Рижское направление МЖД глазами пассажиров: попутчики с котлетами и самый тихий вокзал

Рижское направление МЖД глазами пассажиров: попутчики с котлетами и самый тихий вокзал
Истории

Электрички – незаменимый транспорт для жителей Московской области, который связывает с Москвой самые удаленные точки региона. Многие жители области проводят в электричках по 3-4 часа ежедневно, так что они стали для них вторым домом. Однако условия проезда не всегда удовлетворяют пассажиров – традиционно с электропоездами связано много баек. Пассажиры Рижского направления МЖД рассказали РИАМО про новые поезда, попутчиков, торговцев, контролеров и другие реалии поездок.

Самый спокойный вокзал

Пути пригородных поездов проходят через центр Москвы и уходят далеко в область. Рижский вокзал – самый спокойный и интеллигентный в столице: он маленький, чистый, здесь нет очередей в кассы и толп. Это и понятно – в день с вокзала отправляется всего около 20 электричек и два поезда дальнего следования – отсюда можно уехать в Ригу, Великие Луки и Псков. Вокзал настолько свободный, что в здании даже работает детская студия.

Для пассажиров, которые едут в область, есть отдельная платформа. Купить билеты можно в кассе у выхода на платформу или в билетных автоматах.

Рижское направление уходит на запад Подмосковья – через Красногорск, Дедовск, Истру, Волоколамск до станции Шаховская, которая находится на границе Московской и Тверской области. Отрезок пути составляет около 155 км. Считается, что это наименее загруженное направление железной дороги.

Пассажиры, которые часто пользуются этим направлением, поделились с корреспондентом РИАМО своими «путевыми заметками».

Прыгаю с платформы ради айфона: почему пассажиры подмосковных электричек не платят за проезд>>

Вежливые контролеры и туалеты без бумаги

Андрей, 32 года, IT-специалист:

«Я езжу на электричках довольно давно – около 20 лет. Сначала – в школу, потом в университет, теперь на работу. В последнее время на Рижском направлении стало больше новых электропоездов класса «Стандарт плюс» – примерно 70% новых и 30% старых. Парк электричек обновлен, и это радует.

А вот с кем столкнешься в вагоне – зависит от времени суток. В часы пик, с 7 до 9 или с 18 до 20-ти, в основном приличные люди, которые едут на работу или с работы. Днем можно встретить студентов с пивом. Бомжи есть всегда, но поезда патрулируются охраной, которая их выгоняет. После 22 часов уже можно столкнуться с выпивающей публикой, встречается агрессия, недружелюбно настроенные граждане. За это не люблю ночные электрички.

Торговли, на мой взгляд, стало меньше, чем несколько лет назад. Опять же зависит от времени: когда вагон набит битком – особо не пройдешь. Контролеров в час пик тоже мало, они работают вежливо.

Кроме того, что парк электропоездов обновился, особой разницы между тем, что было десять лет и сейчас, не вижу. В новых поездах в целом комфортно. В старых поездах зимой ужасно греет печка, если она вообще работает.

Воспользоваться туалетом в новых поездах можно, но бумаги или мыла почти никогда нет. В старых составах они часто вообще закрыты. Москва – санитарная зона, и в черте города можно пользоваться только биотуалетами».

Что бесит москвичей ранней весной>>

Длинные перерывы и котлеты вместо шаурмы

Алла, 35 лет, преподаватель:

«Самое неудобное на Рижском направлении – это перерывы между электричками! Днем в будни по два часа перерыв. В утренний час пик поезда забиты до предела, даже в тамбур не зайдешь, а в течение дня перерывы по 30-40 минут. Если идет экспресс, то он не останавливается на нужной станции. Очень часто происходят обрывы электропроводов, из-за чего электрички стоят по часу и больше между остановками.

На дальние расстояния до сих пор ходят старые электрички с деревянными сидениями и не открывающимися окнами. Весной и летом, когда окна открыты, на сиденьях оседает грязь и пыль. В новых электричках тамбуры чистые, широкие, в старых часто открывается только одна дверь, и нужна немалая сила, чтобы открыть дверь в вагон. Кондиционеры в новых электричках работают иногда даже слишком сильно. В старых составах летом очень душно. Приятно, что теперь никто не курит в тамбурах!

