Летная школа в Подмосковье, где готовят пилотов ВВС

Летная школа в Подмосковье, где готовят пилотов ВВС
Истории

Материал подготовлен Щелковским ИА

Военная авиация сегодня - одно из главных средств борьбы с мировым терроризмом. Российские Военно-космические силы (ВКС) стали главным действующим лицом антитеррористической операции в Сирии. Поэтому подготовка военных летчиков - одна из самых актуальных задач для страны. Подмосковный город Монино - один из авиационных центров России. Именно здесь планируется открыть президентское кадетское училище с авиационным уклоном. А с 2000 года в Монине действует уникальная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой, носящая имя легендарного летчика-истребителя, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.

О процессе обучения и перспективах российской авиации корреспонденту Щелковского информагентства рассказал директор школы, военный летчик 1-го класса, участник войны в Афганистане Юрий Кравченко.

За штурвалом с десятого класса

Фото: Сергей Будаченков, Щелковское ИА

В ноябре 1998 года вышло постановление о создании по всей России девяти школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. И в 2000 году в Монине была создана школа, учредителями которой выступили Щелковский район, Министерство образования региона, Минобороны РФ, Главное командование Военно-воздушных сил России (ВВС).

«В настоящее время осталось, пожалуй, два-три таких учреждения, а летная практика, наверное, только у нас», – говорит Кравченко.

Обучение в школе имени А. И. Покрышкина проходят после девятого класса и исключительно мальчики. В большинстве своем это жители Московской области. Для ребят из регионов России и Москвы необходимо разрешение министра образования Подмосковья. Кстати, все учащиеся находятся на полном гособеспечении.

В школе обучается около 220 человек, но не все из нее выпускаются – не все справляются с нагрузкой. Дисциплина и распорядок дня здесь - как в суворовском училище, не всем ребятам по плечу. Военный уклад во всем – роты, взводы, командиры из отставных офицеров ВВС. Действуют строгие запреты, например, за вредные привычки следует незамедлительное отчисление, за пользование телефоном в учебное время – выговор и отказ в увольнительной.

Отличие от обычной школы - и в дополнительных специализированных дисциплинах, среди которых авиационная техника, аэродинамика, парашютная и радиотехническая подготовка. Это позволяет ребятам получить необходимые знания для летной практики. Сейчас проходит эксперимент по внедрению еще трех направлений. По своему выбору ребята могут пройти курс спасателя, оператора беспилотника или инженерную подготовку.

В остальном – это обычная школа, где преподают гражданские учителя, из которых 70% с высшей педагогической категорией. Выпускникам школы выдают такой же аттестат, как и всем российским выпускникам.

В небе - только лучшие

Авиатренажер в летной школе

Фото: Сергей Будаченков, Щелковское ИА

Летную практику ученики проходят в подмосковном Серпухове на аэродроме «Дракино» на легких самолетах EuroStar. Допуск к практике получают лишь 45-50% курсантов.

«К сожалению, у нас все меньше полностью здоровых ребят. Даже частые простуды сказываются на выборе – летчик не может часто болеть. Из оставшихся отсеиваем уже по рейтинговой системе, в которой учитываются оценки по предметам и за полеты на авиатренажере», – поясняет директор учебного заведения.

В распоряжении школы несколько тренажеров: один из них полностью имитирует кабину самолета, остальные – компьютерные. Раньше желающие могли освоить пилотирование настоящего вертолета «МИ-2», но сейчас этот учебный аппарат находится на ремонте.

После практики ребята получают значки парашютиста 3-го класса, совершив три прыжка с самолета «АН-2» с высоты 8000 метров, и значки за пилотирование, налетав порядка 15 часов.

Возрождение военной авиации

Фото: Сергей Будаченков, Щелковское ИА

Сам Юрий Кравченко служил в Афганистане, где за два года совершил 565 боевых вылетов, садился на все 17 аэродромов этой страны. Он награжден орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени Афганистана.

«Я пришел на службу в советское время, тогда система подготовки летного состава была очень мощной. Практически по всем видам авиации была своя школа. Налет давался фантастический – порядка 300 часов. Выходили подготовленные летчики, которым оставалось только переучиться под определенные машины и оттачивать уровень мастерства. Буквально четыре-пять лет – и летчик получал 1-й класс, а это значит, что он мог летать в любое время в любых погодных условиях», – вспоминает Кравченко.

По его словам, 90-е годы стали настоящим ударом для российской авиации. Износ техники и сокращение летного состава подорвали ее мощь. Для города Монина печальным отголоском 90-х стало прекращение деятельности Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая была базой для подготовки командного состава, здесь выпускались одни из лучших летчиков страны.

«Подъем авиации начался в 2008-2010 годах. Военные летчики вновь становятся элитой. Но мое мнение таково: они все равно мало летают, хотя, может, в современных условиях и с нынешними возможностями самолетов этого и не требуется в таком масштабе, как раньше. Техника продвинулась настолько вперед, что я уже не готов сесть в новый самолет», - признается директор летной школы.

Он также отметил, что в России за последнее время прошло несколько учений, которые показали, что у нас есть Вооруженные Силы, способные дать отпор врагам. А Парад в честь 70-летия Победы 9 мая продемонстрировал новейшую авиационную и наземную технику.

«Я восхищен тем, какую полномасштабную операцию проводят наши военные против террористов в Сирии. Это демонстрация нашей мощи и слаженности действий, показатель для всего мира, что авиация в России не погибла. Она обладает высокоточным оружием. Российские Воздушно-космические силы смогли продемонстрировать самый высокий уровень ведения боевых действий», - заключил Кравченко

Сергей Будаченков

Как вам материал?