Матрешка: развивающая игрушка с вековой историей и символ России во всем мире

Истории

Фото - © Медиасток.рф

В материале РИАМО рассказываем об истории матрешки — известной всем игрушки, которую придумал мастер из подмосковного Подольска.

История появления матрешки

Фото - © Медиасток.рф

Точных и документально подтвержденных версий появления матрешки нет. Достоверно известно, что впервые она появилась в Москве в мастерской при магазине «Детское воспитание» накануне Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года. На этой выставке деревянная кукла завоевала «бронзу».

Первая матрешка называлась «Девушка с петухом». Она изображала круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком. В руках у нее был черный петух. Под девушкой скрывался мальчик, затем снова девочка — и так до восьмой, самой маленькой фигурки, изображавшей младенца в пеленках. Все фигурки при этом отличались друг от друга.

Создателем первой куклы считается токарь из Подольска Василий Звездочкин. Он придумал и выточил фигурку девушки с петухом в 1890-х годах. По одной из версий, художник Сергей Малютин создал эскиз игрушки, по которой мастер и сделал ее. А вдохновила художника жена Саввы Мамонтова Елизавета, которая побывала в Японии и привезла оттуда набор куколок «Семь богов счастья», которые вкладывались друг в друга. Часть исследователей предполагает, что это могли быть традиционные куклы кокэси или дарума. Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Еще одна теория гласит, что Малютин нашел игрушку, похожую на матрешку, в одном из кустарных музеев и по ней нарисовал эскиз для будущей куклы в славянском стиле.

По другой версии, мастер Звездочкин нашел вдохновение в славянских образах и японских игрушек до этого никогда не видел. В любом случае, создателями матрешки считаются Малютин и Звездочкин, а имя игрушка получила по самому популярному в те времена женскому имени Матрена. В переводе с латинского оно означает «мать семейства».

Форма игрушки, выточенная Звездочкиным, сегодня находится в Музее русской матрешки в Сергиевом Посаде.

Как матрешка стала символом России

Фото - © Медиасток.рф

После того, как в 1900 году «Девушка с черным петухом» получила приз на парижской выставке, увидеть ее можно было не только в «Детском воспитании». Изготавливать игрушку стали мастера из Сергиева Посада, они же и усовершенствовали технологию изготовления матрешки.

В сотрудничестве художников и народных мастеров на свет появлялись множество образов матрешек — древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. И везде преобладал «русский стиль».

Популярностью пользовались матрешки, сделанные в виде крестьянок, держащих в руках домашнюю птицу или предметы утвари. Промысловая матрешка выражала национальные представления о красоте — это была широколицая, румяная, дородная женщина в праздничном костюме и дорогом цветастом платке на голове, «содержащая» в себе многочисленное потомство.

Матрешки продолжали покорять мир. В начале XX века игрушки еще несколько раз побывали за зарубежных выставках в Лондоне, Германии, Греции и Турции. Они стали настолько популярными, что в Лейпциге начали продавать копии игрушек в русском стиле. А в России матрешки начали производить в разных регионах, причем уже не только в традиционном стиле. Например, игрушки производили к свадьбам и юбилеям, а в 1909 году к столетию Гоголя создали серию матрешек по произведениям писателя.

В Советском Союзе производство матрешек наладилось по всей стране и был создан музей, при котором находилась мастерская по их изготовлению. Со временем он переехал в Сергиев Посад (в советский период — Загорск) и находится там до сих пор. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку, в которой каждая фигурка символизировала один год советской власти.

Загорские, вятские и семеновские: такие разные матрешки

Фото - © Медиасток.рф

Наиболее известные традиционные центры производства матрешек находились в Подольском районе (ранее — Подольском уезде) Подмосковья; городах Семенов и Городец и селе Полховский Майдан Нижегородского края; городе Нолинск и деревни Луговые Вятского края.

Матрешки из Сергиева Посада отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2. Расписывают таких матрешек гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные — красный, желтый, синий и зеленый) с черной контурной обводкой и растительным орнаментом.

Семеновские деревянные куклы более стройные — тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщенную нижнюю часть. Местные токари славятся изготовлением многоместных матрешек, а также матрешек-футляров в виде условно решенных фигур девушки и юноши, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Расписывают их яркими анилиновыми красками красного, синего, зеленого, фиолетового цветов с черной контурной обводкой.

Вятская матрешка легко узнаваема по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам и традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. Она тоже расписывается в основном цветами и листьями.

Как делают матрешку

Фото - © Медиасток.рф

Чаще всего матрешек делают из липы — эта мягкая древесина не трескается при сушке. Реже используют ольху и березу. Деревья обычно срубают ранней весной и снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Потом бревна сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. При этом приступать к изготовлению матрешки нужно тогда, когда древесина находится на стадии «золотой середины» — не сухая, но и не сырая.

Самую маленькую фигурку в матрешке делают первой. После самой маленькой мастер приступает к фигурке побольше, затем к следующей и так до самой большой. Количество кукол может быть любым. Каждая заготовка проходит более 10 операций.

Потом готовых матрешек покрывают масляным лаком, окончательно сушат и полируют. После всего можно приступать к раскрашиванию куклы. Для росписи используют акварель, гуашь, темперу и масляные краски. Самой популярной краской остается гуашь. В росписи матрешек сегодня у мастеров есть полная свобода — их делают и традиционными в виде русских красавиц, и посвящают какому-то событию, политическим деятелям, актерам и героям мультфильмов.

Матрешка — развивающая игрушка

Фото - © Медиасток.рф

Сегодня обладателем одного из лучших собраний матрешек из разных уголков России является Сергиево-Посадский музей. Выставка «Музей русской матрешки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI веков. Здесь представлены работы профессиональных художников и народных мастеров из традиционных центров производства матрешки, в том числе Московского региона, а также современные авторские матрешки.

Кроме того, что матрешка является самым ярким символом нашей страны, она остается одной из лучших развивающих игрушек для детей. В XIX веке в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам, потому что в обществе был спрос на дидактические игры. И как раз кукла-матрешка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринужденно учила ребенка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.  И делает это до сих пор — в любом детском образовательном учреждении есть несколько видов матрешек.

Матрешка была создана более века назад, но до сих пор восхищает своей красотой людей по всему миру и вдохновляет мастеров на создание новых форм и новых смыслов.

Контакты Сергиево-Посадского музея русской матрешки приведены ниже.

Где: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, город Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 144

Контакты: +7 (496) 540-53-56, +7 985 040-45-17

Сайт: https://museum-sp.ru/exhibition/all/vystavka-muzey-russkoy-matryeshki