Путешествие в Рузский район: дворянские гнезда, где кипели страсти
Материал подготовлен Рузским ИА>>
На юге Рузского района Подмосковья, буквально в 20 километрах друг от друга расположены архитектурные памятники федерального значения. Села Архангельское и Богородское тесно связаны с историей эпохи Петра I, а судьбы их именитых хозяев чрезвычайно интересны. Корреспондент Рузского информагентства составила маршрут по местам, которые своей красотой и особой атмосферой до сих пор вдохновляют поэтов и художников.
Двухсотлетние липы и дом невиданной красы в усадьбе Волынщина-Полуэктово>>
Неравный брак
Примерно в 27 километрах к юго-востоку от Рузы раскинулось село Архангельское. Главной его достопримечательностью является храм, спроектированный и построенный архитектором Бове. Тем самым, который строил Большой и Малый театры в Москве, Манеж, Триумфальную арку. Храм в Архангельском, по признанию специалистов, принадлежит к лучшим творениям зодчего и внесен в список объектов культуры федерального значения.
В середине XVII века Архангельское было вотчиной дворян Болтиных, ведущих свой род от татарина Кутлубуга, приехавшего в Московию в первой половине XIV столетия из Большой Орды и крестившегося Георгием. Его потомки служили при дворе, были послами, воеводами. С начала XIII века Архангельское переходит во владение князей Трубецких, которые вошли в историю России как военачальники, дипломаты, ученые, декабристы.
В 1813-м, после гибели под Лейпцигом Алексея Ивановича Трубецкого - внука двоюродной сестры Петра I Анны Нарышкиной, село и дом в Москве унаследовала его вдова Авдотья Трубецкая. Она была дочерью профессора Семена Гурьева, автора первого в России учебника по высшей математике «Дифференциальное и интегральное исчисление», кораблестроителя, талантливого педагога и ученого.
Авдотья Семеновна выросла в интеллигентной дворянской семье и привыкла к общению с людьми творческих профессий. Когда она через 5 лет вдовства вторично вышла замуж за архитектора Осипа Ивановича Бове, то свет бурлил от негодования. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, выходит замуж за архитектора! Хотя император Петр I перевел архитекторов из мужиков в чиновники, а «Табель о рангах» позволяла выслужить дворянство – достижением 8-го класса, все же разница между супругами Бове была огромна. Сын неаполитанского художника стал обладателем многих поместий, а Трубецкая лишилась княжеского титула, чтобы писаться чиновницей 7-го класса, то есть женой недавнего дворянина.
Усадьба «Марфино», где выращивали ананасы и разводили белых медведей>>
Храм Бове в Архангельском
Осип Иванович переехал во владение жены, где выстроил дом и удивительной красоты церковь Архангела Михаила, разбил парк. В усадьбу вела аллея из лиственниц. До наших дней сохранилась изгородь из акации, боярышника и девичьего винограда, липы и сосны. Из усадьбы открывается живописный вид на долину реки Тарусы и смешанный лес.
Храм-ротонда в стиле ампир стоит на склоне у реки Тарусы. Он принадлежит к лучшим произведениям зодчего и выдающимся памятникам своего времени. Долгие годы храм был заброшен, но сейчас восстанавливается.
Композиция церкви Архангела Михаила – трехчастно-осевая, классическая для XVIII-XIX веков. Весь облик церкви сводится к сдержанному, скромному декору. В ней практически во всех деталях присутствуют округлые формы, за исключением низенькой трапезной. В трапезной были устроены два придела – Михаило-Архангельский и Покровский. Главный придел – Спаса Нерукотворного Образа – помещается в восточной части ротонды.
В этом браке по любви, но, к сожалению, очень недолгом, у Авдотьи Семеновны и Осипа Ивановича родилось четверо детей. Умер Бове в расцвете творческих сил 15 июня 1834 года и был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.
А храм в Архангельском постигла печальная участь: в 1937-м он был закрыт, использовался как клуб, потом как склад. Лишь в 1996 году храм передали церковной общине, начались регулярные богослужения и восстановительные работы. Сейчас храм снаружи полностью отреставрирован.
Подмосковные усадьбы - от классицизма до неоготики>>
Домик поэта
Этой церкви посвятил стихи поэт 20 века Николай Дмитриев, который родился в Архангельском:
Ей хорошо среди покоя,
На рыжей ласковой траве.
Ее один француз построил
С чудной фамилией – Бове.
Она столетья простояла,
Крестом цепляя облака,
И почему-то вспоминала
Не иностранца – мужика <…>
Домик, где прошло детство поэта, находится рядом с храмом. Он нуждается в реконструкции, но к нему любят приезжать местные поэты и художники. Члены литературного клуба имени Дмитриева устраивают здесь чтения своих произведений, диспуты, творческие встречи. В 2014-м году это литературное объединение стало лауреатом премии губернатора «Наше Подмосковье». Стихи и картины рождаются в этом особенном месте сами собой.
