Матильда Кшесинская: портрет, которого нет
Авторская рубрика РИАМО посвящена истории живописи, самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет о том, кто из известных художников мог написать портрет прославленной балерины Матильды Кшесинской, и почему этого не произошло.
Смотрите «Истории о живописи от Ольги Шараповой» на YouTube канале>>
Неоконченный портрет
История живописи полна загадок. А ненаписанная картина иногда может сказать даже больше, чем оконченная и поставленная в раму.
До нас дошли десятки фотографий знаменитой балерины конца XIX – первой половины XX века Матильды Кшесинской. Почему же нет ее портретов? Ведь Кшесинская была современницей таких выдающихся портретистов, как Константин Маковский и Валентин Серов. Эти художники были обласканы сильными мира сего, получали заказы от знатных персон, высокопоставленных чиновников, писали известных актрис и фавориток богатых дворян. Почему же в век этих легендарных живописцев портрет балерины, возлюбленной Николая II, так и не был написан?
Оказывается, прославленная балерина была слишком неусидчива для того, чтобы позировать. По сохранившимся воспоминаниям самой Матильды Кшесинской, с самых юных лет она была так ветрена, порывиста и непоседлива, что не могла выдержать даже нескольких минут неподвижного позирования.
Портрет балерины пытался написать Константин Маковский, но терпения Матильды хватило не более, чем на один-два сеанса, а живописец любил подолгу работать над деталями, поэтому портрет так и не был закончен.
Почему же портрет Кшесинской не стал писать Валентин Серов? Всем известны его знаменитые портреты балерины Анны Павловой и танцовщицы Иды Рубинштейн.
Дело в том, что отношения Кшесинской и Серова не сложились. Почему так вышло? Ответ не так однозначен. Одна из причин заключается в том, что Серов дружил и сотрудничал с директором Императорских театров Сергеем Волконским. Из-за интриг Кшесинской Волконскому пришлось подать в отставку.
Вторая причина: Матильда Кшесинская имела близкие отношения с Великим князем Владимиром Александровичем, тем самым, который разогнал рабочих в «кровавое воскресенье» 1905 года, а Серов резко осудил эти действия.
Премьера «Матильды»: зрители рассказали, почему весь зал смеялся>>
Фотопортреты и автопортрет
Однако прохладные отношения с Валентином Серовым ничуть не беспокоили балерину. Она была сторонницей всего нового, и эти кисти и мольберты просто-напросто казались ей анахронизмом. Например, на ее даче в Стрельне была построена первая в тех краях электростанция, такой не было даже в царском дворце.
А художников балерине легко заменил модный фотоаппарат. Именно поэтому до наших дней дошло так много фотографий Матильды Кшесинской, и совсем нет ее живописных портретов.
При этом стоит отметить, что сама она умела рисовать и легко обращалась с карандашом и бумагой. Например, известен портрет будущего царя Николая II, который Матильда написала на белом альбомном листе.
Сохранился и автопортрет балерины. Она написала свой профиль на небольшом клочке бумаги. Эти рисунки можно увидеть в музее им. А. А. Бахрушина в Москве.
Родственница Николая II объявила о своих авторских правах на «Матильду» >>