Театр ФЭСТ: где «висит» Чехов и где прячется режиссер

Театр ФЭСТ: где «висит» Чехов и где прячется режиссер
Истории

У мытищинского Театра драмы и комедии "ФЭСТ" уникальная история – он создавался по сути инженерами, выпускниками Лесотехнического института (ФЭСТ – название факультета). В 80-х они играли в студенческом театральном кружке, а в 90-х коллективно окончили знаменитую "Щепку". В Щепкинское театральное училище их зачислили целой группой – случай беспрецедентный – на курс приняли сразу 14 человек. Корреспонденты портала "В Подмосковье" побывали на премьере и узнали, сложно ли рассмешить зрителя и что такое "адовая" репетиция, а также заглянули в реквизиторскую и костюмерную, и узнали, что едят актеры на сцене.

Анонсы культурных событий будут размещать на сайте "Парки Подмосковья">>

"Здесь у нас висит Чехов"

В репертуаре театра "ФЭСТ" - около 40 спектаклей, в том числе детские, и к каждому – свои костюмы. Они хранятся в специальном хранилище. На вешалках рядами вплотную друг к другу висят платья, пиджаки, брюки, на полках лежат всевозможные шляпки, вуальки и другие головные уборы, стоит обувь в коробках. Чтобы костюмерам легче была ориентироваться, костюмы разбиты по спектаклям, к каждому есть свой "указатель" с названием постановки.

"Здесь у нас "Приходите в гости", потом Чехов висит, дальше – две комедии", - показывает костюмер Наталья Васильевна. Она также демонстрирует золотые платья из "Летучей мыши", здесь же "Волки и овцы" Островского, "Тень" по Шварцу…

Обувь иногда тоже делают на заказ. Например, в театре есть очень миниатюрная актриса Катя Коровкина, для нее обувь не купишь.

По словам костюмера, для этой работы требуется хорошая память и крепкое здоровье – ведь по ходу спектакля нужно переодевать актеров, и все время быть на ногах.

К каждой премьере отшивают новые костюмы – под них освобождается место в костюмерной, иногда что-то переделывают из старых. Списанные костюмы из спектаклей, которые уже не играются, хранят в запаснике, в отдельном помещении. В театре нет своего пошивочного цеха, так что костюмы чаще всего шьют на заказ.

Фестиваль "Театр кукол - без границ" впервые пройдет в регионе 20-23 мая>>

Все по Станиславскому!

Спектакль начинается в 19.00, а в 14.00-15.00 уже должен быть готов реквизит. Реквизит – это важная часть постановки, это то, что является украшением сцены, то, что в руках у актера.

"Например, сегодня у главного героя будет чай. Ему выносят поднос, на нем стоит чайник, сахарница, чашки с блюдцами, чайные ложки, щипчики для сахара, ваза со сладостями – это все реквизит", - рассказывает зав. реквизиторским цехом театра "ФЭСТ".

Работа реквизитора очень ответственная. "Представьте себе – я не положила карандаш в ящик стола. Актер открывает ящик – и не видит карандаша… Ему нечем писать! Срывается целая сцена!", - подчеркивает собеседница портала, добавив, что актеры тоже все проверяют перед спектаклем, на всякий случай.

В театре много спектаклей с бытовыми сценами. Например, знаменитая "Касатка", которая с аншлагами идет уже почти 15 лет. Там свадьба, и нужно накрыть целый стол в стиле помещичьей усадьбы. "Разве можно на стол в "Касатку" поставить электрический самовар?", - восклицает реквизитор.

По ее словам, еда на сцене всегда настоящая – помидоры, огурцы, бутерброды с колбасой. Иначе зритель не поверит. Ведь у актеров есть такое выражение: маленькая ложь рождает большое недоверие.

Реквизит стараются собрать подлинный – его ищут на блошиных рынках, раньше собирали на знаменитом Измайловском рынке в Москве. В каждом спектакле декорации, костюмы, реквизит – это авторская работа художника, и службы театра воплощают это. Что-то покупается, что-то создают бутафоры, если не находится то, что нужно.

"У нас все по Станиславскому – максимально приближено к действительности", - резюмирует реквизитор.

Здесь же в реквизиторской, под потолком, в клетках висят чучела птиц. "Эти играют в Тургеневе, а эти – в "Призраках", - поясняет реквизитор.

Московский губернский театр может поехать на гастроли в Крым в 2015 году>>

"Адовая" репетиция

"Сегодня я рискнул и объявил сбор в 17.00, то есть всего за два часа до спектакля, как на обычные репертуарные спектакли. Посмотрим, что из этого получится", - говорит художественный руководитель театра, главный режиссер, Заслуженный артист РФ Игорь Шаповалов.

Если актеры начинают гримироваться слишком рано, они устают, объясняет он.

Подготовка спектакля – это большая многоступенчатая работа. Сначала репетируются фрагменты, потом сцены, потом идет прогон больших кусков, потом возвращаемся к эпизодам, отрабатываем детали, затем – акты, и общий прогон спектакля, рассказывает Шаповалов.

