Музыка в метро: джаз, балалайка, советское ретро и «человеческие» песни

Музыка в метро: джаз, балалайка, советское ретро и «человеческие» песни
Истории

Московский метрополитен начал отбор участников программы «Музыка в метро», который запускается в мае 2016 года и продлится все лето. По задумке организаторов, благодаря этому проекту пассажиры подземки смогут услышать качественную музыку профессиональных коллективов, а музыканты - познакомить московскую публику со своим творчеством. Площадки для выступлений в метро будут предоставляться бесплатно, при этом участники пройдут строгий кастинг. Зачем музыканты хотят играть в метро, что планируют исполнять, и что, по их мнению, должно звучать в метро, узнала корреспондент РИАМО, посетив прослушивание, которое состоялось в четверг.

Кастинг участников программы «Музыка в метро». ВИДЕО>>

Антонина Синицына, 26 лет, балалаечница:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«У меня высшее музыкальное образование по балалайке и по народному пению. Сегодня буду и играть, и петь. Исполню попурри из русских народных песен, латиноамериканской мелодии и классической музыки, Паганини. Спою русскую народную песню. Сам проект «Музыка в метро» мне очень нравится, ведь если музыкант, который будет играть для пассажиров, является профессионалом, то будет доносить до слушателя профессиональное исполнение. И молодежь будет слышать то самое качество звука, если, конечно, идет не в наушниках.

Думаю, было бы здорово, если в метро будет звучать патриотическая музыка, а также классическая и народная. Сама я не играла в общественных местах, такого опыта у меня нет. Поэтому я и пришла сюда, чтобы понять, мое это или не мое, нужно ли мне это. Буду рада играть для пассажиров в метро, чтобы люди видели и слышали народный инструмент балалайку».

«Пишем метро»: как прошла акция московских художников в подземке>>

Алексей Макаревич, 42 года, гитарист, участник коллектива «Прожект БАМ»:

«Нашему коллективу более 6 лет, мы - не уличный коллектив, мы в клубах в основном играем. Бывало, я один или с перкуссионистом играл на улице, в переходах. Сюда пришли, чтобы получить возможность официально поработать на проходящую публику. Хотим для пассажиров метро играть старый джаз и советское ретро.

Мне самому, как пассажиру метро, не хватает качественной музыки. Чтобы играли прилично и выглядели тоже, кстати. Поэтому согласен с организаторами проекта, что отбор, прослушивания должны быть. Приятно, что встретили много знакомых. Мы сыграем сегодня тему из фильма «Ва-банк», споем песню «Моряк вразвалочку».

Евгений Андреев, 29 лет, концертмейстер, аккордеонист:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«Сегодня буду играть на аккордеоне. Я закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано. Работаю в музыкальной школе, а также многопрофильным пианистом, если приглашают поиграть на различные мероприятия и концерты. Об этом конкурсе узнал совершенно случайно, подал заявку, посмотрим, получится ли победить. На прослушивании конкуренция достаточно сильная, видно, что отбор был жестким. Отобрали самих лучших.

Очень положительно отношусь к этому проекту, так как победителям будет запрещено играть тяжелый рок, приветствуются обычные, человеческие песни. Мне это близко. Если пройду, то с удовольствием буду играть для людей в метро, дарить им музыку, если они, конечно, что-то услышат, ведь все спешат. Для меня формат выступления в метро абсолютно новый. На кастинге я исполню отрывки из композиций вальс «Весна на заречной улице», вальс Евгения Доги и польку Рахманинова. Это одни из моих любимых произведений».

Жюри проекта «Музыка в метро» отметили высокий уровень участников>>

Сергей Садов, 55 лет, председатель Ассоциации артистов уличного жанра Москвы, играет на авторском инструменте садора:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«Занимаюсь музыкой 40 лет и уже более 20 лет состою в Союзе композиторов России. Музыка у меня полуклассическая - полуэтническая, восточная и русская, я вижу, что людям нравится.

Сегодня сыграю попурри из трех авторских вещей, которые будут в индийском, арабском и русском ключе одновременно. Работа, конечно, есть и без этого, но всегда приятно делать какие-то шаги для дальнейшего движения в своей жизни. Я в метро давно не играл, лет десять, наверное. Помню, что последний раз это закончилось «ментовкой». Почему бы и не поиграть в метро после 10 лет перерыва?

