Путешествие в Черниговский скит: пещеры монахов и пророчество Николаю II
Материал предоставлен «Издательством Подмосковье»>>
Черниговский скит стоит на окраине Сергиева Посада в окружении заповедного леса. Этот небольшой монастырь - подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Духовные чада преподобного Сергия основали в разных уголках земли монашеские обители, и Черниговский скит занимал среди них особое место. Свое название он получил от хранящейся там чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. Гефсиманский Черниговский скит – место уникальное. Здесь слились воедино красота русской природы и архитектуры, оно овеяно легендами и помнит важные и трагические страницы истории России - здесь император Николай Второй получил пророчество старца о жертвенной кончине своей семьи.
«Эрмитаж» русской культуры: прогулки по Сергиеву Посаду>>
Пещера для блаженного Филиппушки
Гефсиманский скит (первоначальное название Черниговского скита) был основан в 1844 году наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Тогда из села Подсосенье сюда перенесли старинную деревянную Успенскую церковь. Вокруг нее и вырос скит.
Вскоре появившиеся здесь пещерные кельи стали именоваться Черниговским «скитом». Эти подземные кельи и пещерные храмы, а также часовни, сохранились до наших дней, их можно осмотреть.
Образование скита связано и с именем юродивого Филиппа. Он вел суровый образ жизни, носил вериги (железные цепи и кресты, которые носят христиане-аскеты на теле для смирения плоти), считался прозорливым. В народе его прозвали Филиппушкой Блаженненьким.
Юродивый обошел всю западную часть России, посещая монастыри и храмы. Побывал он и в Киеве, где молился в пещерах Киево-Печерской лавры. Юродивый Филипп задумал основать свою подземную обитель. Недолго пожив в Троице-Сергиевой лавре, юродивый был переведен в зарождающийся Гефсиманский скит. Недалеко от скита он подыскал себе тихое место для молитв, поселился в лесной сторожке в так называемой Исаковской роще.
До революции Черниговский скит в народе называли «пещерами». В лаврском описании за 1899 год говорится: «Филипп со своими сотрудниками принялся копать небольшую подземную квадратную яму, которую впоследствии начал расширять, делать от нее подземные коридоры и в них небольшие пещерки для келий, средняя же большая предназначалась местом на общую молитву».
Была создана и пещерная часовня. Потом помещение превратили в храм и освятили во имя архистратига Михаила. Именно в этот храм девушка Александра Филиппова отдала в дар этому храму икону Черниговской Божией Матери. Образ является подлинным сокровищем обители.
Прогулка по Лотошинскому району: богатырь, сыры и мини-Третьяковка>>
Чудотворные иконы
Черниговская икона Божией Матери прославилась в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. Благодаря усердным молитвам монахов перед этой иконой обитель была спасена от монголо-татар. Враги, ворвавшиеся в обитель, пытались осквернить икону, снять с нее многочисленные драгоценности, которые жертвовали верующие в знак благодарности за помощь. Монастырская легенда рассказывает, что неведомая сила остановила разорителей. Они, не сумев дотронуться до иконы, в страхе бежали.
С этого образа было сделано много копий. Одну из них Александра Филиппова в 1852 году и подарила Гефсиманскому скиту. Здесь икона прославилась чудесами исцеления и стала именоваться Черниговской Гефсиманской иконой Пресвятой Богородицы.
В давние времена скит не уступал Троице-Сергиевой лавре по числу паломников. А сейчас здесь большой поток паломников из Украины. Они молятся о мире на родной земле, о своих семьях, о единстве славянских народов.
В Черниговском скиту и другая чудотворная икона – «Нерушимая стена». На ней Богородица изображена в окружении ангелов. Верующие рассказывают, что количество ангелов на этой иконе увеличилось - и новые лики продолжают проявляться. Монахи на это говорят: «Видимо, таким был замысел иконописца».
Николо-Угрешский монастырь: святой центр Дзержинского. Смотрите фото>>
Храмы подземные и земные
С годами на территории скита стали строить кельи и на поверхности. Братия перебралась туда. Под землю спускались только на молитву.
Руководство лавры решило воздвигнуть над пещерами большой каменный храм в честь чудотворной иконы Божией Матери. Автором проекта и руководителем строительства был известный архитектор Султанов, который является идеологом и ярким представителем русского стиля в отечественной архитектуре. Он также был хорошим инженером.
Перед Султановым поставили задачу построить большой верхний храм, не разрушая пещер. Задача была выполнена. Храм, который в конце XIX века был в России одним из самых изысканных и богатых, придал скиту яркую национальную окраску.
В 1895 году напротив восточного фасада храма была воздвигнута каменная пятиярусная колокольня. Ее высота достигает 71 метра. Строилась колокольня по проекту архитектора Латкова. Через несколько лет он построил Никольский собор Покровского монастыря в Хотькове.
Прогулки по Чехову: «Пушкинское гнездо» и храм, где просят детей>>
Здесь исповедовался император Николай II
В Черниговском скиту особенно прославился старец Варнава (1831-1906 гг.). Он был духовником всей братии скита. Василий Меркулов (так звали старца в миру) был родом из крепостных крестьян Тульской губернии. Его семья переехала в село Нару Фоминскую (ныне город Наро-Фоминск) Московской губернии, а 20-летний юноша ушел в обитель Сергия Радонежского. При пострижении в монахи получил имя Варнава, которое переводится как утешитель. У старца был редкий дар утешения, духовного рассуждения, духовной и житейской мудрости. К нему стекалось множество богомольцев. Отец Варнава принимал от 500 до тысячи человек в день. Всей своей деятельностью он доказывал, что старчество – это не затворничество, а подвижничество с активным выходом в мир.
В Черниговском скиту сохранилась келья Варнавы. Здесь он принимал всех желающих. Люди открывали ему свое горе, свои нужды, свои не только духовные, но и семейные затруднения, имущественные, служебные неприятности. Старец всегда давал добрый совет, часто носивший пророческий характер. Многим Варвара предсказал гонения за веру. Он давал верующим четкие указания, как жить в грядущие десятилетия безбожия.
В январе 1905 года император Николай II приезжал к старцу Варнаве на исповедь вместе с семьей. Неизвестно, о чем они говорили. Известно, что старец предсказал мученическую кончину русскому царю и его семье. Он благословил их на этот подвиг.
Духовными чадами старца были преподобный Серафим Вырицкий, писатель Иван Шмелев, философы Константин Лаврентьев (в монашестве Климент), писатель, публицист и философ Василий Розанов. Могила Розанова находится на территории скита. А мощи радонежского святого Варнавы хранятся в главном храме Черниговского скита.
В скиту можно взять святую воду из пещерного источника. Для паломников и туристов у келейного корпуса открыт киоск, где можно купить хлеб и хлебобулочные изделия из монастырской пекарни.
Прогулки по Рузе: родина князей Долгоруковых и Соловья-разбойника>>
Адрес:
Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, д. №1.
Телефоны:
8(496) 549-25-28, факс: 8(495) 995-30-17
Как доехать:
- на электричке с Ярославского вокзала Москвы до станции Сергиев Посад, далее автобусом №38 до остановки «Черниговский скит» или любым маршрутным такси, следующим до поселка Ферма, затем 10 минут пешком.
- на автомобиле по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, от Лавры до скита ехать 14 км по ул. Карла Маркса, Вифанской, до поворота на Огородную, далее по Новоогородной до остановки «Ферма» и далее до скита.
Татьяна Булкина