В преддверии премьеры, обычно за несколько дней, проходит "адовая" репетиция. Когда все уже сведено воедино – декорации, костюмы, свет, звук – нужно пройти по всем мелочам. Это отработка мельчайших деталей. Например, поварешку нужно держать не в левой руке, а в правой, а фонограмма должна быть на полградуса тише и т.д. Она потому и называется "адовой" - такая репетиция может длиться с 12 часов дня и до 12-ти ночи, объясняет режиссер.

Коломенскую пастилу признали официальной сладостью Года культуры>>

Где прячется режиссер

"Каждый режиссер по-своему сходит с ума. Кто-то во время премьеры ходит кругами вокруг театра. Я обычно смотрю из зала с самого последнего ряда. Я волей-неволей проигрываю с актерами спектакль, и если я буду на глазах у зрителей, то могу отвлечь их внимание на себя. Поэтому я стараюсь найти уголок в зале, чтобы не привлекать внимание, хотя иногда, бывает, не вовремя засмеюсь…", - рассказывает худрук.

По его словам, все становится понятно при первом же соприкосновении со зрителем – это момент истины. "Если ты угадал – смеются там, где ты планировал, замирают там, где ты планировал, ахают там, где ты планировал – значит, все хорошо", - говорит Шаповалов.

"После каждой премьеры актеры устраивают небольшой "сабантуйчик", во время которого поздравляют друг друга и устраивают разбор полетов. Премьеры смотрят «всем театром», коллеги оценивают работу друг друга, чтобы что-то доработать. Так принято", - рассказывает актер Валерий Бездетко, исполнитель роли спортсмена-массажиста Филиппа Дюбуа в "Оскаре".

Постановочная группа, помимо актеров, включает около 20 человек. Это световики, звуковики, монтировщики, художники по костюмам и по декорациям, реквизиторы, костюмеры, композитор, балетмейстер, педагоги по пластике и по вокалу. Чаще всего для конкретной постановки педагогов привлекают со стороны, например, по сценическому бою или балетной пластике, то есть они не в штате театра, рассказывает худрук.

В театре – сложившийся коллектив. Старый костяк труппы, с которого начинался театр, почти полностью остался работать в театре, также в театр приходят и молодые актеры из "Славянки", "Щепки", ВГИКа.

Подмосковье и Крым будут сотрудничать в сфере культуры - власти>>

Зритель попросил комедию

Новая постановка театра – это комедия положений "Оскар" Клода Манье. Комедия положений сейчас – как нельзя кстати, уверен худрук Игорь Шаповалов.

"Когда хороша комедия положений? Когда есть момент каких-то сложных жизненных ситуаций, каких-то разочарований, психологического напряжения. Сейчас неслучайно такой спрос на различные комедийные шоу, и комедия положений – это очень хорошее лекарство от стресса", - объясняет он.

По его словам новая пьеса полностью продиктована пожеланиями зрителей. "Мы активно пользуемся соцсетями, общаемся с нашими зрителями и поклонниками. И в последнее время очень активно высказывалось пожелание комедии. Неслучайно наш театр – драмы и комедии, то есть комедия выделена отдельной строкой, и комедии нам обычно удаются. Бывают трагикомедии, бывают музыкальные, и комедии положений", - уточнил он.

По его словам, "Оскар" – это идеальный, "рафинированный" пример французской комедии положений 60-х годов, когда этот жанр достиг своего апогея, когда появились такие мастера комедии положений, как Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жерар Депадье.

Но в этом жанре есть своя опасность: когда ее читаешь – безумно смешно, а когда ставишь – тут уже вопрос, удастся – не удастся. Это как экранизация анекдота: рассказываешь – смешно, а попробуй его сыграй! Удастся точно найти ходы, природу смеха, которая заключается в каждой отдельной шутке и все это завяжется в единый узел – тогда будет смешно.

В этот раз все удалось – зал смеялся почти без остановки.

В среднем спектакль репетируется около полугода, но бывает и меньше. "Оскара" поставили буквально за два с лишним месяца. Если сдача постановки по каким-то причинам откладывается – это плохо: материал начинает "закисать, когда не подпитывается дыханием зрительского зала", объясняет худрук.

Основная масса зрителей – Мытищи, Королев, Пушкино, северо-восток Москвы, много групп приезжает из Сергиева Посада целыми автобусами. В театре очень ждут открытия метро в Мытищах – тогда зрителям проще будет добираться.

Стоимость билетов: от 300 до 900 рублей

Адрес: Московская область, г. Мытищи, ул. Щербакова, д. 6А

Как добраться: на электричке от Ярославского вокзала до станции Мытищи, далее маршрутное такси №4 до остановки "Театр ФЭСТ"; от станции метро "Медведково" (последний вагон из центра) маршрутное такси №199 до остановки "Театр ФЭСТ"

Татьяна КЕЖАЕВА