Подмосковная электричка: магазин на диване, хиты вагона и бабули‑мучительницы

Подмосковная электричка: магазин на диване, хиты вагона и бабули‑мучительницы
Истории

Пригородные электрички – основной транспорт для всех, кто ездит из Подмосковья в столицу: на учебу, работу или просто по делам. «Бывалые» пассажиры чувствуют себя здесь как дома, а вот новичкам приходится несладко. Электричка – это отдельный мир, живущий по своим законам: здесь вас напоят, накормят, развлекут, расскажут истории из жизни, наступят на ногу, нахамят и изрядно потолкают. Особый колорит поездки приобретают с наступлением дачного сезона. Корреспондент РИАМО поделился впечатлениями от 1,5- часового путешествия по маршруту Москва - Дмитров.

Как будут выглядеть новые пригородные электрички>>

Занять позиции

Май, пятница, час пик. На пригородных вокзалах Москвы яблоку негде упасть. Тот, кто не купил проездной и не позаботился утром о покупке обратного билета, вынужден отстоять длинную очередь в кассу. Сегодня и я в числе «неудачников»: потеряв у касс не меньше 10 минут, с заветным билетом несусь на перрон.

На платформе полно народу. Пока иду, присматриваюсь, где людей поменьше: вероятность того, что не будешь стоять всю дорогу, больше. Прикидываю, где остановятся двери вагона: там уже «кучкуются» люди. Присоединяюсь к нетерпеливой толпе, стараясь держаться подальше от дачников с тележками – обязательно проедутся по ногам.

И вот – гудок, свисток – подходит долгожданный состав. Вагон проезжает чуть дальше предполагаемого места остановки, и плотная толпа рвется за ним. В вагон не заходишь – тебя заносят, внутри главное – оторваться от течения и быстро занять место. Самые «козырные» у окна – там спокойнее всего, не очень удачные в час пик места в серединке и с краю – на одном могут «зажать» как следует, на втором – будут периодически задевать. Лучшие места занимают быстро – мне еле достается с краю.

С Савеловского вокзала электричка отправляется битком – все места заняты, кое-кто даже стоит. Те, кому посчастливилось занять выгодные позиции, довольно улыбаются, некоторые тут же закрывают глаза и притворяются спящими – чтоб не трогали.

Провести в электричке я планирую ближайшие 1,5 часа, столько времени требуется в среднем, чтобы доехать от столицы до подмосковного Дмитрова.

Сама такая

Следующая остановка – «Тимирязевская», и еще издали видно толпу на платформе, которая, давясь и шумя, вваливается и тут же заполняет все свободное пространство в вагоне. Кроме рабочего люда и студентов, по пятницам едет много бабулек с саженцами, тележками и неподъемными сумками.

Особо сознательные и вежливые пассажиры уступают места пожилым пассажирам, как того требуют правила проезда, о которых неустанно сообщается по громкой связи в вагоне. Встаю и я – в долю секунды бабушка плюхается на мое место, награждая ударом телеги по ноге. Я жмусь ближе к тамбуру, к окну – там большая вероятность не задохнуться – в вагоне очень душно, несмотря на открытые окна и работающий кондиционер.

Пару остановок еду нормально, следующая приносит еще поток дачников. Несколько секунд – и саженец смородины в прямом смысле оказывается у меня в носу, а на правой ноге отчетливо чувствуется железное колесо дачной сумки. Отвернуться от ненавистного куста получается плохо – справа грудь дородного мужчины, слева чье-то громко дышащее лицо. Кто-то за спиной ест чебурек. Смородина в этой ситуации оказывается лучше. По спине тихонько стекают капельки пота…

В вагоне кто-то постоянно кричит и повизгивает: «Мужчина, вы на меня легли!» или «Прекратите уже толкать!», а в ответ слышатся чуть виноватые извинения или откровенное хамство из разряда «Сама такая!».

Эксперимент РИАМО: тестируем москвичей на доброту>>

«Магазин на диване»

Кажется, что хуже быть не может, но тут появляются торговцы, их в этот час довольно много, и толпа их ничуть не смущает. Ведь это – потенциальные покупатели. Первый товар, который предлагают утомленным пассажирам – триммер для стрижки волос в носу и в ушах. Даже если у вас и в помине нет волос в данных местах, продавец настойчиво убеждает: «не нужен сейчас, пригодится потом!». Пока торговец протискивается с поднятым вверх триммером между пассажирами, в толпе отчетливо слышатся раздраженные вздохи и цоканье.

