На работу на велосипеде: москвичи о велодорожках, пешеходах и «душе» велика
Власти Москвы не первый год развивают инфраструктуру для велосипедистов: в городе создана большая сеть велопрокатов, появились специальные велодорожки и велопарковки. Москвичей призывают пересаживаться с личного авто на велосипед, чтобы разгрузить дороги от пробок. В городе регулярно проводятся велопарады, а в мае состоялась акция «На работу на велосипеде». Работает ли велосипедная инфраструктура в столице, каково на практике ездить по городу на велосипеде, и чего в этом плане не хватает Москве по сравнению с Европой, РИАМО рассказали московские велосипедисты со стажем.
Луиза Нестерова, создатель онлайн-конструктора платьев, 29 лет
Маршрут: Красная Пресня — Динамо
Расстояние: 5 км
Время в пути: 25-30 минут
Про велопарад
«Раньше я ездила с мужем на машине и общественным транспортом. Стояли в пробках, нервничали, тратили деньги на обслуживание автомобиля, бензин и парковку. Все изменил велопарад.
Перед велопарадом я изучала информацию о велосипедах и узнала, что на них можно ездить по дорогам, что это мировая тенденция. В крупных мегаполисах люди отказываются от личных авто в пользу велосипеда, даже в холодной Канаде. Я и раньше задумывалась о защите экологии, проблеме загрязнения воздуха. Информация о мировом велодвижении дала надежду на светлое будущее. Я приняла решение ездить на велосипеде, и это решение изменило мою жизнь в лучшую сторону — у меня появились новые друзья-велосипедисты, а утром я просыпаюсь в предвкушении поскорее сесть на велосипед».
Как прошел всероссийский велопарад в Москве>>
Про зимнюю езду
«Поначалу, когда я ездила по Ярославскому шоссе, проблем было много: очень плохой воздух, грязь, подземные и наземные переходы, шумное шоссе. Осенью мы решили переехать в центр, и все проблемы исчезли. Во-первых, я стала более уверенно ездить на велосипеде, во-вторых, внутри ТТК передвигаться гораздо удобнее, так как машин поменьше, дороги не такие широкие. В конце концов, я стала ездить и в дождь, и даже зимой! Один раз ездила ночью, когда не было машин, и только что выпал снег. Это была одна из самых приятных поездок — свежий воздух, белые хлопья и тишина».
Что нервирует велосипедиста
«Сейчас есть только две сложности: долгие светофоры и переходы. Очень хочется грамотную дорожную инфраструктуру для велосипедистов. Зимой из-за машин грязь и каша на дорогах, реагенты портят резину. Я езжу только по проезжей части, справа от потока и очень медленно. Если быть очень внимательной и соблюдать правила, риски минимальны.
Велодорожки и велополосы говорят городу о том, что велосипедисты существуют, и это хорошо. Но то, как настроена работа светофоров, когда порядка 100 секунд приходится ждать зеленого света, то, что водители паркуются на велополосе, а велодорожка проходит прямо по тротуару и мешает пешеходам, конечно, нервирует».
Про инстаграм велосипеда
«У моего велосипеда есть душа, корзинка с цветочками и даже отдельный аккаунт в инстаграм @LuizinBike2.0. По работе мы организуем девичники, поэтому я часто езжу, прицепив к багажнику связку шаров. Когда люди видят мой стильный ретро-велосипед, они всегда умиляются, просят сфотографироваться. Один раз я стояла в Столешниковом переулке, прислонила свой велосипед к стене, а сама разговаривала по телефону. Подошла дама с кавалером, попросила меня отойти, чтобы сфотографироваться с велосипедом. Когда я договорила по телефону и собралась уезжать, она очень удивилась, извинилась за свое поведение. Она думала, что мой велосипед — это часть декораций для фестиваля «Московская весна».
Дмитрий Панин, сотрудник Института механики МГУ, 35 лет
Маршрут: Университет — Мичуринский проспект.
Расстояние: 2 км
Время в пути: 7-8 минут
Про велопрокат
«Я стал пользоваться велосипедом, потому что это позволяет сократить время, которое тратится на дорогу до работы и обратно. Я еду на метро до „Университета“, а затем беру велосипед на пункте проката velobike.ru.
Поездка от метро „Университет“ до работы на велосипеде занимает около 7-8 минут. На транспорте же получается гораздо дольше, причем основное время занимает ожидание на остановке, что крайне утомляет. Плюс толкотня в автобусе или троллейбусе, постоянные пробки. Я устал от этого, захотелось внести свежую струю в скучный процесс поездки на работу. И вот появился прокат велосипедов! Теперь я еду на работу на велосипеде по территории МГУ, где почти нет машин, природа, свежий воздух.
Основной недостаток — крайне долгий дозвон в службу поддержки, около 10-15 минут. А так, пользоваться арендной системой довольно удобно, велосипеды неплохие, и много станций велопроката по городу».
Три интересных веломаршрута по Подмосковью>>
Александр Подольский, ведущий инженер-конструктор, 32 года
Маршрут: «Преображенская площадь» — станция метро «Римская»
Расстояние: 10 км
Время в пути: 25-30 минут.
Как за хлебом сходить
«Мне повезло: 90% пути я еду вдоль набережной Яузы в спокойном темпе. 10 километров на велосипеде — это очень мало, как за хлебом сходить. В обратную сторону, если тороплюсь, могу за 20 минут долететь. А могу проехать через „Бауманскую“ и „Сокольники“ — это длиннее и дольше, зато интереснее. Дорога через лес — это вообще сказка!
Сложно бывает начать и проехать в первый раз. А потом уже точно знаешь все нюансы пути. Советую начинающим прокатиться в выходные и изучить маршрут. Ну, и велосипед, конечно, должен быть хороший, хотя бы за 30-40 тысяч.
