Выставка Климта и Шиле: графика как отражение судеб

Выставка Климта и Шиле: графика как отражение судеб
Истории

Авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет о новой выставке австрийских художников-модернистов Густава Климта и Эгона Шиле.

Выставка графики Густава Климта и Эгона Шиле откроется в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве 10 октября. На выставке, посвященной году туризма Австрии в России, можно будет увидеть около ста работ австрийских художников. Выставка продлится до 14 января 2018 года.

Густава Климта наша публика знает лучше, Эгон Шиле менее известен, тем не менее, оба этих живописца представляют эпоху австрийского модерна. Шиле является учеником и продолжателем стиля Климта.

Смотрите «Истории о живописи от Ольги Шараповой» на YouTube канале>>

Жизнь как она есть

Необычная биография обоих художников расставила акценты в их живописи. Густав Климт родился в небогатой семье, он не был женат, но считается, что произвел на свет около сорока детей.

Благодаря новаторским способностям художник смог развить свое мастерство и подняться. Его поддерживали сталелитейные и текстильные магнаты, они скупали его картины, позволяли содержать мастерскую, поэтому Густав Климт мог успешно работать.

Он хотел отойти от стандартов живописи, дать волю своей философии. Показывать «красоту мира», как это делали его предшественники, Климту было неинтересно. Он хотел выразить жизнь такой, какая она есть: в страданиях, боли людей; отстраниться от «красивой любви» и показать страсть, простую животную жизнь. Но как мастер стиля он даже это смог облачить в золото и показать жизнь и живопись с оригинальной стороны.

Гелий Коржев. Наизнанку>>

Свой путь

Эгон Шиле происходил из богатой семьи, где отношения между родственниками были сложны и полны противоречий. Отец художника умер от сифилиса, когда тот был совсем юным. Плохие отношения с матерью, близость с сестрой, все это наложило отпечаток на психику Шиле. Он страдал множеством маний, в числе которых мания величия и мания преследования. Работы его при жизни почти не покупали, но Шиле верил в себя и избранный путь.

В своей студии он привечал женщин с неблагополучной судьбой, которые становились его натурщицами. Часть картин Эгон Шиле продавал распространителям порнографии. За это художник был осужден, провел в тюрьме около месяца, но был рад, что легко отделался и только украсил свою биографию этим из ряда вон выходящим случаем.

Женился Шиле против воли семьи на женщине из простых слоев общества, и этот брак имел все шансы быть счастливым. Но опять вмешался случай. В 1918 году в Европе бушевал грипп-испанка. Беременная жена Шиле умерла от этого вируса. Сам Эгон Шиле тоже заразился и умер через три дня после нее.

Судьба посмеялась над Шиле, который надеялся пережить и превзойти своего учителя Густава Климта. Оба художника умерли в один год. Климту было 56 лет, Шиле – 28.

Всю сложность судеб этих европейских модернистов мы можем прочитать в их работах, эскизах, экспериментах с формой на выставке.

Сергей Андрияка: «Самое сложное в искусстве – продолжать традиции»>>