Пассажиры разные. Кроме обычных граждан, которые едут на работу и учебу, можно встретить бабушку, которая поет песню про маму, инвалидов по слуху, которые продают свои поделки, мошенников, которые представляются благотворительным фондом, музыкантов и просто попрошаек.

Давно не видела, чтобы ели шаурму, а вот попутчики с котлетами встречались.

В летний период в поездах можно купить воду, мороженое, зимой – открытки от Деда Мороза. В остальное время продают стандартный набор: носки, батарейки, пластыри, занавески, книги, календари, зонты.

Контролеры очень вежливые и приветливые. При этом неоднократно видела, как контролер не проходит всю электричку, а остается в одном вагоне.

Платформы стали более приспособленными для людей. Например, Красногорскую зимой стали чистить от наледи и снега, но не всегда».

Контролер электрички: «Зайцами бывают даже женщины в дорогих шубах»>>

Тесный контакт и банкет на газетке

Ирина, 30 лет, журналист:

«Электричка – это самый удобный транспорт для тех, кто живет в Подмосковье, а работает в Москве. Не представляю, как бы я жила, если бы мне пришлось добираться до ближайшего метро на машине или на автобусе.

Сейчас по нашему направлению ходит много новых поездов, облагородили платформы, многие отремонтировали в прошлом году, перед ЧМ по футболу. Думаю, что и составы обновили в связи с этим событием.

В новых поездах очень маленькое расстояние между сидениями: почти что соприкасаешься коленями с человеком напротив.

Встречаются и старые поезда, но очень редко. Раздражает, что в старых составах двери могут не закрыться. Люди, стоящие в тамбуре, продуваются ветром с улицы.

Покупать билеты удобно, особенно с появлением автоматов: очередей в кассы теперь нет. Но с автоматом надо быть внимательнее – у них бывает технический сбой. Например, покупаешь билет до Тушино, а он печатает «Трикотажную».

Если едешь в час пик утром – народ смурной и заспанный. Очень много студентов, так как около «Ленинградской» находится МАИ и много других университетов – Строгановка, пищевой пр.

Зайти утром в тамбур – это квест, особенно, если поезд издалека, от Волоколамска или Шаховской.

Скорее всего будешь стоять в тамбуре неестественной позе, истекая потом, до ближайшей крупной станции – «Тушино». Дальше уже свободнее.

Шаурмы и пива я давно не видела, но если ехать в область, то там еще можно встретить банкет на газетке, а то и спальное место прямо на сидении.

Бомжей почти нет, а вот торговли меньше не стало. Помню милого дедушку, который всегда приносил пассажиром свежие газеты и журналы. Купить можно обложки для документов, носки, книги, ненужные фигурки от глухонемых.

Если ездить днем, то можно послушать целый концерт. Музыкантов на Рижском направлении много: флейта, скрипка, поющая бабушка, разные группы со своими песнями и каверами.

Попрошаек тоже много разных мастей: беременные, с Донбасса, те, кому нужны деньги на операцию, священники, которые собирают пожертвования на храм, молодые ребята, которых набрали, чтобы приставать к пассажирам якобы от благотворительного фонда.

Правда, за последние пять лет очень изменилась работа контролеров: у них новая чистая форма, они очень вежливы и неконфликтны, даже улыбаются.

В переходе на станции «Павшино» стоят продавцы с фруктами, рюкзаками, очками, духами – назад в 90-е.

Павшино – травмоопасная станция. На моей памяти – около 10 смертельных случаев за 15 лет. Когда-то тут был деревянный настил через пути, но его убрали. Чтобы не идти через переход, люди по-прежнему прыгают с платформы, где останавливается головной вагон, и идут через рельсы. Однажды моя мама пошла по короткому пути и на рельсах увидела половину человека.

Но русского человека не победить – сколько бы ни ставили длинных составов, решеток, заборов, все равно мы пройдем там, где быстрее. Думаю, здесь нужно построить либо мост, либо поставить турникеты, на худой конец, вернуть тот же настил».

Как выжить в подмосковной электричке>>