Старые фабрики Подмосковья: модерн для рабочих, Биг Бен и другие
В прошлом веке на фабриках Подмосковья сколачивали состояния и проводили смелые строительные и культурные эксперименты. Сегодня же многие из них закрыты. Корреспондент портала "В Подмосковье" посетила индустриальные здания в Орехово-Зуево, Ногинске и Серпухове и выяснила, почему водонапорную башню сравнивают с Биг Беном, в каких казармах до сих пор живут люди и что сегодня напоминает о морозовской стачке 1885 года.
Орехово-Зуево: готика и Биг Бен
В подмосковном Орехово-Зуево до сих пор можно увидеть индустриальные здания XIX-XX веков. Например, фабрику семьи Зиминых в 1-ом Подгорном проезде, которая является образцом готической архитектуры: узкие окна, многочисленные башенки и надстройки.
Каждому городу МО подберут собственный архитектурный облик - власти>>
Фабрика была построена в 60-е годы XIX века и специализировалась на бумагопрядильном производстве. После революции и национализации ее объединили с другими городскими текстильными фабриками в трест. А по окончании Великой Отечественной войны она вошла в состав Ореховского хлопчатобумажного комбината. Сейчас большинство помещений, относящихся к фабрике, пустуют.
А самым известным примером промышленной архитектуры в Орехово-Зуево является фабрика Морозовых, расположенная в самом центре города.
В конце XVII века крестьянин-старообрядец Савва Васильевич Морозов организовал небольшую мастерскую по производству шелковых лент. Постепенно производство росло и через несколько десятилетий в Орехово-Зуево заработало уже несколько текстильных фабрик. При фабриках были построены казармы для рабочих, которые можно до сих пор увидеть в районе платформы Крутое и на улице Сухоборская. В некоторых зданиях и сейчас живут люди, однако большинство казарм пустуют и среди молодежи называются "заброшками".
Один день на фабрике "Федоскино": как создаются расписные шкатулки: ФОТОЛЕНТА>>
Специально для обслуживания казарм в 1896 году на улице Бугрова была построена водонапорная башня. При этом Морозовы заказали у московской фабрики Корунова часы, и на водонапорной башне появилась надстройка, с четырех сторон которой были установлены циферблаты. Ежедневно часы возвещали о начале трудового дня. А специальный человек заводил их ключом каждую неделю.
Эти часы считаются первыми общественными часами в городе, и из-за внешнего сходства их даже иногда сравнивают с лондонским Биг Беном. Однако увидеть часы сегодня можно только на фотографиях. В 1977 году в башне произошел пожар, во время которого часы были разрушены. Сама же башня сохранилась.
На территории казарм также находился театр. Он был открыт в 1912 году и внешне очень походил на здание театра имени А.П. Чехова в Москве, что не было случайностью, ведь именно Савва Тимофеевич Морозов был инициаторов строительства нового театрального здания МХТ в Камергерском переулке. Сейчас в здании театра работает культурно-досуговый центр.
Несмотря на обустроенный быт, конфликты между руководством фабрики и рабочими все же случались. Ярким примером является морозовская стачка 1885 года.
Сегодня на улице Двор Стачки можно увидеть памятник "Борцам революции", который был установлен в 1923 году в память о забастовке. Здесь же расположено двухэтажное здание правления фабрики, где 7 января и началось протестное движение. Сейчас в этом здании находятся многочисленные офисы и кафе, а рядом с мемориальными табличками на фасаде появились кондиционеры и рекламные плакаты.
Ногинский модерн
Текстильная фабрика в Ногинске также принадлежала семье Морозовых. На Индустриальной улице города до сих пор можно увидеть здание Новоткацкой фабрики Богородско-Глуховской мануфактуры из красного кирпича, которое было построено в 1907 году. Во время строительства была разработана специальная система кондиционирования, а на потолке были установлены конструкции, напоминающие стеклянные коробки, от которых исходил яркий свет. Эти новшества были призваны облегчить ежедневный труд рабочих.
Один день на фабрике климовской деревянной игрушки: ФОТОЛЕНТА>>
Именно здесь в свое время снимался фильм "Светлый путь" с Любовью Орловой. Сейчас помещения фабрики сдаются под склады.
На улице 8 Марта, расположены бывшие общежития для рабочих – четырехэтажные здания в стиле модерн. При строительстве в них была предусмотрена вентиляция, канализация и даже прачечная. В одном из зданий до сих пор живут люди, а остальные занимает психоневрологический диспансер.
Здания, относящиеся к фабрике, также можно найти и на Санаторной улице. Здесь расположены бывшие дома служащих – деревянные домики, с резными башенками и крылечками, предназначенные когда-то для работников фабрики.
В поисках ногинского модерна также стоит посетить две морозовские школы: бывшую школу для детей фабричных рабочих на улице 8 Марта, где сейчас находится городская школа № 10, и здание женской гимназии на Советской улице, где сейчас расположена школа № 2. Оба здания построены из красного кирпича, а фасады украшены лепниной, майоликовыми фризами и даже мозаикой.
"Серпуховский текстиль"
Примером промышленной архитектуры в Серпухове является фабрика семьи Коншиных, основанная в середине XVIII века Петром Коншиным и специализировавшаяся на производстве полотна и парусины. В 1805 году фабрика перешла на бумаготкацкое и ситценабирное производство и получила название "Старая мыза". Ее владельцем на тот момент являлся внук Петра Коншина – Петр Филиппович.
Со временем фабрика стала крупнейшим производителем в своей отрасли. Например, в 1831 году изделия "Старой мызы" получили высшую награду на московской промышленной выставке. С фабрикой сотрудничали предприниматель Николый Второв и немецкий купец Людвиг Кноп.
Рейтинг архитектурной доступности музеев Подмосковья>>
Коншины возглавляли фабрику вплоть до 1918 года, когда в соответствии с декретом о национализации она перешла государству. В советское время фабрика была переименованы в "Красный текстильщик" и "Серпуховский текстиль" и проработала до кризиса 2009 года.
Сегодня фабрика закрыта, но взглянуть на нее можно, пройдя по направлению к реке Наре до пересечения улицы Красный текстильщик с Пролетарской.
Историки и краеведы с грустью вспоминают о заброшенной фабрике, ведь, как гласит пословица, дом без хозяина - сирота. По словам соискателя на степень кандидата исторических наук Дмитрия Беззубцева, здание находится в катастрофическом состоянии, оно полностью заброшено и постепенно разрушается, хотя и представляет культурную и историческую ценность.
Светлана КОНДРАТЬЕВА