Графские развалины усадьбы Быково в Подмосковье

Графские развалины усадьбы Быково в Подмосковье
Истории

Когда-то в подмосковной усадьбе Быково цвели черные розы, гости разглядывали рыб в диковинном аквариуме павильона «Эрмитаж», а из парадной гостиной роскошного дворца графа Воронцова-Дашкова доносились звуки органа. В советское время здесь был детский дом, школа подрывников, а с 1946 по 2006 год «хозяйничал» московский туберкулезный санаторий №5. Сейчас памятник архитектуры федерального значения переживает не лучшие времена – ветшает и ждет реконструкции.

Территория парка открыта для всех желающих, а вот во дворец попасть не получится. Корреспондентам РИАМО удалось запечатлеть уникальный графский дворец изнутри.

Основателем усадьбы в Быково принято считать генерал-губернатора Москвы Михаила Михайловича Измайлова, которому пожаловала эти земли сама Екатерина II. Во время посещения Быково императрица указала ему на то, что имение выглядит бледновато на фоне других подмосковных усадеб. Тогда Измайлов приглашает самого знаменитого архитектора того времени – Василия Баженова, чтобы построить нечто выдающееся.

Однако полюбоваться постройкой Баженова сейчас не удастся – дворец был перестроен в середине XIX века при новом владельце – графе Илларионе Ивановиче Воронцове-Дашкове. Видный государственный и военный деятель из знаменитого рода, Воронцов-Дашков был одним из богатейших людей России, среди его владений – знаменитый Воронцовский дворец в Алупке.

Для перестройки усадьбы граф пригласил швейцарского архитектора Бернара де Симона. Под его руководством был возведен не только дворец, но и оранжереи, скотный двор, въезд в усадьбу и прочие хозяйственные постройки.
От баженовской постройки сохранились лишь подвалы и въездные пандусы с белокаменной балюстрадой.

Бернар де Симон создал проект дворца в 1856 году в эклектичной стилизации под английский замок. Каждый из четырех фасадов был оформлен индивидуально. Главное украшение южного фасада – классический портик с кариатидами, изящными женскими фигурами, каждая из которых имеет неповторимый облик. В западной части находится неоготическая башня с обсерваторией. Восточный фасад оформлен в стиле эпохи Возрождения. А главный вход на северной стороне украшала барочная лестница. На северном фасаде и сейчас можно увидеть герб Воронцовых-Дашковых.

С парадного крыльца, куда в былые времена подъезжали конные экипажи, попадаешь в главный вестибюль с парадной лестницей. Потолок вестибюля просто потрясает: объемная лепнина с растительными орнаментами, медальоны с барельефными изображениями Флоры – богини весны, маскароны и другие изящные детали. По винтовой лестнице, украшенной мраморными вазами, гости поднимались на второй этаж, к комнатам для гостей и кабинету хозяина. С лестничной площадки между этажами можно было выйти на балкон над крыльцом и полюбоваться усадебным парком. До недавнего времени главный вестибюль дворца украшал оригинальный фонарь 19 века.

Первый этаж, где находятся главные парадные залы усадьбы, на удивление, сохранился достаточно хорошо. В конце 70-х годов, когда в этих стенах размещался туберкулезный санаторий, здесь прошла масштабная реставрация. Здесь можно увидеть богатую лепнину и роспись, резные дубовые панели и даже подлинные люстры и двери времен Воронцовых-Дашковых. На полу вестибюля сохранилась мозаика конца XIX века. Только предметы интерьера, увы, в советское время были утрачены.

Благодаря сохранившимся планам, и сейчас без труда можно сказать, для кого предназначались комнаты и залы дворца. Так, первый этаж делился на мужскую и женскую половины. Из женской открывался вид на парк и Владимирскую церковь, на мужской стороне располагалась башня с часами, а поблизости от нее – хозяйственные постройки.

Самый эффектный зал на женской половине – кабинет графини. Когда-то в нем было два камина. Кстати, камины во дворцах того времени играли лишь декоративную роль, так как отопление осуществлялось с помощью печей, установленных в подвале. Стены украшают ореховые панели с розами. По мнению искусствоведов, люстра в этом зале – подлинная, когда-то на ней были подвески из хрусталя.

Самый большой зал дворца – так называемая «Голубая гостиная». При Воронцовых-Дашковых здесь проходили приемы и стоял орган из серебряных труб. Большая гостиная объединяла женскую и мужскую части дома. С большой вероятностью, эта гостиная играла роль музыкального салона. Подтверждение тому можно увидеть в декоративных элементах помещения.

