. Несправедливые жалобы пациентов.
– Елена Кудряшова: В поликлинике – абсолютная нехватка времени на человека и очень большая нагрузка.
– Что, наоборот, самое классное в профессии терапевта?
– Константин Хоманов: Постоянный мозговой штурм, поскольку вчера весь день могли приходить самые обычные пациенты, а сегодня – сплошные клинические задачки.
– Елена Кудряшова: Помощь людям. Причем практически в любых ситуациях, так как кругозор у терапевта огромный. И большие возможности развития.
– Какой был самый необычный случай в вашей карьере, который особенно запомнился?
– Константин Хоманов: Самый запомнившийся случай – это пациент, так и оставшийся без подтвержденного диагноза. У него была лихорадка неясного генеза (ЛНГ). При этом, находясь в стационаре, были исключены все возможные причины – острые и хронические инфекционные заболевания, болезни, связанные с нарушением иммунного ответа, злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, заболевания центральной нервной системы различной этиологии и т.д. Это состояние пациента было само собой нивелировано спустя полтора месяца обследований. Этот случай тем и запомнился, что был единственным за всю практику так и оставшимся без определения.
– Елена Кудряшова: Диагностика тромбоэмболии легочной артерии. На приеме. Пациента удалось спасти. Еще запомнилась безболевая язва желудка, из-за которой уже была кровопотеря половины объема крови. А жалоб почти не было. Также благодаря моим четким действиям человек был спасен.
– Почему нужно сначала идти к терапевту, если понятно, что, например, можно сразу обратиться к аллергологу или другому узкопрофильному врачу?
– Константин Хоманов: Задача терапевта, как первичного звена, это в том числе и своеобразная «сортировка» пациентов. Терапевт, проведя осмотр и сбор анамнеза, сможет определить, есть ли вообще необходимость в консультации узкого специалиста, и какого конкретно.
– Елена Кудряшова: Потому что терапевт даст направления на анализы, обследования – и уже с результатами можно будет прийти к узкому специалисту, где можно будет получить полноценные рекомендации.
– Почему у врачей такой непонятный почерк?
– Константин Хоманов: Издержки образования и работы. Ввиду огромного количества материалов в рамках обучения и бумажной работы в процессе клинической практики – заполнения медицинских карт на огромное количество пациентов. Врач пишет очень быстро, чтобы поскорее выписать или принять пациента, это и есть главный аспект «порчи» наших почерков, на мой взгляд.
– Елена Кудряшова: Слишком много пишем в институте. Но... многое зависит от человека. Я всегда стараюсь писать максимально понятно для пациента.
– Какой совет вы бы могли дать пациентам?
– Константин Хоманов: Ваше здоровье – ваша высшая ценность. Не работа, не машина, не квартира, не внешность. Заботьтесь о себе ежедневно: старайтесь высыпаться, сбалансированно питаться, заниматься посильным спортом, минимизируйте стрессы. Проходите скрининги по возрасту, хотя бы в формате диспансеризации, и не бойтесь приходить к врачу по любым вопросам вашего самочувствия.
– Елена Кудряшова: С абсолютно любыми вопросами по здоровью, не затягивая, обращаться к врачу. А во-вторых, даже без жалоб проходить ежегодное профилактическое обследование.