Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы

Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
Истории

Авторская рубрика РИАМО посвящена истории живописи, самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет о том, кому из известных живописцев принадлежат хрестоматийные портреты Ленина, и почему другие картины с изображением вождя остались неизвестными.

7 ноября 2017 года исполняется ровно 100 лет со дня Октябрьской революции в России, идейным вдохновителем которой был Владимир (Ульянов) Ленин. Несмотря на то, что советская эпоха уже давно закончилась, до сих пор почти в каждом, даже самом маленьком российском городке, есть улица Ленина, а на центральных площадях стоят памятники вождю, и еще три десятилетия назад канонический портрет Владимира Ильича висел в кабинете каждого чиновника. Что это были за портреты, когда и как они появились, кто их авторы?

Смотрите «Истории о живописи от Ольги Шараповой» на YouTube канале>>

Парижский портрет Ленина

Известен чуть ли не единственный портрет Ильича, написанный до революции. Тогда будущий вождь мирового пролетариата скрывался на конспиративных квартирах, ездил по Европе инкогнито и никогда не позировал художникам. Он не хотел афишировать свое лицо и всячески избегал даже фотокамер.

Этот случайно дошедший до нас портрет 1910 года был написан в парижском кафе «Клозери де Лила» на бульваре Монпарнас художником Эмилем Бернаром.

С тех времен остались лишь редкие фотографии, карандашные наброски соратников революционера, но все это не заменит живописные портреты, написанные маслом на холсте.

Хрестоматийный Ленин

Массовые портреты Ленина появились уже после Великой Октябрьской революции. Они последовали сразу за серией профессиональных фотосессий. Знаменитый фотограф Моисей Наппельбаум провел всего одну фотосессию с Владимиром Лениным, но результат вошел историю. Наппельбаум представил вождю снимок, ставший хрестоматийным. Именно по нему впоследствии создавались многие живописные портреты Ленина.

Начиная с 1920 года художников стали приглашать специально в рабочий кабинет Ильича в Кремле. После этого были написаны графические и живописные работы Натана Альтмана, Георгия Верейского и Исаака Пастернака.

Позже вождя стал писать Исаак Бродский – создатель целой живописной ленинианы. Именно этот знаменитый художник точно нащупал два основных направления в развитии образа Ленина: это пламенный революционер и простой и скромный человек, участливый собеседник.

Неофициальный Ленин

Картины Бродского стали прообразами многих последующих работ, написанных не с натуры. В дальнейшем сотни картин, героем которых был Владимир Ленин, писались по фотографиям и канонических образам, созданным художниками под личным надзором вождя.

Портреты Ленина писали такие знаменитости, как Николай Фешин и Игорь Грабарь, но официальными эти работы признаны не были и широкому кругу зрителей неизвестны.

Правда, специалисты утверждают, что этот портрет Фешин написал по фотографии, и сам художник ни разу не видел Владимира Ленина.

Игорь Грабарь не был знаком с Лениным, но видел его много раз, так как его реставрационная мастерская располагалась в Кремле.

«Ясно помню желтовато-серый цвет ленинского лица, русую с рыжеватостью бородку и усы, темные круги около глаз, пропорции фигуры, походку, засунутые в карманы руки», - вспоминал художник.

Неканоническим портретом Ленина отличился и Кузьма Петров-Водкин, автор знаменитого полотна «Купание красного коня».

Этот портрет не был одобрен официальной властью.

Художник Александр Герасимов, создавший один из самых известных образов вождя, тоже видел Ленина всего пару раз в жизни. Герасимов много раз переписывал эту картину, изучал десятки фотографий и скульптур Ленина, прежде чем завершил работу, замысел которой вынашивал 10 лет.

На протяжении всей советской эпохи художники, талантливые и не очень, не оставляли тему революции и образ Ленина как ее символ. «Ленин и дети», «Ленин и рабочие», «Ленин на трибуне» - все эти сюжеты перепевались до конца 1980-х годов.

После краха советского строя интерес к образу Ленина практически исчез, и это, конечно, не удивительно. Но любому обществу свойственно иногда идеализировать свое прошлое, недаром постепенно возвращается интерес ко всему советскому, и кто знает, возможно, через некоторое время новое поколение художников снова вернется к фигуре Владимира Ильича.

Мавзолей Ленина: как бальзамируют и переодевают вождя>>