Московской подземке — 90 лет! История самого красивого в мире метрополитена

Истории
Сергей Крылов / Фотобанк Лори

Фото - © Сергей Крылов / Фотобанк Лори

В материале РИАМО о том, кому и когда пришла в голову идея построить метро в Москве, кто занимался строительством и когда была открыта первая станция.

Как начиналось строительство метро в Москве

Фото - © РИА Новости

Впервые о прокладке метрополитена в Москве заговорили еще в 1875 году. Тогда инженер Василий Титов предложил построить подземную дорогу от Курского вокзала до Марьиной рощи. Но предложение так и осталось предложением.

В 1897 году к этой затее вернулись снова. С того времени по 1930 год было представлено целых пять потенциальных проектов строительства метрополитена. Лишь в начале 30-х годов началось строительство. Сначала метрополитен не собирались прокладывать глубоко под землей, однако в таком случае пришлось бы переворошить весь город. И тогда Вениамин Маковский, молодой инженер, предложил строить на глубине. Идея понравилась градоначальнику Лазарю Кагановичу, а Иосиф Сталин окончательно поставил точку в споре и утвердил план глубокого заложения.

Строили метро достаточно медленно: у людей было мало опыта в подобном строительстве, да и самих людей не хватало. После привлечения помощи из-за границы работа пошла быстрее.  И вот 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская».

Фото - © РИА Новости

Архитектор Иван Тараканов придумал символ Московского метро — красную букву М. Идею все поддержали. Также любопытно, что девизом строительства были слова «Создадим дворец для народа!», именно поэтому архитектура метро настолько торжественная и монументальная. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» — настоящие шедевры архитектурной мысли.

Спустя два года заработал участок второй очереди — от станции «Смоленская» до станции «Киевская».  Еще спустя год введен в действие участок от «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») до станции «Курская», было организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.

Московское метро в военное и послевоенное время

Аркадий Шайхет

Фото - © Аркадий Шайхет/РИА Новости

Даже в годы Великой Отечественной войны строительство метрополитена не прекращалось. 18 января 1944 года достроили третий участок — от станции «Курская» до «Измайловская». Также в ходе войны метро использовали как бомбоубежище — во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек: они размещались на платформах и в тоннелях. Со временем под землей развернулся целый город: открывались магазины, парикмахерские, была даже небольшая библиотека. 

После окончания войны активно начали строить кольцевую линию. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции «Курская» до станции «Парк культуры». 30 января 1952 года открыт участок от станции «Курская» до станции «Белорусская». 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», который позволил замкнуть эту линию. Все станции Кольцевой линии — апофеоз сталинского ампира: они украшены скульптурами, живописью, светильниками. 

Борис Ушмайки

Фото - © Борис Ушмайки/РИА Новости

В 50-60-е годы строили радиальные линии, чтобы связать центр города со спальными районами. Так появились Сокольническая, Рижская и Замоскворецкая линии. Арбатско-Покровскую линию скрывали от прессы до 1952 года, поскольку эти станции должны были выступить в роли бомбоубежища в случае ядерной угрозы. 

В 1955 году решили строить метро по типовым проектам, поэтому новые станции стали выглядеть гораздо проще по сравнению с предшественницами. Например, стоит вспомнить станцию «Спортивная» или «ВДНХ». В то же время появляются первые наземные станции — «Кутузовская», «Фили», «Студенческая». Всего с 1951 по 1960 годы была построена 21 станция.

В 60-70-е годы курс на упрощение архитектуры станций продолжился, появились станции со стеклянными вестибюлями (из называют «стекляшки») и станции с платформами с 40 колоннами в два ряда («сороконожки»). К «сороконожкам» относится, например, «Первомайская». Всего за это десятилетие проложили 58 километров метро и открыли 31 станцию.

70-90-е годы для метрополитена

Борис Бабанов

Фото - © Борис Бабанов/РИА Новости

За этот период Московский метрополитен заметно удлинился в сторону окраин, были открыты новые станции. Также заполнялось и внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открыли нынешний «Китай-город» и «Сухаревскую». 

Оформление также претерпевает изменения: теперь оно сочетает сталинский ампир и индустриальность Хрущева. Появляются станции глубокого заложения — «Кузнецкий мост», «Пушкинская», «Тверская». Всего в 70-е годы построили 30 станций метро.

В начале 80-х вводят в эксплуатацию Серпуховскую линию с семью станциями: от «Серпуховской» до «Южной». Затем темпы строительства замедлились, строители «выдавали» в среднем по 2-3 станции в год. Всего же за это десятилетие открыли 28 станций.

В 1990-е годы открыли северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савеловская» до «Алтуфьево». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля». Также в 2000-х начались открываться первые станции за пределами МКАД. Первенцем в подмосковном направлении стала станция «Бульвар Дмитрия Донского», которую открыли в декабре 2002-го.

Современное развитие московского метро

Павел Львов

Фото - © Павел Львов/РИА Новости

Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последние годы были открыты не только новые станции — «Битцевский парк», «Лесопарковая», «Спартак», «Тропарево», «Котельники», «Некрасовка» и тд, но и участок Калининской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».

Большое значение в жизни москвичей и гостей столицы имеет МЦК (Московское центральное кольцо) — городская железная дорога, интегрированная в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Особенно значимым событием стало открытие Большой кольцевой линии (БКЛ) в 2023 году. Длина БКЛ — 70 километров с 31 станцией и тремя электродепо. Всего 10 лет ушло на строительство Большой кольцевой линии. Станции построены в рекордно короткие сроки: работы на каждой станции велись в среднем 2−3 года. 11,5 тысячи человек в сутки участвовали в строительстве в пиковый период.

В том же году состоялось еще одно важное событие в жизни москвичей. Впервые московский метрополитен связали с одним из столичных аэропортов. В сентябре открыли станцию «Аэропорт Внуково», так что с тех пор пассажиры могут добраться практически из любой точки города до Внуково без пересадок на другие виды транспорта.