Загадки московского метро: куда ведут глухие лестницы и чего боятся обходчики путей

Загадки московского метро: куда ведут глухие лестницы и чего боятся обходчики путей
Истории

Ежедневно в столичную подземку спускается более 8 миллионов пассажиров. Большинство не догадывается, какие загадки скрывает метро, исхоженное вдоль и поперек. О станциях-призраках, переходах в «никуда» и загадочных «пустых» портретах, а также о том, чего боятся путевые обходчики, РИАМО рассказал ведущий специалист экскурсионного проекта «Москва Икс» Роман Гончаров.

Станция-призрак

Станция метро «Александровский сад». Фото: commons.wikimedia.org

История московского метро началась с запуска Сокольнической линии. 15 мая 1935 года была открыта одна из старейших станций — «Улица Коминтерна». Она часто меняла не только свой облик, но и названия. В 1946 году ее нарекли «Калининской», а в 1990 переименовали в «Воздвиженку». Правда, новое название продержалось всего несколько дней, после чего уступило место всем известному — «Александровский сад». В течение нескольких лет станция и вовсе стояла закрытой. Поэтому экскурсоводы и называют ее станцией-призраком.

Переходы в «никуда»

Станция метро «Смоленская». Фото: commons.wikimedia.org

Проекты московского метро создавались и переделывались бессчетное количество раз. Неудивительно, что появились многочисленные нестыковки: переходы в никуда, зависшие в воздухе лестницы, замурованные проемы и тоннели, заканчивающиеся тупиками. Вопреки мнению некоторых москвичей, это не секретные проходы в таинственный подземный город, а всего лишь конструкторские недоработки. Непонятные двери и закрытые лестницы можно увидеть на станциях «Александровский Сад», «Смоленская» и «Третьяковская».

«Здесь был Сталин»

На фото: реставрация станции метро

Станции метро, строившиеся при Сталине, до сих пор несут отпечаток культа личности вождя народов. Его портреты висели практически повсюду. Дело в том, что Сталин любил принимать новые станции. И для того, чтобы польстить его самолюбию и сдать объект без проволочек, на видных местах помещались портреты Иосифа Виссарионовича. Позже эти портреты убрали. Так что, если вы видите в метро картину, не вписывающуюся в общую стилистику станции или вовсе пустое место в рамке, знайте — здесь был Сталин!

Ископаемые в метро

Изначально московское метро хотели отделать наподобие западного — плиткой. Но так получилось, что в нашей стране ее производство было ограничено и гораздо проще было доставить более дорогой материал. В результате, первые станции метро отделывались 20 видами мрамора и гранита. Причем часть облицовочного материала подземки представляет историческую ценность: в ней можно заметить множество окаменевших существ из эпохи Юрского периода.

Для оформления московского метро также создавались роскошные мозаики, изящные скульптуры, фрески и декоративная керамика. Неудивительно, что уже в 1935 году наш метрополитен признали самым красивым в мире. Сегодня, к сожалению, часть таких элементов утеряна. Например, до войны на многих станциях стояли изысканные торшеры. Их было решено убрать, когда вырос пассажиропоток: торшеры попросту мешали, создавая давку. Также сократилось количество люстр и необычных светильников: сегодня их все чаще заменяют галогеновые лампы.

Секретное метро

На фото: кабина электропоезда московского метро

Легенды о «метро-2», раскинувшем свои засекреченные линии прямо под тоннелями обычного метрополитена, имеют под собой реальную основу. Как известно, Москва всегда была городом военным, стратегическим. Одной из главных целей было — защищать жителей, культурные ценности, предприятия. Достоверно известно, что спец ветки и станции строились уже после Сталина. Сегодня в Москве очень много военных объектов, некоторые из которых связываются под землей подземными дорогами. Однако сесть в ночной поезд и уехать на секретную базу у вас при всем желании не получится: две разные системы метрополитена практически не сообщаются.

О чем молчат проходчики

Жизнь метро не останавливается ни на минуту. По ночам, когда метрополитен закрывается для пассажиров, начинается активная работа служб ремонта, контроля, уборки. Именно ночью, когда снимается напряжение с контактного рельса, выходят на работу путевые обходчики. Их задача — тщательно исследовать состояние путей.

Как известно, тоннели в метро не подсвечиваются. Свет дают лишь фонари, которые работники несут с собой. Порой обходчики рассказывают жутковатые истории о том, что слышится и видится им в огромных темных туннелях. Кто-то замечает странные тени, а кто-то ловит на себе чей-то пристальный и внимательный взгляд.

Проверка на прочность

Важные коррективы в схему метрополитена внесла Великая Отечественная война. Голубая Филевская линия, в прямом смысле слова, не прошла проверку на прочность, так как залегала слишком близко от поверхности. После того, как в 1941 году авиабомба пробила свод тоннеля «Арбатская» — «Смоленская», было решено построить еще одну, более глубокую ветку. Новый участок полностью продублировал старый, но уже на глубине около 50 метров. Сегодня он входит в состав Арбатско-Покровской линии.

Подземный город

Московское метро и поныне выполняет двойную функцию: это транспортная система, которая при необходимости моментально переходит в режим военного объекта — убежища. По сути, это самый настоящий трансформер, способный превратиться в подземный город. К слову, в войну в метро работали магазины, аптеки, парикмахерские и даже библиотека.

Ксения Стеценко