«Я плохой папа, потому что мои родители развелись» — 30‑летние о последствиях разводов

«Я плохой папа, потому что мои родители развелись» — 30‑летние о последствиях разводов
Истории

По статистике последних лет, в России распадается более половины браков, и даже общие дети не могут удержать родителей от развода. Как правило, дети страдают в этой ситуации больше всего: психологи считают, что это сильно влияет на их собственную судьбу. Жители Московского региона поделились с РИАМО, как развод родителей повлиял на их жизнь.

Виктория, 33 года:

«Мои родители развелись, когда мне было 14 лет, и это было, как гром среди ясного неба. Вроде бы жили мирно и дружно, вместе отдыхали, строили планы – и вдруг развод.

Теперь, когда я сама стала мамой, уверена, что дети не должны жить в каком-то идеальном мире.

Когда в семье что-то не так, дети должны об этом знать.

Для меня развод родителей стал огромным стрессом, я плакала целый год. Я ходила в школу, тусовалась, как другие подростки. Но это только казалось.

В первые годы после развода между родителями происходило много всего ужасного, о чем тяжело рассказывать.

Возможно, под влиянием новой пассии, отец вел себя очень плохо, даже по отношению ко мне.

Мог забыть про мой день рождения, что уж говорить о деньгах, которые тогда были нам очень нужны. Хотя я до последнего в него верила, через несколько лет я полностью разочаровалась в своем отце, он даже не был на моей свадьбе. А сейчас наши отношения и вовсе сошли на нет.

Спустя год после моих развелись родители моей двоюродной сестры. У нее все было совсем иначе – родители жили как кошка с собакой, поэтому их развод был для нее в какой-то степени облегчением. Сестра радовалась, что ссоры наконец закончились, и все стали жить спокойно.

Я не буду анализировать, как развод родителей повлиял на мою жизнь, но, безусловно, повлиял.

Помню, свекровь говорила, все в невестке хорошо, да семья у нее неполная.

Это, конечно, тогда очень задело. Сейчас я тоже в разводе, но это уже совсем другая история».

«На детской площадке вру, что фрилансер» — мужчины о том, как решились на декрет>>

Лариса, 38 лет:

Я хочу рассказать не о себе, а о своей двоюродной сестре. Мне всегда было очень больно за нее, за ее испорченное тяжелое детство. Ее отец был классным добрым дядькой, но стал выпивать и превратился совсем в другого человека. Во время ссоры он мог поднять руку на жену, даже в присутствии дочки.

Помню, как однажды сестра выпрыгнула из окна, чтобы остановить ссору родителей.

Благо, жили они на первом этаже. Это продолжалось много лет и кончилось разводом, когда сестра была подростком. Она понимала, что другого выхода нет, но очень любила отца и после развода родителей ждала каждой встречи с ним. Папа на встречах всегда был навеселе, а потом и вовсе прекратил навещать дочку. Когда сестра была студенткой, он умер.

Моя сестра – сильная девушка, всегда была отличницей и активисткой, закончила два института и многого добилась. Как будто эта история закалила ее и сделала еще сильнее.

Но тема отца для сестры до сих пор – больная тема, и мы об этом редко говорим. Я знаю, боль и тоска по отцу навсегда останется с ней. Но, лишив отца, судьба вознаградила ее прекрасным мужем. У них отличная семья».

«Мама не разрешила мне жениться»>>

Михаил, 36 лет:

«Мне было 7 лет, а младшему брату – 4 года, когда мама в очередной раз «застукала» отца. Она приехала на строящуюся квартиру, привезла стройматериалы, а там отец со своим бухгалтером. Измены у папы были неоднократно, но так откровенно он попался впервые, и мама не выдержала.

Меня при разводе родители поставили перед выбором: «С кем останешься – с мамой или папой?».

Я ответил, что не могу выбрать и буду с бабушкой, но такого ответа не предполагалось. Мама тогда сказала, что «двоих тянуть не будет», забрала младшего, а я переехал к отцу.

Он особо мной не занимался, я был предоставлен сам себе, периодически знакомился с его новыми женщинами.

В 12 лет это надоело и мне, я переехал к бабушке. Но она к тому времени превратилась в героиню книги «Похороните меня за плинтусом» – невыносимого манипулятора, и мне приходилось быть подай-принеси-никуда не ходи.

Спустя два года я подался к маме, у которой к тому времени появился супруг. Бабушка, к слову, завещала квартиру моему младшему брату.

Я особо никому не был нужен. Младший – хороший, я – не удался. По сути я не видел ни материнской, ни отцовской любви, наверное, поэтому у меня и со своими детьми не складывается. Сейчас я во втором браке. С первой супругой развелся из-за ее измены, когда она была беременна. Она спросила, неужели я хочу, чтобы ребенок рос без отца? Но я ведь как-то вырос! Не хочу, чтобы ребенок оказался перед выбором – папа или мама.

Дочка родилась в день моего 30-летия, но мы не виделись ни разу – меня и не тянет.

Во втором браке принял, но не удочерил старшую девочку, ей сейчас 10. Четыре года назад супруга родила мне младшую. Честно сказать, оставаться с ними двумя наедине мне сложно. Наверное, я плохой папа. Еще я стал крестным у племянника, но за 10 лет видел его дважды. Стараюсь, но не знаю, что это – родительская любовь. Поэтому выходит неважно».

