Загадки Третьяковки: видения Сурикова, злой дух Лопухиной и бедная невеста
Государственная Третьяковская галерея уже 160 лет хранит величайшие полотна русских художников. Основой стала коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, который на собственные деньги построил здание галереи, чтобы показать людям шедевры изобразительного искусства. Почти за каждой картиной скрывается история, достойная рассказа или романа. Может ли душа остаться в портрете, какие видения посещали Сурикова на Красной площади, и какую картину запрещали показывать детям, читайте в подборке РИАМО.
Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения>>
Странные видения Сурикова
Фото: сайт Третьяковской галереи
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» посвящена трагическим событиям 1698 года, когда по приказу Петра I были казнены и преданы массовым пыткам участники Стрелецкого бунта и члены их семей. Эпическое полотно, выставленное Суриковым в 1881 году, получило восторженные оценки современников, а Павел Третьяков сразу же приобрел его для своей галереи.
История создания этой картины описана самим художником. Суриков переехал из Петербурга в Москву в 1877 году и сразу же полюбил этот город, с храмами, многолюдными улицами и площадями. Несмотря на московский шум и суету, в каждом камне здесь слышалось дыхание истории. Суриков как истинный художник видел больше, чем простой горожанин:
«Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Как только начинало темнеть, я отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам… Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…»
Первоначально Суриков собирался изобразить уже повешенных стрельцов. Но как-то одна из служанок, войдя в мастерскую и увидев эскиз, тут же упала в обморок. Это событие очень повлияло на замысел художника, тем более, что во время написания картины по ночам он видел страшные сны, с кровавыми сцены казни.
Суриков окончательно решил изменить сюжет картины, и вместо ужасов казни и повешенных людей мы видим на полотне сцену прощания: отчаяние и торжественность последних перед казнью минут.
Кризис и культура: почему москвичей потянуло на лекции и в музеи>>
Дурная слава портрета Лопухиной
Фото: сайт Третьяковской галереи
«Портрет М. И. Лопухиной» – один из самых известных произведений признанного мастера портрета Владимира Боровиковского. Мимо этой картины невозможно пройти: нежный и возвышенный образ загадочной красавицы приковывает внимание, как и два столетия назад. Однако немногие знают, что через несколько лет после написания портрет оброс недоброй славой.
Дело в том, что 18-летняя красавица Мария Ивановна Лопухина, изображенная Боровиковским, дочь отставного генерала Ивана Андреевича Толстого и молодая жена егермейстера Степана Авраамовича Лопухина, скончалась от чахотки через пять лет после написания портрета. После смерти Лопухиной портрет некоторое время хранился у родственников, к которым приходили юные девушки, чтобы воочию убедиться в красоте Марии. Но вскоре пошли страшные слухи о том, что несколько из них, увидев портрет, скоропостижно заболевали чахоткой и умирали. Поводом для страхов стало также увлечение отца Марии мистикой и масонством. Говорили, что генерал с помощью магии «заманил» дух дочери в этот портрет, и теперь умершая красавица забавляется тем, что забирает к себе души девиц.
В 1880 году Павел Третьяков приобрел портрет для своей галереи, и постепенно его дурная слава забылась. А поскольку галерею ежедневно посещали толпы молодых людей (вход в галерею был бесплатным для всех), московские свахи пользовались этим и устраивали смотры потенциальных женихов и невест прямо в залах Третьяковки.
Места из романа «Мастер и Маргарита» в Москве>>
Запутанная история невесты
Фото: сайт Третьяковской галереи
В середине XIX века острую полемику в русском обществе вызывала судьба невест-бесприданниц. Девушек из небогатых семей против воли выдавали замуж за обеспеченных женихов в надежде поправить материальное положение семьи. Но количество бесприданниц было столь велико, что не каждой девушке находился молодой жених. Поэтому нередки были свадьбы престарелых генералов с юными красавицами. Некоторые невесты смиренно принимали жребий судьбы, а иные пытались покончить с собой.
Когда в 1863 году Василий Пукирев представил на Московской академической художественной выставке свою картину «Неравный брак», она сразу же привлекла внимание. В народе картину окрестили «Кощей с невестой» и поговаривали, что, глядя на картину, престарелые женихи одумывались и начинали более разумно подходить к вопросам брака. Влияние картины было настолько сильным, что некоторые из них жаловались на головную боль и сердцебиение, возникающее после просмотра.
Существует несколько запутанных версий о том, кто изображен на картине. Самая незамысловатая гласит, что на картине в роли шафера выступает сам Пукирев, а рядом изображен его друг, художник Петр Шмельков, который и предложил идею для картины.
Но в мемуарах современников можно найти другие версии. Так, говорили, что сюжетом для картины послужило реальное событие, произошедшее с другом художника Сергеем Михайловичем Варенцовым. Его невесту выдали замуж за старика генерала, а в роли шафера на портрете художник поначалу изобразил самого Варенцова. Однако отвергнутый жених не жаждал делать свою историю достоянием публики, из-за чего между друзьями возникла ссора. В результате Пукирев вынужден был дорисовать изображенному Варенцову бороду, чтобы избавить приятеля от досадного сходства.
В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» звучит отголосок другой версии – а именно, что на картине изображена драма самого художника. Образ невесты написан с девушки, Прасковьи Матвеевны, в которую художник был влюблен, но так и не добился взаимности. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы художника Василия Дмитриевича Сухова, на котором была изображена пожилая женщина, а надпись на рисунке гласила: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
При этом неясно, была ли девичья фамилия Прасковьи Варенцова, или впоследствии она стала женой того самого Сергея Варенцова. Очевидно лишь то, что судьба изображенной девушки сложилась не слишком удачно. Да и самого Пукирева жизнь не пощадила: последние годы он провел в нищете и умер в одиночестве 1 июня 1890 года.
Пять мистических мест в Москве и Подмосковье>>
Картина «18 +»
Фото: сайт Третьяковской галереи
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» была написана в 1883-1885 годы и была воспринята неоднозначно. Объясняя выбор этого исторического эпизода, Репин писал о том, что его волновали события современности, но он боялся затрагивать их в живописи и обратился к истории. Также, по словам художника, на него сильно повлияло путешествие по Европе, где он впервые увидел бои быков, наполненные кровью и мрачной зрелищностью.
Работа над полотном была тяжелой. Как и Суриков, Репин переживал приступы ужаса, плохо спал ночами, думал о том, чтобы бросить картину, но вновь и вновь возвращался к работе. Друзья художника, которым он показал картину в 1885 году, были поражены увиденным. Затем полотно не понравилось самому императору Александру III, и три месяца существовал запрет на выставление картины. Работники образования говорили, что такие полотна расшатывают психику и их нельзя показывать детям. Но главное событие в судьбе репинской картины произошло 16 января 1913 года, когда 29-летний иконописец Абрам Балашов, подойдя к картине во время осмотра, нанес по холсту три удара ножом с криком: «Довольно крови!»
Этот инцидент, который подлил масла в огонь, вызвал большой общественный резонанс. Хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов вскоре после порчи картины покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд, а те, кто запрещал картину – ликовали.
Но во всем этом был и положительный момент – художник-реставратор Дмитрий Федорович Богославский, принимающий участие в восстановлении картины, устроил первую в России мастерскую, предназначенную специально для реставрации художественных произведений. Помещение было оборудовано по последнему слову техники – там был установлен специальный свет, устроен фотографический павильон и специальная химическая лаборатория.
Александр Колотилов: «Пейзаж для меня – не загадка»>>
Алена Водопьянова