Контролер электрички: «Зайцами бывают даже женщины в дорогих шубах»

Контролер электрички: «Зайцами бывают даже женщины в дорогих шубах»
Истории

Пригородные электрички — одно из главных средств транспортного сообщения в московском регионе, который сейчас активно развивается. Кассир-контролер электропоезда на Павелецком направлении МЖД Анна Панина уже при входе в вагон может определить «зайца» на глаз — за 6 лет работы девушка хорошо изучила все уловки недобросовестных пассажиров. О том, как перевоспитать заядлых безбилетников, она рассказала РИАМО.

Шоу со сковородой и триммер для носа: что продают в подмосковной электричке>>

«Девушка, телефончик не дадите?»

Анна пришла в Центральную пригородную пассажирскую компанию (ЦППК) на должность кассира-контролера в 2010 году, после окончания Ожерельевского железнодорожного техникума.

Обязанности контролера по сути просты — проверка и оформление проездных документов в электропоезде, качественное обслуживание пассажиров. Но оказалось, что общение с пассажирами — это целое искусство, достичь взаимопонимания бывает непросто.

«В свой первый рабочий день я тряслась страшно — как я буду с людьми общаться, поймут ли они меня и пойму ли их я?», — признается Анна.

Сейчас она с легкостью находит общий язык даже с самыми «сложными» пассажирами. Иногда приходится сглаживать агрессию, иногда — отшучиваться и отбиваться от случайных поклонников.

«Бывает, вступаешь в диалог, например, с безбилетным пассажиром, а он тебе шутит: «Девушка, а дадите телефончик? В таких случаях улыбаешься, подмигиваешь в ответ!».

По словам Паниной, к каждому «зайцу» нужен свой подход. С кем-то надо говорить строго, с кем-то — наоборот. Кому-то улыбнуться, с кем-то пошутить.

«Наша цель — убедить пассажира оплатить проезд. Пассажиры все разные, но мы ни в коем случае не должны вестись на провокации, а убеждать», — отмечает контролер.

По ее словам, агрессивные пассажиры встречаются редко, но все же неприятные случаи бывают. «Мы не вступаем в конфликт. Например, видим, спал человек, проснулся, ругается. Но мы стараемся вежливо общаться», — отмечает собеседница агентства.

Машинист из Каширы: про романтику и опасность железных дорог>>

«А билет у мамы»

В основном у безбилетников отговорки такие: «у меня нет денег», «я забыл карточку», «билет у мамы в другом вагоне», «подождите, я поищу» и тому подобное.

«Нет денег — ну как это? Так каждый может сказать. Поблажек в этих случаях не даю никаких», — заявляет Анна.

Пассажиры-зайцы могут быть совершенно разными — начиная от студентов, заканчивая пожилыми людьми и солидными женщинами в дорогих шубах, говорит контролер.

Однако от зоркого глаза контролера никто не укроется. «Зайдя в вагон, можно сразу определить зайца на глаз: кто-то сидел-сидел, и вдруг оп — спит! Или делает вид, что в телефоне, глаза бегают, нервничает. Бывает, люди агрессивно себя ведут для того, чтобы не оплачивать проезд», — рассказывает контролер.

А иногда контролерам удается перевоспитать безбилетника.

«Ездил у меня один молодой человек, студент. Он сначала бегал часто. А потом, видимо, устал, мы проводили с ним беседы, и он начал иногда проезд оплачивать. А потом наконец купил абонемент, сам бежит мне показывает: «Вот!», — вспоминает Анна.

Один день с помощником машиниста поезда «Спутник»>>

Облава

Чтобы призвать к ответственности недобросовестных пассажиров, сами контролеры часто идут на хитрости: устраивают так называемую «облаву».

«Проводим проверки, человек по 10 контролеров: в каждом тамбуре перехватываем безбилетников. Иногда хитрим с зайцами: они думают, что сейчас пересядут на другой электропоезд, а мы уже там!»

Если человек отказывается платить за проезд — ему выписывают штраф в размере 1025 рублей, который необходимо оплатить в течение месяца. После контролеры предлагают покинуть поезд, а если пассажир продолжает сидеть, вызывают сотрудников полиции, и они принимают меры, рассказывает Анна.

Вообще, по словам Паниной, в последние годы количество «зайцев» на железной дороге стремительно сокращается благодаря установке новых турникетов, билетных касс и профилактической работе.

«Если 6 лет назад зайцы ходили толпами, то сейчас такого нет. Да и культура пассажиров поменялась, стали меньше распивать в электричке спиртные напитки, мусора меньше», — отмечает контролер.

Подмосковная электричка: магазин на диване, хиты вагона и бабули-мучительницы >>

Веселые выходки

Помимо «зайцев», контролеры сталкиваются и с необычными выходками пассажиров.

«Мужчина, видимо, очень хотел спать, забрался на верхнюю полку для багажа и уснул. Его все фотографировали, все смеялись».

«Пожалуй, для контролера самое важное — это терпение, вежливость и стрессоустойчивость, конечно. Работа сложная, но мы справляемся», — говорит собеседница агентства.

В августе 2016 года Анна Панина получила благодарность генерального директора ЦППК «За высокий профессионализм и личный вклад в развитие Компании». В своей работе она ценит стабильность и общение с людьми. Правда, на хобби и увлечения времени не остается. Отпуск — а он у контролеров стандартный, по две недели два раза в год — предпочитает проводить в кругу близких и мечтает о карьерном росте.