Владимир Боровиковский. Антиджоконда
Новая авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова — журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет о картинах русского художника-портретиста Владимира Боровиковского.
Смотрите «Истории о живописи от Ольги Шараповой» на YouTube канале>>
Апофеоз русского сентиментализма
В московской Третьяковке есть портрет простой и грустный. Мало кто проходит мимо него, не задержавшись на несколько секунд. И очень многие, даже не очень большие знатоки искусства, знают его краткую историю. Эта картина порождает фантазии, и, бывает, мы обобщаем противоположности, сбрасывая в одну корзину вещи, показавшиеся схожими. Так получается с портретом, написанным Владимиром Боровиковским в 1797 году. «Русская Джоконда», «портрет с улыбкой Моны Лизы» - читаем отзывы о нем в статьях об искусстве.
Чтобы рассказать о портрете, нужно представить его автора.
Владимир Боровиковский
В зените своей славы русский живописец из Миргорода, казак Владимир Боровиковский (изначально фамилия была Боровик) (1757–1825 гг.), затмил и отправил на второй план знаменитого Рокотова. Таинственная дымка рокотовских портретов уступила место образной чувственности картин Боровиковского.
В юности ему хотелось попасть в столицу, и для этого он осуществил довольно хитрый план. В 1787 году, зная, что через Миргород будет проезжать императрица Екатерина II, Боровиковский написал два ее портрета. На первом императрица в образе сеятельницы стояла рядом с «пахарем» Петром I, вторая аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой наказ греческим мудрецам. Картины повесили в местном путевом дворце, где должна была остановиться императрица.
Картины понравились, автор был замечен и отправился по приглашению двора в Петербург в Академию художеств. В 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Естественно, художнику завидовали, ведь он был практически самоучкой и неожиданно достиг такого статуса. Но при этом заказчики портретов в очередь выстраивались к живописцу.
По воспоминаниям современников, несмотря на быстрый взлет и очевидный талант, Владимир Боровиковский был скромным и замкнутым. Его первая возлюбленная отказала ему, полностью лишив веры в себя. Больше он не делал предложений руки и сердца и жил один в доходном доме, не преподавал в академии и не создал своей школы. При этом у него были ученики, он переписывался с родственниками.
Боровиковский с легкостью променял солнечный юг на холодную северную столицу, но не обрел гармонии. Ему пришлось разочароваться в светских мистических кружках и масонских ложах, куда он пытался попасть, убедиться в меркантильности знакомых. Под конец жизни художник узнал, что его завещание хотели похитить, чтобы переписать.
Последние годы его были безрадостными. На смену сентиментальным картинам, выросшим из миргородских икон, которые он писал в юности, пришел другой, романтический, стиль живописи. И вот уже Орест Кипренский стал модным и знаменитым, оттеснив Боровиковского, как тот когда-то Рокотова.
Художник Владимир Пименов из Зарайска: про ангелов и автопортрет души >>
Леонардо да Винчи
Сквозь расстояния и столетия, через туманную перспективу истории мы видим совершенно другого автора, гения Леонардо да Винчи. Человека, словно попавшего в эпоху Возрождения из будущего с современными знаниями физики, медицины, биологии. Считается, что он мог одновременно писать двумя руками разные тексты и спал не более полутора часов в сутки. Не будем приводить его биографию и, тем более, сравнивать с биографией простого русского портретиста Боровиковского. Разве только скитания и отсутствие семьи – схожие штрихи их жизни. Но кто из великих не путешествовал и не жил вдали от близких?
«Кто знает все, тот может все» – знаменитая фраза Леонардо. И, судя по тому, что в знаниях он опередил свое время минимум на три столетия, это не просто слова.
С этой мыслью смотрит на нас глазами автора одна из его последних и любимых героинь его картин – Джоконда.
Чтобы повторить глубину этого выражения на холсте, надо как минимум видеть будущее на сотни лет вперед.
Глава Союза художников Подмосковья: о Серове, Ван Гоге и современном искусстве >>
Портрет Лопухиной
В 1797 году сорокалетний Боровиковский уже все понимал о себе, личная жизнь его была определена, будущее – тревожно. Мысли об этом обуревали его, когда с кистью и красками стоял он перед мольбертом, переводя взгляд на полотно с лица очаровательной Марии Лопухиной.
Стиль его картин в то время был на пике популярности. Многие европейские художники писали женские портреты по шаблону: собранные в греческую прическу волосы, белое платье-туника, поясок или накидка небесно-голубого цвета…
Работы Владимира Боровиковского отличались от простоватых и даже корявых европейских портретов. Они не выходили за рамки стиля, но были в них и жизнь и движение.
Неудивительно, что егермейстер при дворе Павла I, двадцативосьмилетний Степан Лопухин, заказал к свадьбе портрет невесты, Марии Толстой, у знаменитого художника именно в такой, восхищавшей свет, сентиментальной манере.
Что сочеталось в этой девушке, которая была на 10 лет моложе жениха? Хрупкость, неопытность, избалованность богатой жизнью, страдания из-за невозможности самой решить свою судьбу, ведь замуж ее выдавали против воли, а, возможно, и укрощенный бешеный нрав, ведь ее родным братом был известный бретер и скандалист Федор Толстой, прозванный «Американцем». В 24 года Мария Лопухина умерла от чахотки, так и не став матерью.
Что-то тревожное предугадал в ней художник. Ни в одной другой своей работе он не воплотил столько человеческих чувств и живописных сочетаний. Цвета одежды рифмуются с васильками, стволами берез, струящаяся накидка – с увядающими розами. Мимолетность позы как мимолетность жизни. И именно естественность, так редкая тогда в живописи, покоряет зрителя.
Ни до, ни после Боровиковский не создал ничего подобного, хотя писать в такой манере продолжал еще много лет.
Дом мужа Лопухиной был открыт для гостей. Многие восхищались прекрасным портретом, наслаждались досужими размышлениями о несчастной судьбе и болезни графини, а вскоре о портрете поползла недобрая слава. Стали говорить, что юные девушки, долго рассматривавшие его, умирали. Слухи разнеслись по всей округе и портрет «сослали» в дальнее имение, где его спустя 80 лет случайно приметил Павел Третьяков.
И вот теперь эту, небольшую совсем, картину может увидеть любой посетитель Третьяковской галереи.
Гармоничный и выразительный, портрет растиражирован на обложках блокнотов, постерах и других сувенирах. Он действительно знаменит. Его сравнивают с Моной Лизой на уроках искусствоведения. Странная, нездешняя улыбка девушки, грусть в глазах, полуоборот фигуры, опущенные руки, нереалистичный пейзаж дальнего плана.
Но Джоконда спокойна. Взгляд ее, уверенный, человека, знающего тайну. Позади дорога, ведущая из монохромного мира прошлого. Она пришла в эту жизнь и понимает, что было до.
Мария стоит перед будущим, с такой же неуловимой улыбкой, но за ней она прячет тревогу и внутренний трепет. Позади стена, все впереди. Что впереди?