Места с историей: усадьба Пушкина Большие Вяземы>>
Усадьба сподвижника Петра I
На берегу реки Истьмы расположилось еще одно древнее село – Богородское. Первые упоминания о нем относятся к XVII веку. Согласно дозорным книгам, Богородское тогда принадлежало окольничему Александру Севастьяновичу Хитрово, а 1713 года перешло во владение его внучки Анны Федоровны Хитрово, выданной замуж за Павла Ягужинского.
Первый в истории государства Российского генерал-прокурор граф Павел Иванович Ягужинский родился в семье бедного литовского органиста. В 1701 году Петр I, завороженный образной, красивой речью, умом и выдающимися способностями юноши, зачислил его в Преображенский полк, а затем пожаловал в денщики. С этого времени начинается стремительная и блестящая карьера Ягужинского. В 27 лет он уже камер-юнкер и капитан Преображенского полка, затем - генерал-адъютант, генерал-майор и генерал-лейтенант. Прекрасно владевший несколькими иностранными языками, умный и ловкий, он выполнял важные дипломатические поручения Петра I: вел переговоры с королями Дании и Пруссии, участвовал в ряде конгрессов, часто сопровождал царя в заграничных поездках.
Ягужинский довольно быстро занял ключевые позиции в государственных делах, играя, по существу, роль второго лица в империи после Петра I. Князь Меншиков «от души ненавидел его».
В молодости Ягужинский имел репутацию веселого собеседника, весельчака и неутомимого танцора, а также «царя всех балов». Ни одна ассамблея не обходилась без его присутствия, и если, подвыпив, он пускался плясать, то плясал до упаду. Жил Ягужинский на широкую ногу, тратясь на обстановку, на слуг, выезды. Сам Петр Великий, нуждаясь в роскошных каретах для торжественных приемов, не раз временно брал их у Ягужинского.
Брак Ягужинского с богатой и родовитой наследницей Хитрово, состоявшийся при участии самого Петра I, оказался неудачным. Ягужинский, сопровождая императора, был часто в разъездах, а жена его не могла похвастаться примерным поведением: «ночевала Бог знает где, даже в избе своего же садовника, вела знакомство со многими дамами непотребными и подозрительными, бродила вне дома раздетая, скакала «сорокой», ворвалась в церковь, оскорбляла священнослужителя и метала на пол священные предметы».
В 1721 году на свадьбе Трубецкого произошла публичная ссора Ягужинского с супругой. По церемониалу она должна была танцевать с мужем, но отказалась. Вскоре Анна Федоровна была помещена в один из московских монастырей, и Ягужинский, отчасти по настоянию Петра, обратился в Синод с просьбой о расторжении брака. Это был один из первых в России бракоразводных процессов. Историки утверждают, что еще до начала развода Ягужинскому была подыскана видная невеста – одна из дочерей великого канцлера Головкина, видного дипломата петровской эпохи, сподвижника царя. Разрешение на развод последовало 21 августа 1723 года, а уже 10 ноября Петербург праздновал пышную свадьбу.
Прогулка в Иосифо-Волоцкий монастырь: где снимали кино и каялись опричники>>
Церковь в Богородском
Богородским позже владели Лопухины и Головины. Но наивысшего расцвета усадьба достигла в первой четверти XIX века, когда она принадлежала графу Дмитрию Александровичу Гурьеву, министру финансов при Александре I. Двухэтажный каменный дом был выстроен в позднеклассическом стиле. Между дворцом и парковой террасой был сооружен мраморный фонтан. Великолепный ландшафтный парк спускался от дома к искусственному пруду с двумя островками. Парк украшали многочисленные павильоны: грот, над которым стояла большая мраморная колонна, вывезенная из Италии, четыре мраморные статуи. Фотографии имения публиковались в журнале «Столица и усадьба» в 1916 году.
Но даже то, что осталось от некогда богатейшей и красивейшей усадьбы, все еще представляет большую художественную и историческую ценность. Прекрасно сохранился и реконструируется каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1807 году предположительно архитектором Казаковым. Кирпичная оштукатуренная церковь выстроена в стиле зрелого классицизма. Наружное убранство церкви отличается изящными и благородными формами, характерными для зрелого классицизма.
Также сохранились остатки хозяйственных построек барской усадьбы и кузницы. А в самом селе Богородском немало прелестных деревянных домиков с яркими ставнями и наличниками.
Прогулка по Коломне: темница Марины Мнишек и коломенский Арбат>>
Как доехать:
- на электричках Белорусского направления МЖД до станции Дорохово, далее автобусом №45 до остановки «Архангельское», далее тем же автобусом до станции «Ленинка» (село Богородское);
- от станции метро «Парк Победы» на автобусе №45 до станции Дорохово, далее автобусом №45 до остановки «Архангельское», далее тем же автобусом до остановки «Ленинка» (село Богородское);
- на автомобиле по Минскому шоссе.
Елена Кротова