Но это только начало. Далее идет продажа бальзама для суставов, точилки для ножей, детских сказок, мячиков-попрыгунчиков, человека-паука, который прыгает сам, и еще множества немыслимых товаров. Наконец появляется мороженщик – ему везет больше, десятки рук протягивают деньги, и спустя некоторое время треть вагона затихает, сосредоточенно поедая лакомство.

Вагонный хит-парад

Но тут в вагон врывается резкий звук гармони – песня «Только мама» сегодня открывает хит-парад музыки в электричке. С трудом дослушав завывания уличного певца цыганской наружности, я надеюсь, что сегодня песен больше не будет. Однако после парочки торговцев газетами, сухариками и пилочками для ногтей едва задремавших пассажиров будит электрогитара и «Белый лебедь на пруду».

Однако спокойно допеть не получается – в тамбуре показываются красные жилеты. Контролеры начинают свой рейд.

Охота на зайцев

Чуть ли не половина вагона оказывается «зайцами» – пробираясь сквозь стоящих людей, безбилетники устремляются к выходу. Места освобождаются, и те, кто стоял, наконец-то садятся. Я освобождаюсь от саженца в носу и тоже плюхаюсь на первое попавшееся сиденье. Дышится легче. Вот сейчас по-настоящему радуешься появлению контролеров. Протягиваю билет – меня подозрительно смеряет взглядом пухлая тетушка в очках, берет билет, ставит ручкой пометку о проверке и отдает назад, затем разворачивается к следующему купе. За ней угрюмо следуют две черные фигуры – охрана.

Когда компания доходит до тамбура, открываются двери, и толпа «зайцев», радостно улюлюкая, срывается с места и несется по платформе, мимо вагона с контролерами и ныряет в следующие двери, самые быстроногие стараются «улететь» на два вагона вперед. Людей много, но добежать успевают все.

В это время явно бывалая кондукторша и опытные охранники совершают маневр: один страж порядка бежит туда, куда предположительно забегут «зайцы», а тучная женщина, ловко пересекая вагон, растопырив локти и приготовив свой «штрафной» аппарат, встает у дверей – встречать «зайцев».

Попавшихся безбилетников теснят и требуют оплатить проезд, самых шустрых охранники пытаются схватить за локти, из тамбуров доносится хлопанье дверей, шарканье ног, пререкания, смех, гневные голоса.

Непокорных пассажиров и самых отъявленных «зайцев» – нескольких молодых людей и бойкую женщину – блюстители порядка ведут конвоем через вагон, куда – непонятно, но выглядит это жутковато. Как правило, до места назначения «арестованные» так и не доходят: ловкие убегают, а остальные, осознав, что сопротивление бесполезно – рыщут по карманам и нехотя оплачивают проезд. После рейда поезд затихает.

Как работают контролеры метро: новые способы борьбы с зайцами>>

Хуже татарина

Мерный стук колес, жужжание поезда убаюкивает. Я прикрываю глаза, но тут чувствую напротив пристальный взгляд, смотрю – дедушка на противоположном сидении приветливо улыбается. Я улыбаюсь в ответ из вежливости. Но для него это оказывается сигналом к действию. Дедуля тут же заводит разговор, поначалу я приветливо отвечаю, после – лишь киваю, а спустя минут 10 – уже думаю, куда бы мне улизнуть.

Но болтун вцепляется в меня, и вот он уже «несется» по бурным годам своей молодости, воспоминания сменяют одно другое, дедушка многого не помнит, но это не мешает ему перескакивать с темы на тему. Дабы скрепить новое знакомство, он протягивает мне яблоко, я не отказываюсь, но беру с некоторой опаской. Дедушка достает яблоко и себе, сидим – едим и молчим пару минут. После истории начинаются по новой.

Я смотрю на часы: скоро моя остановка, радостно вздыхаю и прощаюсь с попутчиком на самом «пикантном» моменте повествования. Он выглядит растерянно – но что ж, таков закон электрички: собеседник может покинуть тебя в самый неожиданный момент.

Я направляюсь к выходу, в прохладном тамбуре жду остановку. Кажется, все… Осталось собрать последние силы и пройти через турникет: домой, домой!

Выхожу из вагона вместе с растрепанной, гудящей и быстроногой толпой. Электричка идет дальше, уносятся прочь настойчивые торговцы, вагонные музыканты, бабушки с тележками, спящие равнодушные пассажиры, суровые контролеры и ловкие «зайцы»: бурлящая, несомненная, стопроцентная жизнь.