Крылатый дракон Кранахов
Новая авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет про жизнь и творчество Кранахов – знаменитых немецких живописцев эпохи Возрождения, связанных семейными узами.
Весной этого года москвичи могли очень близко и полно познакомиться с живописной школой германского Возрождения. В музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит выставка картин Кранахов. Это четыре поколения художников и ученики школы, созданной Лукасом Кранахом Старшим. Выставка завершится 15 мая, поэтому у любителей живописи остались последние выходные, чтобы полюбоваться шедеврами Кранахов.
Смотрите «Истории о живописи от Ольги Шараповой» на YouTube канале>>
Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего, 1550 год
Множество посетителей рассматривали лица курфюрстов, библейских героев и современных авторам красавиц, и лишь немногие обратили внимание на крылатую змейку-дракончика, то здесь, то там тоненькой кистью написанную на полотнах.
Лукас Кранах Старший родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии. С рождения он носил фамилию Зондер, но в дальнейшем стал называть себя Кранахом – в честь родного города.
В 1504 году, будучи уже известным, Кранах стал придворным художником саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Таким образом, статус его вырос до уровня Яна ван Эйка, Боттичелли, Леонардо и Тициана. В 1508 году курфюрст вручил живописцу геральдический диплом на фамильный дворянский герб.
Сейчас трудно сказать, как именно родилась идея этого герба, кто был ее первоначальным автором. Главным геральдическим символом на нем был дракончик с поднятыми крыльями и рубиновым кольцом во рту.
Дракончик стал символом живописи Кранаха, товарным знаком его мастерской. Почти на всех картинах мастера можно найти тоненького летящего дракончика – оберег его семьи, символ процветания рода.
Почти сразу после того, как дракончик появился на полотнах, Лукас Кранах нашел себе спутницу жизни. В 1512 году он женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного рода города Готы. В следующем году они обзавелись хорошим домом с садом, а через три года в их семье было уже двое детей. Позже родилось еще трое.
Дела шли в гору, Кранах торговал вином, в 1519 году стал членом виттенбергского городского совета, организовал типографию, держал книжную лавку, купил городскую аптеку. Кстати, аптека была отличным подспорьем, давая художнику необходимые вещества для живописи. Мастерская Кранаха работала в полную силу, десяток помощников трудились не переставая. Мало кто мог бы похвастаться такой деловой хваткой.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Затем его портреты и картины на библейские сюжеты вышли на первый план.
Галерист из Москвы - о секретах продажи картин и любителях живописи из Китая>>
Мадонна и младенец с гроздью винограда, 1510 год, Портрет молодой женщины, 1526 год
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера.
Кризис и культура: почему москвичей потянуло на лекции и в музеи>>
Портрет Мартина Лютера, 1529 год
Особые надежды Лукас Кранах Старший возлагал на старшего сына Ганса. С юных лет он работал в мастерской отца. Картины его были искусны, не уступали отцовским, и тоненький крылатый дракончик также символизировал на них единство рода и непрерывность традиции.
Ганс путешествовал, впитывал опыт других живописцев, изучал лица и природу для будущих полотен. Кроме того, Ганс Кранах проявил интерес к правоведению и в 1534 году начал посещать университет в Лейпциге. В 1537 году он, как было принято в ту эпоху, отправился странствовать в качестве подмастерья, сумел добраться до северной Италии, о чем свидетельствует сохранившийся альбом путевых набросков. Там он продолжил изучение права в знаменитом Болонском университете.
Что случилось с талантливым художником в самом расцвете его молодости – загадка. 9 октября 1537 года Ганс Кранах скоропостижно умер. Для семьи это было страшным ударом. Любимый старший сын, образованный, сильный, надежда, продолжатель рода и династии. На его смерть писали стихи, семейство погрузилось в траур.
Но Кранахи выдержали этот удар. Лукас Старший прожил еще многие годы, успел написать замечательные картины и скончался в возрасте 81 года.
Младший сын Лукас продолжил дело отца. Крепким оказался фундамент, заложенный Лукасом Старшим. Мастерская просуществовала более 100 лет. Ею руководил Лукас Кранах Младший, затем его сын Августин (1554-1595) и внук Лукас III Кранах (1586-1645), который стал последним представителем династии художников.
Но после смерти Ганса дракон Кранахов навсегда опустил крылья. Больше его не изображали летящим, расправившим перепончатые лапы. Он стал печальным, скорбным знаком прежней радости.
Многие пытались разгадать загадку дракона. Крылья его напоминают корону, символизируя власть и гордыню, стремительность изгибов его тела – бег времени, отсылая к латинскому имени Хронос, которым Кранах иногда подписывал свои работы.
Кранаховский дракон невольно стал эмблемой неизбежности, скорби, но не сломленности.
Выходные 13-15 мая: фестиваль «Интермузей» и парад поездов метро>>
Автограф Лукаса Кранаха Старшего