Чем хорош уличный жанр, так это тем, что это свободная профессия, что у тебя нет конкретного контракта, и ты можешь изменить программу, если произведение не «катит». Ты не связан с продюсерским центром. У каждого уличного музыканта есть свой слушатель. И люди, у кого не хватает денег на билет, могут просто подойти и послушать. Я работал и в Германии, и в Финляндии, и в других северных странах, там очень заметна помощь национальным инструментам.

В метро у нас очень мало такого формата, как балалаечники, гусляры, а это очень виртуозный веселый и интересный жанр. Считаю, что эти струнные группы должны быть поддержаны. Мы начинаем забывать собственную мелодику, у нас на улицах звучит рэп под пустые банки, потому что музыканты боятся выходить с барабанами из-за арестов и выходят просто с пластмассовыми ведрами, это очень низкий уровень. Конечно, надо поощрить и дать возможность обнародовать свои проекты и консерваторцам, и ребятам из училищ, и просто профессиональным музыкантам».

Кастинги уличных музыкантов стартовали в Москве. ВИДЕО>>

Борис Линников, 29 лет, губная гармоника:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«По образованию я - театральный актер, работаю как музыкант. Играю на аккордеоне и контрабасе, но на губной гармошке лучше всего. У моей губной гармошки звук похож на звук аккордеона. Я играю мировые хиты. Сегодня буду играть Либер-танго. Вообще выступаю и в ресторанах, и в салонах, и на улице. Пришел с желанием выиграть. Также хочу, чтобы это была легализовано, как в Европе, где я часто играю. Правда, там выступаю не в метро, а в самых культовых людных местах Парижа, Рима, Хельсинки, Стокгольма, Барселоны. Везде это регулируется, играть можно по лицензии. Думаю, что сейчас так же хорошо сделают в Москве.

Считаю, что проект «Музыка в метро» отчасти проводится для того, чтобы были выбраны самые лучшие уличные музыканты, и это здорово. Думаю, в метро должна звучать качественная музыка, она не должна сильно мешать, скорее, напоминать ресторанный вариант, чем концертный. Считаю, что люди в метро Москвы, как и в Европе, ждут от музыкантов наших хитов, потому я хотел бы играть для них «Темную ночь», мелодии из «17 мгновений весны» и др. Для меня возможность выступления в метро - это и новая репетиционная площадка, где можно вместе со зрителями попробовать новые вещи, и дополнительный заработок в том числе».

Ночные пассажиры метро: про «резиновые» вагоны, «зоопарк» и тройку лошадей>>

Аршак Макичян,21 год, скрипач, студент консерватории:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«Мой инструмент - скрипка, играю на ней с детства. Если удастся победить в конкурсе, будет интересно поиграть в метро классическую музыку. Мне кажется, что пассажирам в метро сейчас все равно, какая музыка звучит в подземке, но я хочу показать настоящую классическую музыку. На улицах сам не пробовал играть, потому что это не разрешено. В этом прослушивании принимаю участие просто для того, чтобы попробовать. Сегодня сыграю небольшие отрывки произведений Паганини, Баха и других композиторов, если успею. На выступление дают 4 минуты».

От «Комсомольской» до «Саларьево»: как менялся облик московского метро>>

Дмитрий Резвов,29 лет, музыкант, виолончелист в группе Imperial string trio:

Фото: РИАМО, Николай Корешков

«Мы собрались в коллектив около полугода назад. О прослушивании узнали от друга-музыканта. Идея потрясающая! Давно во многих странах это было легализовано, и мне кажется, в России такая практика необходима. И артисты будут популяризироваться, и люди массово получат возможность услышать качественную музыку. На этом конкурсе мы видим профессиональных музыкантов высокого уровня. Мы сегодня исполним кавер на песню «Clocks» группы Coldplay в нашей аранжировке для трио из скрипки, альта и виолончели.

Хотим играть в метро и доносить академическую музыку, а также исполнять популярную музыку в классической адаптации. Думаю, что после тяжелого рабочего дня все хотят слышать что-то жизнеутверждающее, мажорные мелодии. Для музыканта играть в метро - это хороший сценический опыт, который не получишь на академической сцене. В подземке другая публика, иное взаимодействие с людьми, оно более живое и открытое, более яркое и близкое. В академических залах зритель подготовленный, а здесь артисту предстоит выступать перед разной публикой, пробуждать в людях эмоции».