«Женщина – тоже человек, и ей нужно давать отгул»: мужчины о «домострое» >>

Мария, 28 лет:

«Родители развелись, когда я училась в 9-м классе. Папа переехал в другой город, и мне к этому трудно было привыкнуть, ведь я любила обоих родителей. Сначала я переживала, плакала.

Однажды самая строгая из наших учителей, которая никогда не жалела и всегда ставила оценки жестко, после урока вдруг спросила меня: «Что случилось?» Такой у меня был потерянный вид. Я расплакалась и поделилась с ней, а она долго говорила мне слова поддержки.

Для себя я решила, что развод родителей – лучше их постоянных ссор. Я быстро взяла себя в руки и перестала думать о том, какая я несчастная и покинутая, а загрузила свой мозг учебой. У меня были и друзья, и поклонники. Школу я окончила с золотой медалью и поступила в один из лучших российских вузов.

Сейчас родители, кажется, оба нашли свое личное счастье. Я общаюсь с их вторыми половинами и уважаю их выбор. Жалею только об одном – что мы очень редко видимся с папой. Мне его, конечно же, не хватает.

Я привыкла бороться с трудностями – знаю, что никто за меня моих проблем не решит».

«Мы развелись из‑за пельменей» >>

Кира, 36 лет:

«Мои родители всегда жили плохо, а развелись только тогда, когда мне было 25 лет, а младшей сестре – 19. Чем раньше они бы это сделали, тем лучше было бы для нас.

Первым большим горем для меня стал развод бабушки и деда, которые развелись уже будучи на пенсии. Мне было 5-6 лет, и это стало для меня настоящей трагедией. Как будто разбилось мое счастливое детство – закончились совместные поездки на дачу, которые я так ждала и любила. Бабушка завела свою дачу, и мы стали ездить туда.

Из-за ругани мамы и папы все детство я пребывала в стрессе.

Помню это постоянное ощущение тоскливого комка в груди и редкую радость от недолгих примирений.

В периоды перемирий отец вместо детского сада брал меня с собой на работу в военную часть, где служил, а еще мы с ним бегали на утренние пробежки. Эти моменты абсолютного счастья я запомнила на всю жизнь.

Когда родители ссорились, отец всегда уходил к своим родителям и жил там по несколько месяцев. На мой день рождения он ловил меня по дороге в школу, чтобы поздравить. От такой «радости» я приходила на уроки зареванная. Потом родители купили большую квартиру, мы переехали, но это не помогло.

Мама с отцом продолжали ругаться, но папа уже не уходил, а «изолировался» в своей комнате, что было еще хуже.

Хотя лично я никогда не держала зла на отца, в нашей семье считалось зазорным разговаривать с ним, когда родители были в ссоре. Считаю, это огромная ошибка взрослых – заставлять ребенка принимать сторону одного из родителей Приходилось ходить со строгим лицом, здороваться сквозь зубы и «не общаться».

Когда родители все-таки развелись, мы с сестрой были уже взрослые и особо не переживали. Отец вскоре женился снова, завел собаку, и кажется, вполне доволен жизнью, а мама только недавно встретила мужчину. Очень жаль, что они не разошлись по молодости, все-таки у нее было бы больше шансов устроить свою личную жизнь.

Не могу сказать, что это как-то повлияло на мой брак, а вот детство и психику точно подпортило.

Сейчас мы в нормальных отношениях с отцом, но видимся и созваниваемся крайне редко – исключительно по праздникам. Грустно, но факт: иногда забываем про дни рождения и звоним уже позже.

На мою свадьбу отец не пришел, сославшись на то, что у них с новой женой давно куплены билеты в отпуск.

Если честно, для меня это стало облегчением, потому что я предвидела неудобную встречу его и мамы».

«Мы заключили брачный контракт ради прикола» >>

Кристина, 33 года:

«Своего папу я никогда не знала. Даже не знаю, что лучше – чтобы он хоть немного пожил с нами и ушел, или так, как у меня. Моя мама какое-то время работала за границей и оттуда привезла в животе меня.

Разговоры о свадьбе у мамы с отцом были, но в итоге он уехал в другой город и завел семью там. Какое-то время мама общалась с отцом – присылала письма с моими детскими фотографиями. Но переписка быстро прекратилась.

Моя жизнь отца не слишком волновала, к тому же у него родилась «своя» дочка.

Тема отца стала табу в нашей семье. Мама замуж так и не вышла, поэтому я выросла в окружении одних только женщин.

Конечно, мужчины-защитника мне все детство очень не хватало. Были такие ситуации, когда выручить и поддержать меня мог только отец.

Когда мне было чуть за 20, моим спутником жизни стал мужчина гораздо старше меня. Суровый, с прошлым, но надежный. Может быть, я подсознательно искала в муже отца, которого у меня никогда не было.

Несмотря на сложности в отношениях, я стараюсь сохранить семью.

Недавно мы нашли моего отца в «Одноклассниках». Сама бы я ему не написала, но на это решился мой муж. Он спросил аккуратно, помнит ли он мою маму, а также о желании познакомиться.

Отец ответил не сразу и парой фраз дал понять, что ему это неинтересно, что он пока «не готов».

«В тренде турки и американцы» — сваха из Подмосковья о том, за кого нужно выходить замуж>>