Еще одна роскошная деталь гостиной – мраморный камин, украшенный рельефными изображениями цветов и растений. Когда в усадьбе «хозяйничал» санаторий, в голубой гостиной располагалась бильярдная. Три больших бильярдных стола «уехали» из усадьбы сравнительно недавно – о чем свидетельствуют следы их пребывания на паркете.

В мужской половине дома размещалась библиотека, где до наших дней сохранились многоярусные резные шкафы. Правда, книги в шкафах давно ненастоящие – это всего лишь расписные панно, замаскированные под книжные полки. А во времена санатория в библиотечном зале появилась шведская стенка…

Из библиотеки попадаешь в другой зал – столовую, которую в советское время переделали в кинозал. К сожалению, сделать там снимки не удалось из-за отсутствия освещения.

На втором этаже дворца располагался кабинет графа. Там можно увидеть две настенные росписи с видами на парковые павильоны в усадьбе. Если изображенный здесь павильон «Эрмитаж» в советское время был разобран, то беседка-ротонда на берегу пруда чудом уцелела.

Из кабинета графа есть выход на балкон, который и поддерживают красавицы-кариатиды. Однако сейчас он находится в аварийном состоянии, и выходить туда просто опасно. Не удалось подняться и на башню, откуда в 19 веке хозяева и посетители Быкова смотрели на звезды.

Апартаменты на втором этаже находятся в более плачевном состоянии, чем залы первого этажа. Из-за протекающей крыши страдает богатая лепнина и стены.

Множество подсобных помещений в усадьбе были приспособлены под процедурные кабинеты туберкулезного санатория. Напоминания о недавнем медицинском прошлом усадьбы есть на каждом шагу – от всевозможных советских табличек до шкафчиков с горчичниками, напальчниками и таблетками. В подвалах можно найти стопки пыльных медицинских журналов.

Несмотря на запреты, желающих попасть во дворец всеми доступными способами хоть отбавляй, рассказывают охранники. Практически все окна первого этажа забиты фанерой, чтобы не искушать любопытствующих.

Два охранника находятся во дворце постоянно и следят за порядком на всей территории усадьбы. Площадь усадьбы Быково – одной из самых популярных туристических мест в области, – около 30 гектаров, поэтому хлопот у охранников предостаточно. По их словам, вандалы бьют стекла, жгут костры, лезут в форточки...

Даже в будни в бывшем графском парке всегда есть люди. Мамочки с детьми, рыбаки, туристы, художники, фотографы, свадебные процессии – здесь можно встретить кого угодно. По выходным в усадьбу приходят волонтеры, они устраивают субботники, ухаживают за парком и расчищают пруды. Объединившись в группу SaveBykovo, волонтеры активно ратуют за возрождение усадьбы.

Заросший парк усадьбы уникален, хотя для неподготовленного туриста он выглядит практически как лес. Знатоки могут разглядеть среди деревьев пихту, китайскую ель, орех, акацию, каштан, лиственницу и другие ценные породы деревьев.

В глубине парка сохранились два пруда, на одном из них чудом уцелела баженовская беседка — «Храм Цереры», принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца XVIII века. Знатоков архитектуры эта беседка поражает своей гармоничностью и классической красотой. Три пилона, расположенные по кругу, и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол.

Кода-то к беседке вел изящный мостик, но он давно утрачен. Силами волонтеров на островок с беседкой был проложен деревянный мост, но его периодически разбирают, чтобы защитить от вандалов. Волонтеры ухаживают за островом, разбивают цветники и устраивают здесь концерты.

Когда-то на берегу усадебного пруда стоял павильон «Эрмитаж», в котором отдыхали гости. Помимо музыкального салона, в «Эрмитаже» были обустроены фисташковая, оливковая, лиловая комнаты, а также комната-аквариум, одна из стен которой была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд. Гости наблюдали за подводной жизнью рыб прямо из помещения. К сожалению, этот павильон после революции был разрушен. По одной из версий, кирпичи павильона ушли на постройку столовой санатория.

На экскурсиях по усадебному парку Быково расскажут и о подземных ходах, которые вели от дворца до храма Владимирской иконы Божией матери – еще одной жемчужины этого места. В настоящее время подземный грот и все ходы засыпаны. Однако есть надежда, что при реконструкции усадьбы все усадебные постройки будут восстановлены.