На работе я ставлю велосипед под лестницей, рядом с охраной. Охранник присматривает за ним.
Сейчас стало удобнее ездить. По сравнению с 2009 годом — небо и земля. Больше скошенных бордюров, переходов, светофоров, велосипедные дорожки. Единственное, чего очень не хватает в пути — дешевой воды. А так, мне в дороге ничего не мешает, кроме дождя».
Двухколесная Москва: когда столица станет городом велосипедистов>>
Сергей Еремин, предприниматель, 48 лет
Маршрут: Люблино — платформа «Очаково»
Расстояние: 30 км
Время в пути: 1 час 45 минут
Про эксперимент
«Велосипед сначала попробовал просто ради эксперимента: казалось, что времени это занимает примерно столько же, сколько и на метро. Поначалу ездил на нем не очень регулярно, раз 20-30 за сезон. Впрочем, велосипед может стать регулярным транспортом для поездки на работу, только если на путь уходит не более 20-25 минут, иначе любой дождь или зимняя слякоть превратит удовольствие в муку.
Из моего района, Люблино, сложно выехать в любом направлении, кроме северного. Ближайшие мосты через Москву-реку — Электрозаводский и Братеевский — расположены очень далеко друг от друга. Есть железнодорожные мосты и плотина электростанции, но по ним проезд закрыт. Из-за этого приходится делать крюк километров в 7-8».
Про езду по проезжей части
«Ехать по шоссе очень удобно: полоса для автобусов, длинные подъемы и пологие спуски, на которых можно разогнаться до 40 км/ч и даже выше. Я всегда езжу по проезжей части, это не опаснее, чем ехать на скутере, просто есть несколько приемов, которые следует знать. Главное правило — если вы разогнались до 27-30 км/ч и выше — не надо прижиматься к бровке. Велосипедист для водителей и без того „прозрачный объект“. Прижимаясь к бровке, вы запросто можете стать жертвой маршрутки, которую кто-то неожиданно попросил остановиться, или автомобиля, решившего свернуть направо во двор».
Про велодорожки
«По тротуарам ездить непросто. Сплошные бордюры, рытвины и неровности. А велодорожки хороши для прогулки. Но кто только по ним не двигается! Мамаши с колясками, дети на самокатах, новички на роликах. В парках велодорожки уместны, но на оживленной трассе, например, на Бульварном кольце, от них пользы мало. Только и ждешь подвоха от открывающихся дверей авто.
Раньше я затаскивал велосипед в офис, или работодатель делал парковку на охраняемой территории. Сейчас работаю в пафосном бизнес-центре класса A, но тут нет не только велопарковки, но даже пандусов для инвалидов. Хотя при такой удаленности от метро сюда на самокате или велосипеде добираться быстрее, чем на автобусе или маршрутке».
Как путешествовать на велосипеде по миру>>
Артем Семенов, менеджер, 33 года
Маршрут: Кунцево — Бибирево
Расстояние: 25 км
Время в пути: 2-2,5 часа
Про хобби
«Велосипед — мое хобби, я регулярно езжу на нем по городу. В пути на работу 70% еду по тротуару, дворам и паркам, 30% — по проезжей части. По возможности ищу маршруты подальше от дорог. Например, недавно открыл для себя шикарный маршрут от Медведково до Сокольников через набережную Яузы. У себя в Кунцево выезды в центр стараюсь делать через Филевский парк.
В маршруте на работу есть три очень неудобные точки. Пересечение улицы Народного Ополчения с проспектом Маршала Жукова — там нет перехода через Жукова, и я еду прямо через автомобильный тоннель. Пересечение с Ленинградкой в районе метро „Сокол“, где я на свой страх и риск еду через Алабяно-Балтийский тоннель. После тоннеля начинается велодорожка до самой „Петровско-Разумовской“. Эта дорожка весьма специфична. Местами под нее просто отведен кусок пешеходного тротуара, а там, где она проходит мимо магазинов и прочих заведений, дорожка используется под парковку. Но в целом удобно и можно неплохо разогнаться».
Про самооборону и пешеходов
«В безлюдных местах могут выскочить дикие собаки. В такой ситуации я обычно продолжаю двигаться, не меняя скорости, и вскоре они теряют ко мне интерес. Но все же думаю завести какой-то приборчик из широкого ассортимента имеющихся сейчас на рынке легальных средств самообороны».
По поводу пешеходов — на мой взгляд, это главная проблема велосипедиста в Москве. Например, в Германии все поголовно знают правило, что если тебя сбил велосипедист на велодорожке, то виноват ты сам. У нас, если дорожка идет вместе с тротуаром, то она перестает быть велодорожкой — пешеходы игнорируют ее полностью. Если же она все-таки отделена, то пешеходы, несмотря на обилие знаков и разметки, воспринимают ее как удобный тротуар. В последнее время появился особо опасный подвид пешеходов — это люди, которые на ходу что-то смотрят в смартфоне. Они вообще непредсказуемы — идут неровно, не слышат тебя и не видят«.
Про вело-инфраструктуру в Москве
«Я считаю, что ситуация в городе не сильно изменилась. 15 лет назад было все примерно так же, только бордюры были высокие. Все учились делать банни-хоп, не сбавляя скорости. Велодорожки, которые сейчас создаются, в большинстве своем пока очень условны и больше являются результатом популизма со стороны мэрии. А проект велодорожки на Бульварном кольце — это только лишний повод автомобилистам для ненависти к велосипедам. До Германии или Голландии нам — как до Луны. Я там ездил и могу сравнить. Велодорога там — это действительно полноценная инфраструктура, продуманная, безопасная и удобная».